при составлении тематического плана
· Составить годовой план-график.
· Определить период планирования (четверть, семестр, полугодие…).
· Составить таблицу.
· Во втором столбце указать вид программного материала, с которого начинается период.
· Для каждого вида программного материала указать 4 раздела (теорет.подготовка, тех.подготовка, физ.подготовка, контрольные упражнения).
· Заполнить содержание каждого раздела согласно требований программы и др. директивных документов.
· В правой части таблицы указать графы уроков, используя сквозную нумерацию.
· Расставить усл.знаки для каждого урока, с учетом дидактических и др.требований.
· Под табл. пояснить усл.знаки.
Рис.11.1 Образец оформления годового плана-графика
Рис. 11.3. Образец оформления тематического плана
Условные обозначения:
Р - разучивание;
З - закрепление;
С – совершенствование;
К – контрольные упражнения;
+ - использование ранее изученного двигательного действия.
Существует 3 варианта разработки четвертных планов.
Первый вариант: поурочный текстуально-описательный (от 1-го до последнего занятия в четверти).
Второй вариант: тематический (по разделам от 1-го до последнего занятия: гимнастика, затем спортивные игры и т.д.). Его преимущество - больше возможностей для варьирования содержания занятий при изменяющихся внешних условиях.
В третьем варианте разрабатываются:
1) график учебно-воспитательной работы (примерно соответствует годовому графику очередности прохождения учебного материала, но по урокам на четверть);
2) методические разработки основных учебно-воспитательных задач (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения - типа картотеки). На рис. 11.2 представлена часто используемая в образовательных учреждениях форма тематического плана.
Конспект урока является наиболее конкретным документом и относится к оперативному планированию. Он составляется на основе четвертного плана с учетом содержания предыдущего занятия. Конспект обычно составляется для параллельных классов, но в нем указываются особенности работы в каждом из них. Он отличается детальной разработкой этапного плана с учетом реального хода и результатов предыдущего занятия. Конспект завершает систему планирования и в значительной степени несет организационную функцию. Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем, исходя из особенностей ее содержания, - вводная и заключительная.
В “шапке” конспекта обычно указываются общие задачи. Сейчас рекомендуется вводить в конспекте дополнительную (слева) графу, в которой указывать частные задачи.
Постановленные задачи должны отражать три направления: образовательное, оздоровительное, воспитательное.
Определение образовательных задач может осуществляется по алгоритму, предложенному Н.М. Моисеевым (1999).
Например, если двигательное действие изучается только в одном классе, является простым по технике исполнения, но в тоже время значимым в прикладном отношении, то уместно использовать глагол «научить», то есть последовательно пройти все три этапа обучения двигательному действию.
Если упражнение представлено в программе впервые, но его освоение предусмотрено и в последующих классах, то на начальном этапе обучения могут быть использованы следующие формулировки: «изучить основу техники двигательного действия», «освоить основные элементы техники двигательного действия».
Если упражнение уже изучалось в предыдущих классах, то при его освоении на втором этапе обучения двигательному действию могут быть использованы такие глаголы, как: «углубить», «конкретизировать», «усовершенствовать», «продолжить», «оптимизировать», «повысить», «завершить».
Самым главным при постановке задач является определение этапа обучения двигательным действиям, которое выступает в качестве предписания, какие задачи и в какой последовательности ставить. При этом недостаточно опираться только на содержание программы. Обязательной является предварительная проверка уровня технической подготовленности школьников. И тогда возможно, что вместо совершенствования двигательного действия, формально вытекающего из программы, надо вернуться к основам овладения техники.
К числу образовательных задач относятся направления теоретического и методического характера. При их формулировке чаще всего используют следующие глаголы; «рассказать», «сообщить», «напомнить», «объяснить», «проверить», «оценить», «закрепить», «продемонстрировать», «добиться».
При постановке воспитательных задач исходят из общих воспитательных установок, сформулированных в пояснительной записке программы физического воспитания, а также из данных педагогического наблюдения за контингентом.
Формулирование воспитательных задач сводится к использованию следующих глаголов: «воспитывать», «развивать», «приучать», «содействовать», «прививать», «формировать», «повышать», «усиливать».
Основанием для постановки оздоровительных задач являются данные медицинских осмотров, результаты тестирования и предварительной проверки готовности учащихся к сдаче контрольных испытаний, предусмотренных программой, специфика программы.
Эта группа задач включает в себя развитие двигательных способностей (силы, скорости, координации, гибкости, выносливости), укрепление отдельных мышечных групп, повышение амплитуды движений в различных суставах, профилактику нарушений осанки и свода стопы, совершенствование телосложения, повышение общей работоспособности, закаливание и улучшение физического здоровья.
При постановке задач особое внимание уделяется разносторонности воздействия на формы и функции организма детей. При формулировке задач данного типа чаще всего используют глаголы: «содействовать», «развивать», «способствовать», «тренировать». Ниже представлен образец оформления плана-конспекта урока ФК.
Утверждаю
Методист СОШ №2
__________В.Г. Русанов
Примерный план-конспект урока по «волейболу» в 5 классе
Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.