|
| Низкий уровень материаль-н-ого благосостояния
| Особенности современ-ной семьи
| Урбаниза-ция современ-ного общества
| Индустриали-зация, влияние НТР
| Экология
| Проблема-тичность организа-ции правильного досуга
| Вредные привычки
| Профес-сиональ-ные заболевания
|
| 3.
|
Психолого-педагогические предпосылки
|
|
| Психический облик ребенка (подростка)
| Социальная адаптация: приобщение, отчуждение самостоятельность, доля внушения и сознательности и т.п.
| Психическая адаптация (основные механизмы уравновешивания, компенсация, “бегство”, самоубийство, негативизм)
| Неблагоприятные факторы, влияющие на процессы воспитания и обучения
|
| | | | | | | | | | | | | |
Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении с учетом уровней детерминации личностных характеристик детей, микро- и макросоциума.
Речь идет не о параллельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития человека.
Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность.
Природные индивидные свойства и социальная среда не являются “внешними факторами”, действующими по принципу “больше – меньше”. Их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.
Психологу и педагогу важно помнить, что помимо мозговых травм в нарушениях личностного развития играют роль множество других факторов. Например, неврозы родителей, семейные разлады, низкий социальный статус, которые усиливают риск возникновения нарушения у ребенка, перенесшего травму.
Высокие требования в школе, снижение успеваемости могут вызывать эмоциональные срывы, протест – в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Отношение окружающих на имеющиеся нарушения у ребенка – настороженное, некорректное, бестактное – могут усиливать риск нарушения.
Важным моментом является и собственное отношение ребенка к своим дефектам. Неправильное отношение усугубляет его состояние.
В некоторых случаях причиной отклонений в развитии ребенка могут быть скрытые соматические заболевания, которые не выявлены при медицинском освидетельствовании или неверно поставленный диагноз.
Классификация причин общего отставания в учении, развитии и воспитании с учетом уровней детерминации и личностных характеристик представлена в табл.2.
Таблица 2. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении
Уровни детерминации
Внутриличностная сфера
|
Внеличностная сфера
| | Родители
| Учителя
| Сверстники и “значимые” взрослые
|
| Нейропсихологический
| Общая ослабленность организма, слабый тип ВНД неврозы, нарушения слуха, зрения, артикуляции микропоражения в коре головного мозга, скрытые недуги, физические недостатки, инвалидность
| Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации.
| Отсутствие информации, не желание ею владеть, с нею считаться.
| Пассивность, обреченность
|
| Психологи-ческий
| Неадекватная самооценка низкий уровень познавательных способностей: малый объем оперативной и механической памяти, неустойчивое внимание, неразвитое мышление, ослабленная волевая регуляция, нарушения в эмоционально-волевой сфере: тревожность семейная, школьная, самооценочная.
| Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки тепла или гиперопека: “перекормленные”, избалованные дети, нищета, малый материальный достаток, пониженное настроение.
| Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять “зону ближайшего развития”, выявлять резервы и творческие способности.
| Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии, умение сопереживать, чувствовать др. человека.
|
| Педагогический
| Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях, пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, несформированность положительной мотивации учения, недисциплинированность.
| Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально-психологической службы.
| Стереотипность авторитарного общения, отсутствие дифференцированного подхода, щадящего режима, нетворческое мышление и низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности.
| “Выпадение” из детского коллектива, “отверженный” отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную групповую, индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями.
|