Профессионально важные качества сотрудников УФСИН являются одной из основных составляющих в деятельности специалистов данной сферы. В связи с тем, что в настоящее время происходят изменения в общей структуре преступности и ухудшения в криминогенной ситуации в стране, служба в системе исполнения наказаний носит напряженный и сложный характер, а профессиональная некомпетентность сотрудников стала приводить к более тяжелым последствиям как для них самих, так и для общества в целом. Анализ практики обучения и подготовки курсантов образовательных учреждений УФСИН говорит о преимуществе в профессиональной подготовке специалистов в направлении на формирование знаний, умений и навыков [4, с. 23]. Формированию, подготовке и изучению личностно-профессионального развития курсантов и сотрудников УФСИН, развитию у них основных, надпрофессиональных и профессиональных навыков, которые включают также профессионально важные качества, уделяется меньше внимания, это и подталкивает для более глубокого теоретического исследования данного вопроса. В отечественной психологии исследования профессионально важных качеств мы можем встретить в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, А.В. Карпова, М.В. Клищевской, В.Д. Шадрикова и др. В понимании профессионально важных качеств существует много различных подходов и многообразие используемых терминов.
Проведённый анализ литературы позволил нам использовать следующее определение: профессионально важные качества – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне [3, с. 75]. Так в качестве профессионально важных могут выступать не только психические (личностные качества), но и внепсихические (конституционные, соматические, нейродинамические и др.) свойства субъекта. исходя из этого и актуальности выбранной темы, нами будут исследованы психические свойства личности [1, с. 98]. Исследования в психологии определили, что любая деятельность личности осуществляется, основываясь на систему профессионально важных качеств, представляющих собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств. Симптомокомплексы формируются у субъекта в процессе изучения им определенной деятельности и включают специфические подсистемы профессионально важных качеств, служащие для выполнение каждого последующего этапа профессиональной деятельности. Таким образом, анализ литературы показывает, что любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, что каждая деятельность требует определённой совокупности профессионально важных качеств, которая является их закономерно организованной системой. Данная система является определённой совокупностью субъектных свойств, специфичной для той или иной деятельности. Системы профессионально важных качеств в конечном итоге являются основой для определения профессиональной пригодности, а, по А. В. Карпову, профессиональную пригодность могут обеспечивать четыре группы индивидуальных качеств [3, с. 55]. Для нашего исследования наибольший интерес представляет группа абсолютных профессионально важных качеств (свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном – среднем уровне) и относительные профессионально важные качества (определяющие собой возможность достижения субъектом высоких «наднормативных» количественных и качественных показателей деятельности «ПВК мастерства») [3]. Исследования А.В. Дулова, М.И. Еникеева, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова посвящены профессионально важным качествам сотрудников правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы.
Данные авторы рассматривали иерархию профессионально важных качеств сотрудников и различные стороны деятельности правоохранительных органов, а также психологические особенности их деятельности как профессии [2, с. 174]. Труд сотрудников УФСИН можно отнести к виду деятельности, отличающегося повышенной интенсивностью и напряженностью. Чрезвычайные обстоятельства, контингент граждан, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта сотрудников УФСИН, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих. Профессию сотрудников УФСИН можно охарактеризовать следующими особенностями: правовой характер деятельности, стрессовые воздействия и постоянная готовность к риску, повышенная ответственность и напряжённость. Учитывая особенности трудовой деятельности сотрудник УФСИН должен обладать определёнными профессионально важными качествами: высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, коммуникативная компетентность, дисциплинированность, высокая нормативная регуляция, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, уравновешенность, самообладание, высоко развитые познавательные процессы и т. п. В ходе изучения работ, посвященных профессионально важным качествам и профессиограммам сотрудников УФСИН, были выделены основные профессионально важные качества личности сотрудника:
1) коммуникативная компетентность;
2) эмоциональная устойчивость;
3) моральная нормативность;
4) личностная креативность (как составляющая группы познавательных процессов и относящаяся больше к профессионально важным качествам мастерства).
Полученные теоретические выводы и результаты могут быть в дальнейшем использованы при разработке психологического исследования и рекомендаций для формирования профессионально важных качеств сотрудников УФСИН России.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 804.