Отношение в нашем обществе к детям, имеющим проблемы в развитии очень разное: одни к ним равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, их меньшинство, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности человека с серьезными физическими недостатками обрекает инвалидов на полную изоляцию: их редко можно увидеть на улицах, на предприятиях, в культурных учреждениях, информация о них практически отсутствует. В значительной мере это было обусловлено социальной и информационной политикой тоталитарного государства.
Продуманная и последовательная политика помощи детям с различными недостатками развития по праву считающаяся признаком цивилизованности, возможна только на основе ясного понимания государственных, социальных и индивидуальных интересов.
Без сомнения, общество должно быть информировано об основных направлениях политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, возник ряд существенных вопросов, о которых прежде предпочитали умалчивать, но которые в цивилизованном обществе принято и необходимо открыто обсуждать.
Интересы государства в сфере развития специального образования можно видеть в следующих существенных моментах:
1. В нацеленности дать всем детям с недостатками развития доступное им и качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными по возможности самостоятельно обеспечивать себя и исполнять гражданские обязанности.
2. В необходимости предотвратить маргинализацию (потерю гражданственности) аномальных людей и появление у них чувства заброшенности и отчужденности.
3. В стремлении смягчить социальные последствия для человека из-за его дефекта благодаря коррекционному обучению.
4. В намерении уменьшить число людей с нарушениями развития посредством пропаганды здорового образа жизни и просвещения населения; мер профилактики, направленных на рождение здоровых детей, оказания ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями.
Содержание интересов государства порождено двумя разнородными факторами. С одной стороны, государство не может игнорировать проблемы аномальных детей ввиду возрастания гуманистических начал в общественном сознании, а также потому, что аномальные люди составляют значительную часть общества и объединены в многочисленные организации.
С другой стороны, люди с ограниченными возможностями требуют от государства особого внимания и дополнительных расходов, при отсутствии которых к их физическим или психическим недостаткам могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм и т. д.
Современное государство располагает мощными рычагами воздействия на последствия и распространенность аномальности. Среди них как реальные средства медицинской и педагогической профилактики и коррекции, так и чисто формальный, юридический способ движений понятия «инвалидность, болезнь, норма, здоровье». То есть, существует возможность перемены содержательных критериев разграничения нормы и аномалии в законодательстве, инструкциях, в работе ПМПК.
Приоритетные направления в развитии специальной психологии и коррекционной педагогики.
1. Изменение терминологии.
2. Ранняя диагностика нарушений в развитии и ранняя их коррекция.
3. Развивающаяся связь со здравоохранением.
4. Тенденция к обучению всех детей, «необучаемых детей нет».
5. Социализация детей с нарушением развития - комплексное динамическое сопровождение ребенка после окончания школы-интерната.
6. Реорганизация системы психолого-медико-педагогических комиссий.
7. Интегрированное обучение, то есть обучение и воспитание детей с проблемами в развитии совместно с их здоровыми сверстниками.
Материалы для самостоятельной работы.
Вопросы для самоконтроля:
· Дайте определение понятия “аномальный ребенок”.
· Назовите факторы риска, оказывающие влияние на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды.
· Назовите причины возникновения нарушений в развитии детей. Какие причины вызывают врожденные аномалии и какие - приобретенные?
Задания теоретического характера:
- Объясните, почему ребенок, потерявший зрение на один глаз, но без отклонений в развитии, не считается аномальным.
- Перечислите основные категории детей с проблемами в развитии и назовите их специфические особенности. Вычлените ведущие диагностические показатели, характерные для каждой категории. Для ответа используйте “Дефектологический словарь”.
- Объясните, как вы понимаете высказывание Л.С. Выготского о том, что структура аномального развития сложна, что наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного, атипичного развития. Приведите примеры.
- Как известно, в структуре нарушения выделяют первичный дефект и вторичные отклонения. Рассмотрите структуру дефекта при снижении слуха, зрения и интеллекта.
Список литературы: 10, 12, 15, 16, 19, 23, 27, 30, 31, 39, 66, 74, 81, 89.
РАЗДЕЛ II .
Дата: 2019-02-19, просмотров: 612.