Сенситивные периоды развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие ДКС зависит от возрастных функциональных изменений, в особенности происходящих в ЦНС.

Принято считать, что для развития координационных способностей наиболее благоприятными являются три сенситивных периода: от 9 до 10 лет, от 12 до 13 и от 15 до 16 лет. Одновременно существует множество исследований подтверждающих, «...что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не периодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития, так как каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития» [В.А. Сальников 1995 г].

 

Средства развития ДКС

Разнообразные упражнения на быстроту и точность выполнения заданий, на равновесие и координацию и т.п. прекрасно содействуют развитию такого физического качества, как ловкость.

Все используемые средства для развития ДКС можно разделить на 2 группы:

1. Упражнения повышенной координационной сложности.

2. Упражнения с содержащие элементы новизны.

 

 

Методика развития ДКС

Методы развития:

1. Стандартно–повторные.

2. Вариативные.

3. Игровой.

4. Соревновательный.

 

Правила использования методов и средств

1. Упражнения для развития ДКС применяют в начале основной части занятия.

2. Интервалы отдыха между подходами должны обеспечивать относительно полное восстановление.

3. Нельзя допускать значительной паузы отдыха между занятиями, так как это приводит к потере мышечного ощущения.

4. Нельзя допускать значительного утомления.

Методические приемы развития ловкости:

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным их усложнением.

2. Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя).

3. Зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений.

4. Изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

5. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

6. Использование «контрастных заданий».

7. Использование «сближаемых заданий».

 

Методические приемы развития равновесия

Для разных видов равновесия используют различные подходы в развитии.

1. Для развития статического равновесия:

· удлинение времени удержания позы;

· идеомоторное упражнение;

· уменьшение площади опоры;

· увеличение высоты опоры;

· введение динамической опоры;

· противодействие внешних сил.

2. Для развития динамического равновесия:

· упражнения динамического характера с изменяющимися внешними условиями;

· упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели и т.д.).

Способы оценки ДКС

Оценка ловкости

Общими критериями оценки ловкости являются:

1) координация и сложность выполнения движения;

2) точность выполнения движения с точки зрения пространственных, временных и силовых характеристик;

3) время выполнения движения или действия.

Ловкость - сложное, комплексное физическое качество, не имеющее единого показателя для оценки.

Для условной оценки ловкости можно выполнять следующие упражнения:

· броски мяча в цель (правой, левой рукой);

· броски мяча в квадрат 40х40 см, три метра от квадрата. По команде студент выполняет серию бросков правой рукой в заранее определенную часть квадрата. Фиксируется время и точность попадания. Чем меньше разница между результатами бросков, выполненных правой и левой, тем лучше координация.

Оценка равновесия

Различают статическое и динамическое равновесие, в связи с чем есть и тесты для определения поз человека (например, стойка на руках) и для динамического равновесия - это сохранение направленности перемещения человека при непрерывно меняющихся позах (передвижение баскетболиста, лыжника и т.д.).

Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Упражнение выполняется с закрытыми и открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка.

Е.В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами 16с., с открытыми - 44с.

Проба Яроцкого. Основная стойка, глаза закрыты, непрерывное вращение головы в одну сторону в темпе - два движения в секунду. Отсчитывается время от начала движения головы до момента потери равновесия. Оценка удержания: 35 с. - отлично; 20 с. - хорошо; 16 с. - удовлетворительно.

Ходьба по прямой линии - тест для определения динамического равновесия. На полу чертится прямая длиной 10 м. Исходное положение ноги вместе, руки в стороны. На глаза одевается повязка. По сигналу пройти точно по прямой. После остановки замеряется расстояние от линии до внутренней стороны стопы ближайшей к линии ноги. Фиксируется время прохождения 10 м, точность выполнения в см, а также указывается, в какую сторону происходит отклонение.

Контрольные вопросы

1. Теоретические основы развития ловкости.

2. Характеристика двигательно-кординационных способностей.

3. Факторы, влияющие на проявление ловкости.

4. Средства, применяемые для развития различных видов ДКС.

5. Методы и методические приемы развития разных видов ДКС

6. Способы оценки ДКС в практике ФВ.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Под ред. И. М. Фейгенберга. - М.: ФиС, 1991. - 288 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь. Т. 2: И-О /Даль Владимир Иванович. - М.: Гослитиздат, 1935. - 807 с.

3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.- М.: ООО «АСТ», 1998.-272 с.

4. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества //ТиПФК, 2000, №1.

 

Тема №10.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.