Возрастные особенности развития физических качеств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс физического воспитания направлен на решение 2-х основных задач в воспитании физических способностей ученика:

· совершенствование физических качеств с учетом возрастного развития (благоприятных биологических предпосылок) для расширения функциональных возможностей организма;

· уменьшение возрастных задержек в развитии физических качеств или ненормального их состояния вследствие субъективных причин (болезни, нарушения двигательного режима и др.).

Уровень развития физических качеств учащихся в период, когда происходят их возрастные изменения, естественно возрастает за счет изменения форм и функций организма. Наибольший эффект в повышении уровня развития физических качеств наблюдается при целенаправленном подборе средств и методики занятий. Требования, предъявляемые к методике воспитания физических качеств школьников: всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям возрастных этапов.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте необходимо развивать у детей все физические качества в плане общей физической подготовки (ОФП). Активная мышечная деятельность стимулирует вегетативные функции, влияющие на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Этот возраст можно считать лучшим, т.к. все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста.

Развитие ловкости должно преимущественно идти за счет выполнения новых разнообразных движений. Овладение новыми навыками способствует образованию новых координационных связей. В 3-4 классах и в последующих ловкость как способность быстро выполнить двигательную задачу в меняющейся обстановке развивают регулярно, обновляя и варьируя упражнениями в новых и более сложных условиях. Упражнение приносит эффект, пока оно не стало заученным.

Основным компонентом ловкости является координация движений. В младших классах надо давать упражнения на выполнение заданных параметров (направления, амплитуды, темпа, времени) для ее развития. Также необходимо использовать упражнения усложняющейся от класса к классу трудности, а также на развитие сопутствующих ей функций: точности и глазомера, вестибулярной устойчивости, на расслабление мышц.

Развитие гибкости (способность выполнять движения с большей амплитудой) в этом возрасте надо начинать осторожно, т.к. мышцы податливы к растягиванию. Развитие гибкости должно чередоваться с выполнением упражнений, развивающих силу, в связи с большей гибкостью позвоночника и слабостью мышц. Развитие гибкости достигается благодаря выполнению упражнений на растягивания (многократное повторение с возрастающей амплитудой). Эти упражнения применяются обычно в активном двигательном режиме: махи, наклоны, круговые движения.

Развитие скорости и быстроты реакции в младших классах направлено на развитие реакции, быстроты отдельных движений и темпа движений. Используя ОРУ, игры, бег, учащимся предлагается выполнять упражнения с постепенным повышением скорости (броски - ловля мяча, эстафеты с бегом и др.).

Развитие выносливости улучшает работоспособность школьника, снижает заболеваемость, содействует скоростно-силовой подготовке. Рекомендуют использовать равномерный бег умеренной интенсивности (40-60 % от max скорости) на 1-1,5 км, ходьбу на лыжах и бег по местности до 2-х км.

Развитие выносливости, в первую очередь, способствует развитию миокарда, устраняет несоответствие размеров тела и объема сердца.

Показатели мышечной силы в младших классах низкие. Необходимо развивать силу мышц туловища, спины и живота (особенно статической), что имеет большое значение для формирования мышечного корсета и поддержания правильной осанки. Скелет в этом возрасте отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник с неустановившимися еще характерными изгибами. Для развития силы мышц рекомендуется использовать ОРУ с предметами, лазанье по наклонной скамейке, упражнения с самоотягощением. Дети хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения: прыжки, элементы акробатики и работу на снарядах.

Средний школьный возраст

В среднем школьном возрасте происходит наиболее быстрый, но непропорциональный рост организма в длину с неодинаковыми темпами у мальчиков и девочек. В период полового созревания движения подростков становятся менее точными и плохо координированы, наблюдается нарушение осанки. Надо разносторонне воздействовать на мышцы. Увеличивается мышечная масса, но сила мышц нарастает неравномерно. У мальчиков прирост силы происходит быстрее; у девочек отмечается относительное снижение силы, что затрудняет выполнение упражнений. Необходимо развивать силу в плане ОФП, а к концу возрастного периода можно на занятиях применять и специальные упражнения начальной силовой подготовки. У девочек преобладают упражнения с отягощением собственным телом; у ребят - с ограничением веса отягощений и объема силовой нагрузки до 60-70%, не допускается использование метода “до отказа”.

Развитие гибкости направлено на поддержание подвижности во всех суставах, т.к. в 13-14 лет наблюдается сокращение подвижности в суставах, уплотнение мышечной ткани и тоническое сопротивление мышц растягиванию, увеличение массы сухожилий. Применяются активные, пассивные и статические упражнения.

Особенности развития нервно-мышечного аппарата (его высокая возбудимость и лабильность) способствуют развитию скорости движений. У подростков 13-14 лет скорость мышечных сокращений достигает максимума, поэтому целесообразно развивать у них динамическую силу и быстроту. Значительное место занимают скоростно-силовые упражнения: прыжки, метания, спрыгивания и впрыгивания в темпе, переменные ускорения в беговых видах спорта (скоростные «упражнения в гору, по лестнице, по опилочной дорожке, в облегченных условиях»). Скоростные упражнения сочетаются с упражнениями для расслабления мышц.

Так как двигательная функция (анализатор) также интенсивно развивается в этом возрасте, подростки способны овладевать достаточно сложными по координации движениями.

Для развития выносливости применяется бег в равномерном и переменном темпе до 2 км, кроссовая и лыжная дистанция увеличивается до 4 км. Занятия проводятся на открытом воздухе, создавая оптимальные условия для функционирования системы кислородного обеспечения организма.

Для повышения эффективности в развитии физических качеств используется метод сопряженного воздействия (мальчики 8-9 классов) и круговая тренировка.

 

Старший школьный возраст

В старшем школьном возрасте завершается становление физического развития учащихся, их физическая работоспособность становится близкой к работоспособности взрослых.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем обеспечивает повышение функциональных возможностей организма. Занятия должны быть направлены на совершенствование физических качеств, подготовку к трудовой деятельности и службе в вооруженных силах России.

Рост костно-мышечного аппарата достигает такого уровня, что позволяет выдерживать большие напряжения. Выполняются упражнения, требующие значительных мышечных усилий.

У девушек относительная сила мышц рук и плечевого пояса понижается. В этом возрасте хорошо развивается сила, скоростная сила. Создаются условия для длительной интенсивной нагрузки, возрастают объем и интенсивность воздействий.

Для развития выносливости - общей, скоростной, статической, наиболее благоприятны условия из 3-х возрастных периодов (бег 3000 м, кросс до 4 км, лыжные гонки до 5 км, преодоление полосы препятствий, ручной мяч, баскетбол, плавание до 400 м).

Комплексирование программного материала на уроках, использование различных вариантов комбинированного метода строго регламентированного упражнения, широкое применение игрового и соревновательного методов позволяет достичь разностороннего развития физических качеств с углубленным техническим и тактическим совершенствованием выполняемых двигательных действий учениками старших классов.

 

Контрольные вопросы

1. Проблематика организации ФВ в общеобразовательных учреждениях.

2. Наиболее важные документы, регламентирующие ФВ в школе.

3. Основные задачи ФВ школьников в современных условиях.

4. Характеристика современных подходов к физическому воспитанию школьников.

5. Характеристика учебно-методических комплексов для учащихся и учителей ФК.

6. Краткое содержание основных программ по ФК.

7. Особенности организации ФВ с младшими школьниками.

8. Особенности организации ФВ со школьниками 5-9-х классов.

9. Особенности организации ФВ старшеклассников

Литература

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы / под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевич. - М.: «Просвещение».- 2007. - 127 c.

2. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: Документы и материалы (1999-2004 годы), М.: Советский спорт, 2004.- 1280 с.

3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089.

 

 



Тема 11.

Планирование процесса физического воспитания

План лекции

1. Общие требования, предъявляемые к планированию.

2. Исходные данные и направления планирования процесса физического воспитания.

3. Виды, формы и способы планирования.

4. Основные документы планирования в школе.

Глоссарий

Педагогическое мастерство - это целостная многогранная деятельность педагога, направленная на получение конечных результатов обучения и воспитания занимающихся. Оно основано на единстве знаний и высоко развитых умений.

Современная педагогическая наука в соответствии с основными направлениями педагогической деятельности выделяет 5 групп педагогических умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические.

Проектировочные умения - это умение планировать, определять цель и задачи.

Конструктивные умения педагога - это умение моделировать, подбирать средства и методы. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей занимающихся.

Организаторские умения направлены на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебно-тренировочного процесса. Организаторская деятельность - это практическая реализация проектировочной деятельности.

Коммуникативные умения характеризуют отношения между преподавателем и занимающимися. Обязательным условием высокой контактности между преподавателем и занимающимися является педагогический такт.

Гностические умения преподавателя - это познавательные умения процесса физического воспитания, умения провести анализ своей деятельности и деятельности занимающихся.

 


1. Общие требования,

предъявляемые к планированию

 

Все педагогические умения преподавателя-тренера проявляются в его деятельности в диалектическом единстве. Конструктивные же умения являются основой, базой его педагогической деятельности. Наиболее высоких результатов достигают те специалисты физической культуры, которые вдумчиво подходят к планированию и конструированию своей деятельности.

Планирование процесса физического воспитания и учебно-тренировочного процесса позволяет смотреть вперед, определять не только цели, но и конкретные задачи на определенные отрезки времени, а следовательно, выбирать наиболее целесообразные средства, методы, организационные формы, а также материально-техническое обеспечение занятий. В любой планомерной деятельности можно условно выделить 3 части: планирование - реализация запланированного - контроль. Это разделение условно, т.к. в практике все эти операции взаимосвязаны и как бы переходят друг в друга.

Планирование в области ФВ имеет свои особенности, т.к. прежде всего оно направлено на обучение двигательным действиям, содействует физическому развитию занимающихся наряду с решением воспитательных задач. Знание объективных закономерностей физического воспитания, соблюдение отражающих их принципов и научно-методических положений - необходимое условие педагогического планирования.

При разработке конкретных документов планирования следует придерживаться ряда требований: конкретности, реальности, систематичности, гибкости, всесторонности.

Конкретность планирования заключается в четком определении этапа обучения, детализации задач и в соответствии этим задачам подобранных средств. Из большого числа физических упражнений следует выбирать наиболее универсальные или, наоборот, избирательные, обеспечивающие максимальный педагогический эффект. Степень конкретности планирования во многом зависит от длительности этапа, на который оно рассчитано. Достаточно конкретно можно планировать процесс физического воспитания на короткий срок.

Реальность (осуществимость) заключается в действительной возможности успешного выполнения планируемого при существующем уровне материально-технической оснащенности, бюджете времени. Реальность планирования тесно связана с индивидуализацией процесса физического воспитания (учет индивидуальных возможностей занимающихся) и с соблюдением принципа доступности.

Систематичность (непрерывность) предусматривает планирование по циклам и обеспечивает преемственность в учебно-воспитательной работе. План на определенный цикл (четверть, год или период при занятиях спортом) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к последующим. Тем самым действия педагога тесно взаимосвязаны на всех этапах процесса ФВ. Систематичность планирования позволяет реализовать на практике дидактический принцип систематичности в физическом воспитании.

Гибкость планирования предполагает учет возможных изменений в условиях педагогического процесса и введение резервных допусков в плановые документы (может появиться новый спортивный зал, новые методики, дополнительное время). То есть, гибкость планирования предусматривает возможность варьирования задач, средств и методов при непредвиденных обстоятельствах. Разрабатываемый план и практически осуществляемый процесс ФВ реально не могут полностью совпадать. Несовпадение плана и полученных результатов может быть обусловлено тем, что:

  • закономерности ФВ носят не однозначный, а вероятностный характер (т.е. они не переносятся механически, эти тенденции обладают вариативностью в зависимости от конкретных условий);
  • наши знания об этих закономерностях не являются исчерпывающими;
  • реальные жизненные ситуации, влияющие на ход ФВ, вариативны и подвижны.

Всесторонность (комплексность) планирования предусматривает необходимость руководства общими принципами физического воспитания (системообразующими). В процессе планирования следует создавать благоприятные предпосылки для реализации принципов всестороннего и гармонического развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленности физического воспитания. То есть необходимо планировать не только образовательные, но также воспитательные и оздоровительные задачи. Каждый педагог должен организовать целостный воспитательный процесс и планировать общевоспитательную работу.

В системе ФВ населения можно выделить ряд уровней планирования:

  • федеральное (государственные комитеты, отделы министерств и ведомств и др.);
  • региональное (краевые и областные органы и учреждения);
  • муниципальное (городские и районные структуры).

Ведущая роль в планировании процесса ФВ принадлежит педагогу-тренеру, непосредственно осуществляющему этот процесс. Специалист, планируя, должен руководствоваться общеметодическими и специфическими принципами ФВ, соблюдать требования, предъявляемые к планированию.

 

 


Исходные данные и направления

педагогического планирования

Дата: 2019-02-19, просмотров: 199.