Особенности современ-ной семьи
Урбаниза-ция современ-ного общества
Индустриали-зация, влияние НТР
Проблема-тичность организа-ции правильного досуга
Психолого-педагогические предпосылки
Психический облик ребенка (подростка)
Социальная адаптация: приобщение, отчуждение самостоятельность, доля внушения и сознательности и т.п.
Психическая адаптация (основные механизмы уравновешивания, компенсация, “бегство”, самоубийство, негативизм)
Неблагоприятные факторы, влияющие на процессы воспитания и обучения
Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении с учетом уровней детерминации личностных характеристик детей, микро- и макросоциума.
Речь идет не о параллельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития человека.
Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность.
Природные индивидные свойства и социальная среда не являются “внешними факторами”, действующими по принципу “больше – меньше”. Их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.
Психологу и педагогу важно помнить, что помимо мозговых травм в нарушениях личностного развития играют роль множество других факторов. Например, неврозы родителей, семейные разлады, низкий социальный статус, которые усиливают риск возникновения нарушения у ребенка, перенесшего травму.
Высокие требования в школе, снижение успеваемости могут вызывать эмоциональные срывы, протест – в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Отношение окружающих на имеющиеся нарушения у ребенка – настороженное, некорректное, бестактное – могут усиливать риск нарушения.
Важным моментом является и собственное отношение ребенка к своим дефектам. Неправильное отношение усугубляет его состояние.
В некоторых случаях причиной отклонений в развитии ребенка могут быть скрытые соматические заболевания, которые не выявлены при медицинском освидетельствовании или неверно поставленный диагноз.
Классификация причин общего отставания в учении, развитии и воспитании с учетом уровней детерминации и личностных характеристик представлена в табл.2.
Таблица 2. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении
Уровни детерминации
Внутриличностная сфера
Внеличностная сфера
Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.