Развитие ДКС зависит от возрастных функциональных изменений, в особенности происходящих в ЦНС.
Принято считать, что для развития координационных способностей наиболее благоприятными являются три сенситивных периода: от 9 до 10 лет, от 12 до 13 и от 15 до 16 лет. Одновременно существует множество исследований подтверждающих, «...что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не периодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития, так как каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития» [В.А. Сальников 1995 г].
Средства развития ДКС
Разнообразные упражнения на быстроту и точность выполнения заданий, на равновесие и координацию и т.п. прекрасно содействуют развитию такого физического качества, как ловкость.
Все используемые средства для развития ДКС можно разделить на 2 группы:
1. Упражнения повышенной координационной сложности.
2. Упражнения с содержащие элементы новизны.
Методика развития ДКС
Методы развития:
1. Стандартно–повторные.
2. Вариативные.
3. Игровой.
4. Соревновательный.
Правила использования методов и средств
1. Упражнения для развития ДКС применяют в начале основной части занятия.
2. Интервалы отдыха между подходами должны обеспечивать относительно полное восстановление.
3. Нельзя допускать значительной паузы отдыха между занятиями, так как это приводит к потере мышечного ощущения.
4. Нельзя допускать значительного утомления.
Методические приемы развития ловкости:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным их усложнением.
2. Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя).
3. Зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений.
4. Изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
5. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
6. Использование «контрастных заданий».
7. Использование «сближаемых заданий».
Методические приемы развития равновесия
Для разных видов равновесия используют различные подходы в развитии.
1. Для развития статического равновесия:
· удлинение времени удержания позы;
· идеомоторное упражнение;
· уменьшение площади опоры;
· увеличение высоты опоры;
· введение динамической опоры;
· противодействие внешних сил.
2. Для развития динамического равновесия:
· упражнения динамического характера с изменяющимися внешними условиями;
· упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели и т.д.).
Способы оценки ДКС
Оценка ловкости
Общими критериями оценки ловкости являются:
1) координация и сложность выполнения движения;
2) точность выполнения движения с точки зрения пространственных, временных и силовых характеристик;
3) время выполнения движения или действия.
Ловкость - сложное, комплексное физическое качество, не имеющее единого показателя для оценки.
Для условной оценки ловкости можно выполнять следующие упражнения:
· броски мяча в цель (правой, левой рукой);
· броски мяча в квадрат 40х40 см, три метра от квадрата. По команде студент выполняет серию бросков правой рукой в заранее определенную часть квадрата. Фиксируется время и точность попадания. Чем меньше разница между результатами бросков, выполненных правой и левой, тем лучше координация.
Оценка равновесия
Различают статическое и динамическое равновесие, в связи с чем есть и тесты для определения поз человека (например, стойка на руках) и для динамического равновесия - это сохранение направленности перемещения человека при непрерывно меняющихся позах (передвижение баскетболиста, лыжника и т.д.).
Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение выполняется с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка.
Е.В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами 16с., с открытыми - 44с.
Проба Яроцкого. Основная стойка, глаза закрыты, непрерывное вращение головы в одну сторону в темпе - два движения в секунду. Отсчитывается время от начала движения головы до момента потери равновесия. Оценка удержания: 35 с. - отлично; 20 с. - хорошо; 16 с. - удовлетворительно.
Ходьба по прямой линии - тест для определения динамического равновесия. На полу чертится прямая длиной 10 м. Исходное положение ноги вместе, руки в стороны. На глаза одевается повязка. По сигналу пройти точно по прямой. После остановки замеряется расстояние от линии до внутренней стороны стопы ближайшей к линии ноги. Фиксируется время прохождения 10 м, точность выполнения в см, а также указывается, в какую сторону происходит отклонение.
Контрольные вопросы
1. Теоретические основы развития ловкости.
2. Характеристика двигательно-кординационных способностей.
3. Факторы, влияющие на проявление ловкости.
4. Средства, применяемые для развития различных видов ДКС.
5. Методы и методические приемы развития разных видов ДКС
6. Способы оценки ДКС в практике ФВ.
Литература
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Под ред. И. М. Фейгенберга. - М.: ФиС, 1991. - 288 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь. Т. 2: И-О /Даль Владимир Иванович. - М.: Гослитиздат, 1935. - 807 с.
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.- М.: ООО «АСТ», 1998.-272 с.
4. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества //ТиПФК, 2000, №1.
Тема №10.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 246.