Защитные механизмы личности при формировании группового взаимодействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В широком смысле под психологической защитой понимается специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, дискомфорта.

Как научный факт феномен психологической защиты был зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий. Понятие «механизм психической защиты» идет от З. Фрейда. В его работах психологическая защита рассматривается как особый механизм, ослабляющий напряжение (беспокойство) внутреннего конфликта между бессознательными импульсами и требованиями внешней среды.

В условиях, когда внешние воздействия резко нарушают жизненное пространство человека и он воспринимает их как опасность, угрозу своему Я и всему, что он считает своим (своей жизни, целостности, ценностям, значимым отношениям, дорогим для него вещам), или как катастрофу, автоматическим ответом психики может стать психологическая защита.

Цель защиты – ближняя (сохранить позитивное состояние) и дальняя (удержать такое состояние как можно дольше).

Существуют деструктивные и конструктивные психологические защиты. Критериями являются степень осознанности, уровень примитивности, общей напряженности использования.

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Функции психологической защиты:

1) Достижение потребностей уровня самодостижения, самоуважения, самоодобрения;

2) Интегрирование личности – возможность сделать человеческое «Я» цельным, непротиворечивым, уберечь от распада

3) Сохранение от сознания истинных мотивов и желаний возможность не знать ту правду, которую не хочешь знать про себя);

4) Возможность предстать пред миром таким, каким он хочет видеть тебя;

5) Защищает от тех «-» качеств, которыми человек рально не обладает, но признаёт их за собой.

Единой сколько-то общепризнанной классификации защитных механизмов нет.

Анна Фрейд упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По ее мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психически здорового человека, так как использование защиты не снимает конфликт, страхи сохраняются и, в конечном счете, велика вероятность появления болезней.

Чтобы раскрыть феноменологию психологической защиты, обратимся к схеме психологического аппарата личности (психоанализ), структурированного тремя инстанциями: Оно, Я, Сверх-Я. Оно – резервуар либидо, энергии, не имеет четкой организации и не обладает общей волей – бессознательное. Я –олицетворение здравого смысла, сфера сознательного. Сверх-Я (Я-идеал) - «наследник Эдипова комплекса», с т. зр. З. Фрейда, Сверх-Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя. Св-Я ближе к бессознательному, чем к сознательному.

В психоаналитической модели личности оказывается, что Я вынуждено обороняться с двух сторон. С одной стороны, Я пытается отразить нападения от непрестанных требований бессознательного Оно. С другой стороны, защищается от укоров совести бессознательного Сверх-Я. В результате, Я удается справиться только с самыми грубыми действиями Оно и Сверх-Я, что приводит к бесконечным терзаниями самого себя. Но, Я приходится ориентироваться на окружающую реальность. Я – «несчастное существо», старается привести к согласию притязания и требования, исходящие от трех властелинов и тиранов: внешнего мира, Оно, Сверх-Я. Я прилагает все усилия к установлению гармонии между этими силами. Жизнь становится постоянным терпением, сопровождаемым внутриличностными конфликтами и мучениями. Только сильное, творческое Я может создавать гармонию. Формирование сильного Я заключается в развитии способностей выдерживать и противостоять напору бессознательных влечений.

Причина невротических нарушений, неадекватности, аномалий поведения – в нарушении баланса м/у бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах. Таким образом – все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании.

На современном этапе развития психологии психологическая защита рассматривается в двух аспектах: « внутриличностная» и «межличностная».

Понятие «межличностная защита» впервые было выделено и определено Е.Л.

Доценко: «…- употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого объекта».

А.У. Хараш обратил внимание на функционирование межличностных защит в процессе группового взаимодействия. На основе эмперического обобщения работы «Т-групп» им были выделены следующие виды: ролевая защита, дискуссионная защита, открытая защита (ролевая самоподача, псевдораскрытие, ненормативная защита). Их основная цель – оградить собственную самооценку от изменений, которым она подвергается со стороны партнеров по общению.

Аналитически-ориентированные терапевты (Н. Мак-Вильямс и др.) подразделяют защиты на первичные (зрелые) и вторичные (незрелые). Разделение связано как с периодом формирования защит в личной истории индивида, так и с тем, что первичные, они же «примитивные», защиты действуют недифференцированнным образом во всем сенсорном пространстве человека, сплавляя воедино когнетивные, аффективные и поведенческие параметры, и действуют «автоматически»; в то время, как вторичные, «высшие» защиты, осуществляют определенные трансформации чего-то одного: ощущений, чувств, мыслей или поведения – и доступны модификации со стороны сознания. Некоторые защиты имеют как примитивную, так и зрелую формы.

Первичные защиты: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление Эго, проекция, интроекция, проективная идентификация. Их характерная особенность – автоматический бессознательный характер и отсутствие связи с принципом реальности.

Вторичные: вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, раздельное мышление, смещение, отреагирование, реактивное образование, сублимация.

Защитные механизмы личности появляются в ходе развития и действуют бессознательно на протяжении дальнейшей жизни, защищая Эго от какой-либо (внешней или внутренней) угрозы. Предпочтительное автоматическое использование отдельной защиты или набором защит является результатом сложного взаимодействия таких факторов: 1. Врожденного темперамента; 2. Природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3. Защит, образцами для которых были родители и другие значимые фигуры; 4. Усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

Считается, что возраст до одного года – это предстадия защиты. У З. Фрейда раннее младенчество – оральная стадия. Интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.

1-2 года – опасности преодолеваются ребенком посредством отрицания (отказ, оппозиция), а также проекции и имитации (связаны с выделением ребенком себя из окружающей среды). У З. Фрейда – анальная стадия. Изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.

До 3-х лет – вытеснение (вначале в форме подавления), замещение и интеллектуализация.

После 5-ти лет – вследствие формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация, которая связана с усвоением ценностей.

У З. Фрейда (2-6 лет) – фаллическая стадия. Эдипов комплекс (Электры). Отрицание, появление болезней. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации себя с родителем своего пола. Неразрешенный Э.К. ведет к неврозу.

Младший школьный возраст – (развитие речи и логического мышления) тенденция к присоединению, развивается компенсация как незрелая форма рационализации.

У З. Фрейда (6-10 дев., 6-12 мал) –латентная стадия. Завершение развития Сверх-Я (10-11лет). Подавление, чрезмерная регрессия, фиксация.

10-21,12-23 – генитальная стадия. Усиление сексуальных и агрессивных тенденций. Критический период для возникновения нарушений характера.

По Р. Плутчику: в числе первых возникают механизмы, связанные с перцептивными процессами (процессы ощущения, восприятия и внимания несут ответственность за защиты, связанные с невидением, непониманием информации(перцептивные защиты): отрицание, регрессия. Они наиболее примитивные. Затем возникают защиты, связанные с процессами памяти, а именно с забыванием информации (вытеснение, подавление). Последние – по мере развития процессов мышления и воображения, более сложные и зрелые защиты, связанные с переработкой и переоценкой информации (рационализация)

Существуют деструктивные и конструктивные психологические защиты. Критериями конструктивности/деструктивности являются степень осознанно­сти, уровень примитивности, общей напряженности использования.

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способ­ствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с др. стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 597.