Социально-экономические причины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Низкий уровень материаль-н-ого благосостояния

Особенности современ-ной семьи

Урбаниза-ция современ-ного общества

Индустриали-зация, влияние НТР

Экология

Проблема-тичность организа-ции правильного досуга

Вредные привычки Профес-сиональ-ные заболевания 3.

Психолого-педагогические предпосылки

 

Психический облик ребенка (подростка)

Социальная адаптация: приобщение, отчуждение самостоятельность, доля внушения и сознательности и т.п.

Психическая адаптация (основные механизмы уравновешивания, компенсация, “бегство”, самоубийство, негативизм)

Неблагоприятные факторы, влияющие на процессы воспитания и обучения

                         

Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении с учетом уровней детерминации личностных характеристик детей, микро- и макросоциума.

Речь идет не о параллельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития человека.

Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность.

Природные индивидные свойства и социальная среда не являются “внешними факторами”, действующими по принципу “больше – меньше”. Их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

Психологу и педагогу важно помнить, что помимо мозговых травм в нарушениях личностного развития играют роль множество других факторов. Например, неврозы родителей, семейные разлады, низкий социальный статус, которые усиливают риск возникновения нарушения у ребенка, перенесшего травму.

Высокие требования в школе, снижение успеваемости могут вызывать эмоциональные срывы, протест – в зависимости от личностных особенностей ребенка.

Отношение окружающих на имеющиеся нарушения у ребенка – настороженное, некорректное, бестактное – могут усиливать риск нарушения.

Важным моментом является и собственное отношение ребенка к своим дефектам. Неправильное отношение усугубляет его состояние.

В некоторых случаях причиной отклонений в развитии ребенка могут быть скрытые соматические заболевания, которые не выявлены при медицинском освидетельствовании или неверно поставленный диагноз.

Классификация причин общего отставания в учении, развитии и воспитании с учетом уровней детерминации и личностных характеристик представлена в табл.2.

 

Таблица 2. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении

 

 

Уровни детерминации

Внутриличностная сфера

Внеличностная сфера

Родители Учителя Сверстники и “значимые” взрослые Нейропсихологический Общая ослабленность организма, слабый тип ВНД неврозы, нарушения слуха, зрения, артикуляции микропоражения в коре головного мозга, скрытые недуги, физические недостатки, инвалидность Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации. Отсутствие информации, не желание ею владеть, с нею считаться. Пассивность, обреченность Психологи-ческий Неадекватная самооценка низкий уровень познавательных способностей: малый объем оперативной и механической памяти, неустойчивое внимание, неразвитое мышление, ослабленная волевая регуляция, нарушения в эмоционально-волевой сфере: тревожность семейная, школьная, самооценочная. Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки тепла или гиперопека: “перекормленные”, избалованные дети, нищета, малый материальный достаток, пониженное настроение. Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять “зону ближайшего развития”, выявлять резервы и творческие способности. Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии, умение сопереживать, чувствовать др. человека. Педагогический Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях, пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, несформированность положительной мотивации учения, недисциплинированность. Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально-психологической службы. Стереотипность авторитарного общения, отсутствие дифференцированного подхода, щадящего режима, нетворческое мышление и низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности. “Выпадение” из детского коллектива, “отверженный” отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную групповую, индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 277.