И обучения двигательным действиям
В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма, а не рассматривать его как копию взрослого в миниатюре. Неравномерности темпов роста и развития школьников проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. Например: длина тела увеличивается на 5-10 % в 6-7 лет и в период полового созревания, а в другие периоды - на 3%. На этом фоне «акселераты» опережают сверстников, а «отстающие» составляют 10-20 %.
Гетерохронность прослеживается и в развитии двигательной функции. Двигательная функция учащихся формируется под воздействием биологических (возрастных) и педагогических факторов. Двигательный анализатор у детей совершенствуется в течение длительного периода. 7-летний возраст считается началом становления произвольных движений и совершенствования координационных механизмов в ЦНС.
С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного анализатора, а к 13-14 годам достигает высокого уровня (происходит созревание ядра двигательного анализатора, повышение функциональных возможностей коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата). Естественное формирование двигательного анализатора заканчивается к 14-15 годам. Именно поэтому школьный возраст считается благоприятным для обучения двигательным действиям.
Разнообразные двигательные умения и навыки, приобретенные в течение школьного периода, являются базой для приобретения последующего двигательного опыта человека. Двигательная функция учащихся проявляется через двигательную активность, которая зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом этих связей обладает ученик и чем более они разнообразны, тем легче и быстрее у него формируются новые формы движений. Именно в этом проявляется 2-сторонняя связь двигательного анализатора и двигательной деятельности.
Методика обучения двигательным действиям школьников осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами и правилами методики физического воспитания, но имеет свои возрастные и половые особенности.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте особое значение приобретает наглядность. Дети склонны к предметному, образному мышлению, подражанию. Поэтому учителю необходимо осуществлять точный показ упражнения. Объяснения должны быть лаконичными, простыми, понятными. (ОРУ зачастую выполняется имитационным методом (бежим бесшумно, как «мышки», прыгаем, как «зайчики» и т.п.). Показ упражнения сопровождается образным рассказом, акцентируется внимание на действиях, непосредственно обеспечивающих выполнение упражнения. Изучаемые упражнения в большинстве несложны, доступны и должны опираться на базу дошкольного двигательного опыта. Выполняются действия преимущественно по распоряжению учителя.
Младшеклассники эмоциональны, быстро устают, но и быстро восстанавливаются. Поэтому упражнения должны быть непродолжительными, с короткими интервалами отдыха. Дети в этом возрасте проявляют интерес к упражнениям, активность и желание заниматься.
Четкая организация и разумная дисциплина на уроке должны сочетаться с относительной свободой и самостоятельностью действий. Выполнение движений заметно улучшается, а новые быстро «схватываются» и исправляются после замечаний общего плана. Однако усвоение проходит скачкообразно – бывают срывы после удачного выполнения, особенно в более сложных по координации действиях.
Рекомендуется на занятии выполнять упражнения 6-8 раз по два-три раза в каждом подходе. Физические упражнения разучиваются целостно, с помощью ориентиров, регулирующих движение (линии на полу, ленточки и доставание руками в прыжках), вспомогательных снарядов, физической помощи, упрощения.
Дети этого возраста склонны к играм, фантазии, поэтому физические упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.
Для организации занятий применяется фронтальный, групповой и поточный способы.
На уроках следует использовать межпредметные связи: физическое воспитание следует сочетать с музыкально-ритмическим воспитанием (проводить занятия под музыку), изобразительным искусством (обращать внимание на красоту движений, поз), математикой (производить измерение длины прыжка, продолжительности бега) и др.
Средний школьный возраст
В среднем школьном возрасте более детально изучаются двигательные действия, подростки уже способны оценивать свои движения по времени, пространству, мышечным усилиям.
Подбирая упражнения, необходимо развивать у них эти способности (бег с различной длиной и частотой шага, метания на разное или на одно и то же расстояние предметов различного веса).
В возрасте 10-11 лет на занятиях руководствуются, в основном, теми же положениями, что и в предыдущем возрасте. Количество повторений изучаемого упражнения сохраняется. Знакомые упражнения могут выполняться по рассказу.
В возрасте 12-14 лет сложные физические упражнения разучиваются в целом, по частям, с помощью подводящих упражнений. На гимнастических снарядах отдается предпочтение изучению упражнений по частям (расчленено-конструктивный метод).
Учитывается склонность девочек к использованию танцевальных движений для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Подростковый возраст характеризуется началом полового созревания, неравномерностью роста и развития. Период полового созревания может не совпадать с возрастным на 1-1,5 года. Морфологические и функциональные изменения в организме протекают бурно, но по-разному и у мальчиков, и у девочек. Масса тела в этот период меньше длины. Девочки больше прибавляют в весе, но уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости. Действие гормонов желез внутренней секреции, быстрый рост тела в длину и вытягивание мышц, сухожилий и нервов ведет к временному нарушению точности и координации движений.
Подростки зачастую способны преодолевать охранительное торможение, переоценивать свои возможности, не обращают внимание на детали техники. Это может привести к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками. Отмечается повышенная возбудимость и вследствие этого быстрая утомляемость, раздражительность.
Необходимо постепенное и строгое последовательное изучение двигательных действий путем выполнения конкретных заданий (алгоритмического типа).
Освоение учебного материала должно идти от простых и легких форм, координационно-сложные упражнения можно временно исключить. Интерес к уроку достигается использованием тренажеров, нестандартного оборудования, технических средств обучения, творческих заданий и самостоятельной работой. Большое применение находят вариативный и соревновательный методы обучения.
В этот период особенно важно учитывать индивидуальность личности в подходе при обучении двигательным действиям. Изучаемые упражнения у мальчиков и девочек не идентичны, поэтому возможно параллельное объединение классов для раздельного обучения мальчиков и девочек.
Повышение активности учеников достигается привлечением их к организации занятий, руководству отделением или командой, к оказанию помощи в обучении, участию в судействе. Необходимо приучать школьников к самоанализу действий, самоконтролю и обучать их приемам саморегуляции. Формируются умения к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям.
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания учащихся и началом равномерного развития их организма. Функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно ниже у девушек.
Юноши растут быстрее и опережают девушек по показателям физического развития. Занятия для юношей и девушек проводятся раздельно и направлены на завершение физического развития (2 учителя физической культуры для дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий).
Многие двигательные действия, изученные в предыдущих классах, и новые доводятся до совершенства и выполняются в вариативных и усложненных условиях.
Учебные уроки составляют лишь 25-35% от общего годового количества.
Девушкам для освоения наиболее сложны упражнения по гимнастике. Сложные упражнения изучаются по частям, в облегченных условиях и выполняются с помощью учителя. Объем нагрузки на занятии у девушек меньше и нарастает более постепенно.
Юноши старших классов овладевают военно-прикладными навыками, элементами борьбы. Изучается и закрепляется техника и тактика видов спорта, включенных в программу. В большинстве случаев урок носит тренировочный характер, при этом возрастает объем и интенсивность нагрузки, для совершенствования навыков используется соревновательный метод.
Преимущественно применяются словесные методы разбора и оценки действий, а также табличные, макетные и кино демонстрационные методы наглядности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 209.