Учебное пособие
Часть I
ТАМБОВ - 2003
Рецензенты:
Уваров Е.А., директор Института психологии и педагогики ТГУ им. Г.Р.Державина, доцент кафедры общей психологии, к.пед.н.;
Косырев В.Н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии ТГУ им. Г.Р.Державина, к.п.н.
Бачина О.В., Иванова Н.Н.
Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учебн. пособие. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003. …с.
Данное учебное пособие предназначено для студентов факультетов специальной психологии и коррекционной педагогики высших учебных заведений.
Оно может быть использовано также практическими работниками специальных (коррекционных), общеобразовательных учреждений и родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, для обеспечения необходимой теоретической подготовки по общим вопросам коррекционной педагогики, связанным с пониманием особенностей проблемного ребёнка, комплексного изучения детей различных категорий и системного подхода в организации коррекционно-педагогического воздействия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 9 |
РАЗДЕЛ I . | Общие вопросы теории специальной психологии и коррекционной педагогики. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми. . . . . . . . . | 10 |
Глава 1. Специальная психология и коррекционная педагогика в системе психологических и педагогических наук. . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 10 |
1.Специальная психология и коррекционная педагогика как психологическая и педагогическая дисциплины.. . . . . . . . . . . . 2.Л.С.Выготский и теоретические основы специальной психологии и коррекционной педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Предмет исследования и основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Основные задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.Отрасли специальной психологии и коррекционной педагогики, их общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.Методология междисциплинарного подхода - основа коррекционной педагогики и специальной психологии.. . . . . 7.Нетрадиционные методы воздействия на ребенка с проблемами в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 15 17 22 23 26 27 |
Глава 2. Понятие детской аномальности в специальной психологии и коррекционной педагогике. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании, учении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 31 |
1.Понятие “аномальный ребенок”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.Психологическая и педагогическая классификации детей с нарушениями в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.Первичный дефект и вторичные нарушения. Механизм взаимодействия, степень соотношения, характер взаимовлияния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.Причины и предпосылки нарушений психофизического здоровья, развития и поведения детей. Врожденные и приобретенные нарушения в развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Классификация причин общего отставания в развитии, воспитании и учении с учетом уровней детерминации личностных характеристик детей, микро- и макросоциума. . . – Приоритетные направления развития специальной психологии и коррекционной педагогики на современном этапе развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 35 37 39 41 43 |
РАЗДЕЛ II . | Психолого-педагогическая характеристика отдельных категорий детей с нарушениями развития. . . . . . . . | 47 |
Глава 1. Клинико-психологические особенности детей с умственной отсталостью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 47 | |
1.Умственная отсталость, ее структура. . . . . . . . . . 2.Психолого-педагогическая характеристика нарушений при умственной отсталости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.Олигофрения, ее степени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.Формы олигофрении согласно классификации М.С.Певзнер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.Характеристика отдельных форм олигофрений. . . . . . . . . . . 6.Деменция, ее виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 48 50 52 53 59 59 | |
| ||
Глава 2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 63 | |
1. Проблема задержки психического развития . . . . . . . . . . . . 2. Виды задержек психического развития.. . . . . . . . . . . . . . . . 3. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 64 65 68 | |
Глава 3. Дети с сенсорными нарушениями, их психолого-педагогический статус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 73 | |
1. Дети с нарушением зрения: классификация, краткая характеристика и особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Категории детей с нарушениями слуха, их общая психолого-педагогическая характеристика (по состоянию слуха, по времени наступления снижения слуха, по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии, по состоянию словесной речи детей). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Проблема диагностики нарушений слуха у детей. . . . . . . . .
| 74 77 80 82 | |
Глава 4. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 86 | |
1. Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата. . . . 2. Особенности развития детей с ДЦП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими ДЦП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 87 88 92 | |
Глава 5. Дети с ранним детским аутизмом . . . . . . . . . . . . .
| 93 | |
1. Понятие раннего детского аутизма (РДА). . . . . . . . . . . . . . . 2. Основные клинические признаки РДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Этиология РДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Особенности патогенеза РДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. . Классификация детского аутизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Отличие РДА от сходных состояний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Особенности психического развития аутичного ребенка. . .
| 94 95 97 98 100 102 105 | |
Раздел III . | Система специального образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 107 |
Глава 1. Этапы становления системы специального образования в России и тенденции развития. . . . . . . . . . . | 107 | |
1.Предпосылки формирования и детерминация становления национальной системы специального образования (ССО). . . . . 2.Сущностные характеристики этапов становления и развития ССО в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.Основные тенденции развития системы специального образования на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.Общий прогноз развития сферы деятельности в области специального образования и коррекционно-развивающего обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 107 108 115 116 | |
Глава 2. Государственная система помощи лицам с нарушениями развития в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 117 | |
1.Современная психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведомственная подчиненность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.Принципы организации и структура деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 3. Принципы комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.Основные тенденции развития отечественной системы специального образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 118 119 123 123 | |
Глава 3. Семья ребенка с проблемами в развитии . . . .
| 107 | |
1.Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.Современная психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. . 3.Деонтологические правила в работе с семьей ребенка, имеющего проблемы в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.Проблема гуманного отношения к лицам с нарушениями в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| 107 108 115 116 | |
Глава 4. Возможности включения лиц с ограниченными возможностями в социальное пространство через интеграцию систем общего, специального и дополнительного образования . . . .
| 131 | |
1.Возможности дополнительного образования для развития ребенка, имеющего ограниченные возможности. . . . . . . . . . . . 2.Значение детско-подростковых клубов по месту жительства в социальной адаптации детей с проблемами в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.Проблема подготовки педагогов к работе в учреждениях дополнительного образования с детьми, имеющими нарушения в развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 132 132 134 | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 137 | |
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . | 142 | |
ВВЕДЕНИЕ
Демократические процессы, набирающие силу в нашей стране, и новые ценностные ориентации, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка, определяют усиливающийся интерес к изучению, обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Число детей с проблемами в развитии, как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет тенденцию к увеличению. Так, на сегодня в России из 35,9 млн. детей 1,6 млн. (4,5 % от их общего числа) имеют нарушения в психофизическом развитии.
За последние 10 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось в два раза. По прогнозу члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук Н.Н.Малофеева к 2020-2030г.г. в существующей системе специального образования мест для детей с ограниченными возможностями здоровья будет недостаточно.
Специальная психология и коррекционная педагогика - это обширные области психологического и педагогического знания. До недавнего времени эти области научного знания являлись под одним названием – «дефектология».
Настоящее пособие знакомит студентов со своеобразием, которое приобретает развитие ребенка при тех или иных нарушениях. У студентов должны сформироваться устойчивые представления о сущности деструктивного влияния органического поражения центральной нервной системы или отдельных анализаторов на весь ход психического развития ребенка. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики и применять полученные знания в процессе психолого-педагогического изучения ребенка, осуществляемого как в диагностических целях, так и для построения индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Задачами изучения данного курса являются:
· обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам специальной психологии и коррекционной педагогики, связанной с пониманием особенностей проблемного ребенка, комплексного изучения психофизических особенностей детей различных категорий;
· формирование представлений о значимости своевременного выявлений нарушений развития у детей;
· формирование представлений об общих и специфических методах коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Настоящее учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам психологических и педагогических вузов, а также психологам и педагогам системы образования.
Безусловно, в настоящее пособие не смогли войти все материалы по данным курсам. Эта книга – лишь ориентир в огромном мире проблем, которые необходимо научиться профессионально решать будущим специалистам при работе с детьми и подростками.
Человечество победит раньше или позже
и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но
гораздо раньше оно победит их в социальном
и педагогическом плане, чем в плане
медицинском и биологическом.
Л.С.Выготский
РАЗДЕЛ I .
Общие вопросы теории специальной психологии и коррекционной педагогики. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми
Дата: 2019-02-19, просмотров: 411.