Общее понятие о профессии и структуре профессиональной деятельности сотрудника.(?)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношения к ней субъекта", а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда". При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим:

1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны. 2. Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие. 3. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия. 4. Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык. В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности: предметно-действенный (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологический (как "функции человеческого организма"); психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). При этом отмечается, что "в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль". Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда: образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение...); образ субъекта труда (актуальный "образ Я"; обобщенный "Я-образ" - представление себя во времени, представл. себя представителем профессии, членом общества...); образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности

и ее мировоззрение...).

12. Пси-ия труд. деят-сти. Стадии профессио-ации. В практ-кой трудовой деятел-ти чел-к проходит нес-ко псих-ких этапов: професс-ный выбор, профес-ьную адаптацию и самоидентификацию, форм-ние собственного прос-тва на рабочем месте, налаживание отношений с колл-м и др. Каждый период имеет свои осо-сти. Приходя на предприятие, чел-к начинает форм-ать свой собств-ый круг общения, коррек-ать психол-ские установки по отношению к коллективу исходя из опыта общения с членами колл-ива, формирует собст-ое мнение и отно-ие к орган-ции. Адаптируясь, сотрудник входит в опред-ный режим, и основной психол-ской проблемой в устоявшемся коллективе явл-ся производственные конфликты, от решения кот-ых зависит качество труда, психоло-ое состояние работников, особенности труд. деят-ти. Под особен-ями труд-ой деят-ти подразум-тся не только конфликт и адаптация, но и мотивация труда и формир-ие професс-ой идентификации и корпоративности. Во многом эти процессы зависят от условий труда, состава коллектива, личн-ых особ-ей работника. Под профессионализацией понимается процесс становления работника професс-ом, то есть чел-ом, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями необх-ми для опреде-ого вида деят-сти. Стадии профессионализации: 1) первичное становление — на этой стадии работник в достаточной мере освоил необ-мые для его професси-ной деят-ости навыки, знания, умения. Качество труда и эффек-ость трудовой деят-сти нах-тся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом; 2) стадия опытности — на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с др. и обучать более молодых специ-тов. На этой стадии у чел-ка формируется оп-ное мнение о нек-х аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую де-ость, может привносить в труд.й процесс новшества. 3) стадия экспертности — на этой стадии специалист явл-я авторитетом в опре-ной об-ти, он сам продуцирует опре-ые нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Все стадии стано-ия чел-ка как проф-нала подразумевают его непрерывное обучение и самосовер-ние как профессионала и ли-сти, поск-ку становление профессионала связано с соблюдением опреде-ых нравственных позиций, знанием производственной и професси-ной этики.

13. Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Эргатическая система - это сложная система упра-ния, составной элемент которой - человек-оператор (или г-па операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта. Сложная целеустре-ная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деят-сти), объект деят-сти и среду, в кот. нах-ся чел-к.На 1 этапе исследований целью оптимизации эргатической системы считалось приспос-ние чел-ка к технич-му устро-ву. На 2 этапе идет приспосо-ние технич-го уст-тва к чел-ку, его психоло-ским, физи-ским, антропометрическим и др. характ-кам. Для третьего этапа хара-но рассмотрение эргатической системы с позиций анализа человеч-го фактора как ее совок-ого интегр-ого качества. При этом не чел-к рассма-тся как рядовое звено, включенное в технич-ю систему, а техническое устр-во — как средство, включ-ое в деят-сть чел-а-оператора. Существует нес-ько оснований класс-ций эргатических систем. В зави-сти от числа дейс-щих в них людей различают моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (неск-ко чел-к) системы. По функцион-му критерию эргатические системы разделяют на детерминированные (действующие по жесткому алгоритму) и недетерминированные, в кот. появление тех или иных событий и осуществление деят-ти оператора имеет вероятн-ый хар-р.Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент кот. - человек-оператор. Е.А. Климовым выделены эргатические функции, кот-е яв-ся основой для раз-ных видов трудовой и проф-ной дея-ти. Например, работник не может найти нужный инст-нт (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соотв-ют работе). След-но, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия. Группы эргатических функций: духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);производство упорядо-сти соц-ых процессов, производство полезных действий обслуживания и самообслу-ия (жизнеоб-ение субъектов труда, организация труд. деят-сти, медиц-ое обсл-ание);материальное производство (оперативно-гностическое - обработка инф-ии, принятие решения; оперативно-практи-кое – орга-ция рабочего места, орган-ия соц-ой среды; оперативная самоорга-ция субъекта труда – транспорти-ие, управление сред-ми труда, возд-ие на предметы труда).

14. Понятие профессии, профессиональной пригодности и профессионально значимых свойств. Профессиональная пригодность – вероятностная харак-ика‚ отражающая возможности человека в овладении какой0либо профессиональной деятельностью. Профессиональная пригодность - комплекс качеств индивида‚ требующихся дл обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Эти качества могут быть сформированы прижизненно в достаточной степени. Время‚ необх-мое дл форм-ния профессиональной пригодности к опр-ной области существенно зависит от природных данных индивида‚ его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовке. Профессионально значимые свойства – вся совокупность качеств личности обуславливающих успешность подготовки к профессиональной деятельности и ее выполнению. Профессиональная пригодность. Мотивы и успешность профессиональной 3 основных аспекта: Наличие необходимой мотивации в выборе данной профессии. Желание или нежелание посвятить себя данному виду труда. Профессия – (экономическое опр.) – род трудовой деятельности (занятий человека), владеющего комплексом теоретических знаний и практических навыков‚ приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Профессия (психологическое опр.) – сформировавшаяся на основе разделения труда ограниченная сфера трудовой деятельности, которой человек выполняющий необходимые для общества функции реализует присущие ему возможности‚ получает в соответствии с количеством и качеством своего труда заработную плату.

15. Профессия. Спец-ость. Должность. Квалификация. Профессия – (экономическое опр.) – род тру-й деят-ости, владеющего комплексом теоретических знаний и прак-ских навыков‚ приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Профес-ая деят-сть обычно является основным источником дохода. Профессия (психологическое опр.) – сформиров-яся на основе разделения труда ограниченная сфера трудовой деят-сти, кот. чел-ек вып-щий необх-ые для общества функции реализует присущие ему возм-сти‚ получает в соответствии с кол-ом и кач-ом своего труда з.п. Спец-ость – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний‚ умений и навыков, необходимых дл опред-ого вида дея-сти в рамках той или иной профессии. Должность яв-ся более размытым и путаным понятием, поэтому дать его определение сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иной раз должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространено понимание должности как любой фиксированной работы и профессии с четко очерченным кругом должностных обязанностей. Квалификация – это ур-нь професс-ного мастерства. Квалификация – это харак-ика освоенных чел-ом спец. знаний и умений.

16. Классификация профессий. (Е.А. Климов, Дж. Голланд) Е.А. Климовым. В ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Характеристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням. Первый уровень объединяет типы профессий по предметному содержанию труда (Ч – человек, П – живая природа, Т – техника и неживая природа, З – знак, X – художественный образ). В соответствии с этим выделяются 5 типов профессий: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Второй уровень представляют классы профессий, объединенных по преобладающей цели трудовых задач (П – преобразовательные, Г – гностические, И – изыскательские). Третий уровень составляют отряды профессий, классифицируемых по используемым орудиям труда (Р – ручные, М – механизированные, А – автоматизированные, Ф – функциональные). четвертый уровень объединяет группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б – бытовые условия труда, О – работа на открытом воздухе, Н – необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М – особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда). Анализируя конкретную профессию по указанным основаниям, можно составить ее «формулу». Классификация профессий Дж. Голланда. Суть концепции Голланда состоит в том, что профес-ьная успешность и удовлетв-сть трудом зависят от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Поскольку люди обладают сходством, то и реагируют они сходным образом, создавая характерную интерперсональную среду - тип профессиональной среды. Голланд описывает 6 типов личности и 6 аналогичных типов профе-ьной среды: Реалистичный тип: конкретные задачи, необходимы ручные навыки, подвижность, физическая сила. Профессионалы эмоционально стабильны, несоциальны, ориентированы на настоящее. Интеллектуальный тип: профессионалы ориентированы на умственный труд, несоциальны. Решение профессиональных задач требует наличие абстрактного мышления, творческих способностей. Межличностные взаимоотношения играют незн-льную роль. Социальный тип: профессионалы склонны устанавливать контакты с людьми, обладают стремлением учить, гуманностью. Хорошо развиты речевые спос-ости. Профессии требуют умения разбираться в поведении людей, спо-ости убеждать, красноречия. Характерно постоянное общение с людьми. Конвенциональный тип: работники предпочитают четко структурированную деятельность, их подход к проблемам носит стереотипный, конкретный характер. Характерны ригидность и консерватизм. Профе-альная среда требует спос-ти к переработке однообразной инфо-ции, моторных навыков. Предприимчивый тип: профес-алы энергичны, доминантны, предпочитают руководящие роли. Для них характерны агрессивность, предприимчивость. Красноречие – основное требование и умение этого типа людей. В деятельности приходится часто вступать в контакты с людьми в различных ситуациях, уметь разбираться в мотивах поведения людей. Артистичный тип: профе-алы избегают структур-ных типов деят-сти. В общении ориентируются на ощущения, эмоции, интуицию, воображение. Несоциальны, оригинальный тип. Вербальные способности хорошо развиты. Деят-ть связана с решением задач, предполагающих наличие художественного вкуса, занятия в основном творческого характера. Исключ-ые спос-ти восприятия и моторики.

17. Понятие профессиограммы и психограммы психограмма- представляет собой анализ структуры профессии-ьной деят-сти. Содержание и объем профес-ммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор,Профориентация и профкон-ция, Производственное или профессиональное обучение,Рационализация режима и условий труда,Профессиограмма определяет не одно изоли-нное качество в той или иной профессии‚ а их сово-ность. Профессиограмма — исходный пункт эр­гономического исследования и основа всей работы по учету соответствующих требований при проектировании техники. Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел):1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: а) требования, кот. определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. 2. психограмма в целях рационализации произв-нного обучения предполагает акц-вание внимания на тех ПВК, кот. поддаются значи-ому развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. 3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха. 4.психограмма в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. Комплексная профессиограмма, Аналитическая профессиограмма раскрывает не отд. харак-тики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели псих-ской стр-ры проф-ной деят-сти. Психологически ориентированная профессиограмма, где выделяются: а) описание внешней картины труда, тру-ое поведение; б) внутренняя картина труда.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 350.