Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта. Например, глухота – первичный дефект. Но если глухота возникла до овладения речью, как следствие наступает немота – вторичный дефект развития неслышащего ребенка.
Представим схематично взаимосвязь первичного дефекта и вторичных нарушений по некоторым основным категориям детей (рис.4).
II
Рис. 4. Взаимосвязь первичного дефекта и вторичных нарушений.
Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов.
В определенных условиях вторичные симптомы воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект.
Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать сохранные функции слуха, если не развивать устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т.е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. В противном случае – первичный дефект слуха усилится.
Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений.
“Чем дальше отстоит симптом от первопричины, – пишет Л.С. Выготский, – тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию”. То есть, согласно этому положению – чем дальше “разведены” между собой первопричина (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания (например, слепорожденный ребенок имеет суррогатные наглядные представления, но зато некоторые особенности мыслительной деятельности и характера успешно преодолеваются).
Личность ребенка с нарушениями в развитии приспосабливается к определенному вторичному дефекту: глухие дети овладевают развитой мимико-жестикуляторной речью, у слепых детей остро развивается чувство расстояния.
На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения являются в одних случаях ярко выраженными, в других – слабо выраженными, а в третьих – почти незаметными (небольшая потеря слуха может привести к незначительным нарушениям в развитии речи; глубокое его поражение может оставить ребенка немым).
Своеобразие развития аномального ребенка зависит и от срока возникновения первичного дефекта. Чем раньше возник первичный дефект, тем значительнее будет тяжесть вторичных отклонений.
- Причины и предпосылки нарушений психофизического здоровья, развития и поведения детей. Врожденная и приобретенная дефективность
Причины, вызывающие большие или меньшие отклонения в поведении, психофизическом здоровье ребенка, весьма сложны и разнообразны. Попытаемся рассмотреть их в определенной системе.
Основные причины можно отнести к следующим категориям:
1) медико-биологическим,
2) социально-экономическим,
3) психолого-педагогическим.
Таким образом, обособляются главные аспекты отклонений и намечаются основные их характеристики.
В обобщенном виде причины и предпосылки нарушений в развитии детей представлены в табл.1.
Табл. 1. Причины и предпосылки нарушений психофизического здоровья, развития и поведения детей.
1. |
Медико-биологические причины
Наследственные
Врожденные (период беременности)
Приобретенные
1. наследственно-обусловленне нарушения обмена веществ;
2. аномалии хромосомных наборов родителей (1 % новорожденных)
3. неправильное питание будущей матери;
4. употребление алкоголя; курение (41,6 % детей-олигофренов);
5. неправильное медикаментозное лечение;
6. эндокринные заболевания; венерические и инфекционные болезни, токсикозы; интоксикации;
7. физические травмы;
8. стрессовые ситуации;
9. резус конфликт крови матери и плода и др.
10. механические повреждения плода (травмы при родах);
11. асфиксии новорожденного;
12. нервные или соматические заболевания ребенка (корь, грипп и т.д.);
13. нейроинфекции (менингит, энцефалит, полиомиелит менингоэнцефалит);
14. травматические повреждения ребенка;
15. интоксикации;
16. заболевания носоглотки, органов зрения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 614.