ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сущность стратегии развития

Стратегическое управление развитием предприятия состоит в моделировании управления организацией, способности выявлять необходимые изменения в самой стратегии развития, а также в способности воплощать стратегию в реальную деятельность предприятия. Моделирование стратегии развития предприятия должно быть многомерным: с неблагоприятным изменением внешней среды, стабильным и благоприятным. Также необходимо провести сравнительный анализ эффективности нескольких программ для достижения стратегических целей.

Общая стратегия развития может быть разделена в соответствии с функциональной основой набора стратегий, которые представляют стратегическую программу (политику) предприятия [3, с.12].

Как правило, стратегическая программа состоит из следующих функциональных стратегий:

• маркетинговая стратегия (определяет необходимость производства и продажи того или иного товара, его рынок сбыта и условия его реализации);

• стратегия управления персоналом (заключается в повышении эффективности использования персонала предприятия - улучшении условий труда и его стимулирования);

• производственная стратегия (стратегия эффективного использования производственных мощностей и трудовых ресурсов, стратегия повышения качества продукции);

• финансовая стратегия (определяет финансовый результат производственной и финансовой деятельности предприятия на долгосрочный и краткосрочный периоды);

• инвестиционная стратегия (направлена на привлечение инвестиций в компанию и дальнейший рост ее деятельности, активизация новых направлений бизнеса).

Вы можете отдельно выделить инновационную стратегию. Инновации должны присутствовать во всех сферах деятельности предприятия и, соответственно, в каждом из компонентов стратегии развития предприятия. Нет сомнений в том, что в современных рыночных отношениях маркетинговая стратегия доминирует над другими стратегиями и определяет их. Схематично эта иерархия отражена на рисунке 1.1.

 

Рис. 1.1 - Классификация стратегии развития предприятия по функциональному признаку


 

Разработка стратегических и текущих (годовых) бизнес-планов является заключительным этапом стратегического планирования. Бизнес-план - это инструмент стратегического планирования и контроля, поскольку на определенном этапе запланированные показатели необходимо сверять с фактическими данными.

Таким образом, при разработке стратегии развития предприятия необходимо раскрыть следующие вопросы.

Сформулируйте конкретные направления деятельности, основные долгосрочные и краткосрочные цели и задачи предприятия (новые продукты, повышение качества продукции, увеличение производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных фондов, внедрение новых и высоких технологий импортозамещения и др. цели) стратегия и тактика их достижения. Определить ответственных лиц за реализацию стратегии.

Определите целевые рынки и место предприятия на этих рынках. Анализ рынка должен включать: общее описание рынков, на которых планируется продавать товары, оценку их емкости, в том числе свободной емкости; доля организации на разных рынках; динамика развития рынка за последние 3-5 лет и прогноз тенденций; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные потребительские требования к продукции; оценка возможностей конкурентов и базовые данные об их продукции - технический уровень, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок этих товаров; Преимущества организации перед конкурентами.

Сформировать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям. Оцените производственные и сбытовые расходы.

Обоснуйте маркетинговую стратегию:

стратегия продаж (увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и т. д.);

расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, включая предоставляемые налоговые льготы, субсидии и другие преференции, политику регулирования цен на государственном уровне, а также сегмент рынка;

для продуктов, которые планируется продавать на зарубежных рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, установленные страной-импортером;

ценовая стратегия (сравнение с ценами конкурентов, а также с учетом свойств товаров - новизна, качество и др.);

тактика продажи товара в определенном сегменте рынка (собственная торговая сеть, офисы продаж, посредники, дистрибьюторы, другие способы сбыта продукции);

политика обслуживания (организация на месте, ремонтные мастерские, сервисные центры и другие виды услуг) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от данного вида деятельности; оценка изменений объемов продаж в будущем;

расходы на маркетинг и рекламу;

план действий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы его реализации.

Оценить соответствие существующих производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы; обосновать необходимость дополнительных, необходимых для реализации производственной программы, производственных мощностей на будущее, способа их создания (строительство, покупка, аренда); необходимость остановки существующего производства (отдельных участков) на период реконструкции; Перечень и обоснование необходимого оборудования и технологий с учетом достигнутого научно-технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемого выпуска объемов производства и его потребительских характеристик. [7, с.22]

Обосновать объем инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства, актуальность и новизна предлагаемых проектов; оценить безопасность существующих и вновь создаваемых производственных площадей с инженерными коммуникациями; обосновать выбор поставщиков оборудования исходя из сравнительных технических характеристик оборудования ведущих производителей и условий его поставки, гарантийного обслуживания, гарантий и цен; проводить экологическую оценку проектов (анализ влияния будущего производства на окружающую среду, объема отходов, предполагаемых мест их утилизации, переработки); проанализировать этапы разработки основных этапов проектов (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, сертификация продукции в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции).

Оцените финансовое положение предприятия и наличие собственных источников финансирования проектов (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, других источников), которые можно использовать на начальном этапе их реализации, рассчитайте потребность в долгосрочной срочные кредиты, займы и другие привлеченные средства для капитальных вложений в проекты, а также выявление источников финансирования текущих затрат.

Стратегии можно классифицировать по нескольким признакам [1, с.15].

Направление в выборе конкурентного преимущества (конкурентные стратегии): лидерство в снижении затрат и дифференциации. При классификации конкурентных стратегий учитываются два параметра: целевой рынок и тип конкурентного преимущества. В соответствии с этими параметрами существует пять видов конкурентной стратегии:

• стратегия лидерства по затратам основана на «экономии от масштаба» - чем больше компания производит продукцию, тем ниже удельные затраты на единицу продукции;

• стратегия широкой товарной дифференциации направлена ​​на то, чтобы дать компании конкретные товары (параметры), которые отличали бы их от конкурирующих товаров;

• оптимизированная по стоимости стратегия сочетает в себе низкие затраты с широкой дифференциацией продуктов;

• рыночная нишевая стратегия, основанная на низких затратах, направляет компанию к узкому сегменту клиентов, где компания опережает своих конкурентов из-за более низких затрат;

• рыночная нишевая стратегия, основанная на дифференциации продуктов, ориентирует компанию на узкий сегмент клиентов, где компания опережает своих конкурентов, полностью подбирая продукты по своему вкусу.

Все эти стратегии представлены на рисунке 1.2 в виде схемы, называемой матрицей Портера.

 

Тип конкурентного преимущества

Низкие издержки

Дифференциация

Целевой рынок

широкий

1     2
 

3

 
     
           

 


 

    4 5
  узкий    

Рис. 1.2 - Матрица Портера


В направлении развития бизнеса выделяются следующие стратегии: концентрация; интеграция; диверсификации; снижение. При определении основных стратегий развития бизнеса учитываются пять параметров: продукт; рынок; промышленность; положение компании в отрасли; технология.

1) Концентрированные стратегии роста связаны с изменениями продукта и рынка. Это стратегии: укрепление позиций на рынке; развитие рынка (поиск новых рынков для существующего продукта); разработка продукта (новый продукт на существующем рынке).

2) Интегрированные стратегии роста связаны с расширением компании путем добавления новых структур, как путем приобретения новых структур, так и путем расширения изнутри. Существует два типа интегрированных стратегий роста: обратная вертикальная интеграция (приобретение контроля над поставщиками); прямая вертикальная интеграция (приобретение или усиление контроля над системами распределения и продажи).

3) Диверсифицированные стратегии роста применяются, если фирма не может развиваться дальше на данном рынке, с данным продуктом, в данной отрасли. Диверсификация - процесс проникновения компании в другие отрасли.

Стратегия диверсификации используется для обеспечения того, чтобы организация не стала слишком зависимой от одной стратегической бизнес-единицы. В настоящее время многие компании с большим капиталом, полученным в основных сферах бизнеса, считают диверсификацию наиболее подходящим способом инвестирования капитала и снижения рисков, особенно если дальнейшее расширение в ключевых сферах бизнеса ограничено. При реализации стратегии диверсификации фирма:[7, с.15]

1) либо выходит за пределы производственной цепочки, в которой он работает, и ищет новые виды деятельности, которые дополняют уже существующие с точки зрения технологических или коммерческих целей, для достижения синергетического эффекта (концентрическая диверсификация);

2) или развивает деятельность, не связанную с его традиционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая диверсификация).

 




Дата: 2019-02-19, просмотров: 173.