Глава 2. Понятие детской аномальности в специальной психологии и коррекционной педагогике. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании, учении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные конструктивные вопросы и понятия:

1. Понятие “аномальный ребенок”.

2. Психологическая и педагогическая классификации детей с нарушениями в развитии.

3. Первичный дефект и вторичные нарушения. Механизм взаимодействия, степень соотношения, характер взаимовлияния.

4. Причины и предпосылки нарушений психофизического здоровья, развития и поведения детей. Врожденные и приобретенные нарушения в развитии.

5. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении с учетом уровней детерминации личностных характеристик детей, микро- и макросоциума.

6. Приоритетные направления развития специальной психологии и коррекционной педагогики на современном этапе развития общества.

 

 

Проблемный анализ темы.

 

Проблемы в развитии ребенка, ущербность, деформации, нарушения обуславливаются множеством взаимодействующих факторов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: психодинамических, социодинамических, интеракционистских. В отечественной и зарубежной психологии имеется значительное количество теоретических концепций, экспериментальных и эмпирических данных, накоплен большой клинический и педагогический опыт, содержащий анализ механизмов развития человека, причин и условий возможных нарушений и деформации психического и личностного развития ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными понимается неоднозначно. В отечественной науке сегодня становится приоритетной концепция, рассматривающая развитие не как усвоение, присвоение, послушание, а как саморазвитие, самостроительство, творчество самого себя (С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.). Откуда для этого берутся источники? Каждый человек обладает собственной “самостью”, что и создает неповторимость его развития. “Самость” не всегда положительна. Но она есть и может многократно усиливаться или гаситься природными, национальными, культурно-историческими условиями, на фоне которых происходит развитие. В психологии развития в рамках научной школы Л.С. Выготского содержатся подходы к пониманию “тайны развития”, условий формирования человеком себя, самостроительство (Б.Д. Эльконин).

Чем вызваны различия детей и как они влияют на их развитие? К настоящему времени накоплено достаточно данных, которые имеют не только теоретический, но и практический интерес.

 

Задачи:

- Дать ключевое понятие “аномальный ребенок” с позиций   специальной психологии и коррекционной педагогики.

- Познакомить с основными категориями детей, имеющих нарушения в развитии, с соответствующей терминологией, которую предпочтительно использовать на современном этапе развития специального образования.

- Объяснить сложную структуру аномального развития, учитывающую первичный дефект и вторичные нарушения.

- Прокомментировать причины и условия деформации общего развития ребенка в контексте положения о системной детерминации развития личности.

1. Понятие “аномальный ребенок”

 

Проблема разграничения нормы и аномалии представляет собой немаловажную социальную, психологическую и педагогическую проблему.

 Особую актуальность она приобретает для общего образования. Известно, что для единства образовательной системы необходимы государственные стандарты. Но бесконечно расширять в них объем учебного материала нельзя, так как человек ограничен в возможностях воспринимать и усваивать информацию. Возрастание нагрузки вызывает у многих учащихся снижение успеваемости. К тому же, часть учителей выбирают облегченный путь, подчас «записывая» всех отстающих и психофизически ослабленных детей в группу аномальных. В итоге оказывается: чем выше уровень требований стандарта, тем больше школьников становятся или объявляются неуспевающими и «аномальными». Очевидна необходимость поиска новых и адекватных приемов обучения во избежание неоправданного произвольного манипулирования категориями: «норма» и «аномалия».

Различные нарушения и отклонения в развитии по-разному классифицируются в медицине, психологии и педагогике в соответствии с различием предметов их изучения. Медицинская классификация предполагает выделение типа патологии: неврозы, минимальная мозговая дисфункция, психопатии и т.д. Сюда же относится и термин «аномальные».

В рамках психологической классификации тип нарушения выделяется в отношении к нормальному развитию: искаженное, задержанное и т.д. Могут быть и другие основания психологической классификации, например, в соответствии с психологическими механизмами развития – развитие по типу гиперкомпенсации, развитие личности по депрессивному типу и пр.

 Педагогическая классификация ориентирована на процесс обучения и рассматривает нарушение развития. прежде всего, в контексте этого процесса.

В работах отечественных психологов – А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, – принадлежащих к школе Л.С. Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка. Понятие “аномалия” в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в психологической и педагогической науках. Отклонения или аномалии в развитии детей разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного восприятия, слуховой, двигательной, речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер. Отклонения могут быть разной степени тяжести, и вызваны разными причинами.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина “норма” (от лат. norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

В практической психологии и педагогике сегодня “работающими” являются понятия:

- предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);

- социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические ново образования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова);

- норма психического развития – позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач (по убеждению практиков);

- психологическая норма – проблема междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям с точки зрения науки коррекционной педагогики.

Аномальные дети – (греч. anomalos – неправильный) - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории аномальных.

В нормативно – правовых документах используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности», «дети с особыми образовательными потребностями» и др.

Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие поражения ЦНС.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии – это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей предыдущей категории. В психолого-педагогической литературе этим понятием определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности – это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, то есть позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей называли детьми – инвалидами.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах обучения, которые могут быть созданы в условиях, как образовательного учреждения, так и в учреждениях коррекционного вида.

 Своеобразие аномальных детей обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие аномальных детей было максимально приближено к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта. Необходимые для этого условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых большинство аномальных детей (за исключением детей, страдающих умственной отсталостью) получает образование, соответствующее объему неполной или полной средней общеобразовательной школы.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 548.