Стратегия развития производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегия развития производства

курсовая работа по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

Выполнил: студент 3 курса

гр. ТМРК-1з-335-16

Салдуриди В.Л.

Научный руководитель:

Фомушкина Т.Н.

 

 

Тверь 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА 5

1.1. Сущность стратегии развития. 5

1.2. Методы разработки и анализа стратегий. 11

1.3. Факторы и резервы создания стратегий по модернизации производства. 16

2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 20

2.1. Современная стратегия развития организации производства. 20

2.2 Основные стратегии развития производственных систем. 23

2.3 Этапы формирования стратегии развития производственных систем. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях мирового финансового кризиса, когда спрос на продукцию снижается, а объемы ее производства сокращаются, ресурсы и инвестиции ограничены, необходимо представить перспективы развития предприятия с учетом влияния внешней среды, динамика развития экономики страны, использование открывающихся возможностей, предоставляемых внешней средой, или наоборот, смягчение ее негативных последствий. Таким образом, стратегия - это определение основных долгосрочных целей, задач и действий, которые компания выбирает, принимая во внимание соотношение между своими сильными и слабыми сторонами, внешними возможностями и угрозами для достижения целей.

Стратегия развития предприятия динамична: она постоянно обновляется по мере своего развития. Развитие предприятия - это качественное явление, сопровождаемое внедрением инноваций в области его продуктов, процессов, структур, а также организации и управления. Это трансформация внутренней и внешней (контролируемой) среды предприятия, обеспечивающая его достижение, сохранение и усиление конкурентного преимущества.

Понятие «стратегия долгосрочного развития предприятия» тесно связано с понятием «экономический рост». Категория роста по отношению к предприятию количественная. С этим связано увеличение его ресурсов, расширение сферы деятельности и доли рынка. При эффективном управлении и благоприятных макроэкономических условиях идеальный экономический рост наблюдается при соблюдении следующих условий: рост прибыли должен опережать рост выручки, а рост выручки должен быть выше, чем рост активов предприятия («золотое правило экономики»).

Более высокий рост прибыли по сравнению с ростом выручки означает более высокую прибыль и более низкие удельные затраты. Более высокие темпы роста выручки по сравнению с темпами роста активов компании указывают на увеличение интенсивности использования ресурсов компании и ускорение оборачиваемости капитала. Стратегическое управление развитием предприятия состоит в моделировании управления организацией, способности выявлять необходимые изменения в самой стратегии развития, а также в способности воплощать стратегию в реальную деятельность предприятия. Моделирование стратегии развития предприятия должно быть многомерным: с неблагоприятным изменением внешней среды, стабильным и благоприятным. Также необходимо провести сравнительный анализ эффективности нескольких программ для достижения стратегических целей.

Целью исследования является изучение стратегий развития производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

· рассмотреть сущность стратегии развития;

· выявить факторы и резервы создания стратегий по модернизации производства;

· проанализировать современную тактику стратегического развития производства;

· выделить этапы формирования стратегии развития производственных систем.

Объект исследования: производство.

Предмет исследования: стратегии дальнейшего развития.

Методологическая основа исследования: анализа научной литературы, обобщение, сравнительный и метод интерпретации, метод компаративного анализа, метод экономико-статистического анализа, метода организационного моделирования, сценарный подход.

Структура работы состоит из двух глав, 5 рисунков, 30 источников литературы.


 


Сущность стратегии развития

Стратегическое управление развитием предприятия состоит в моделировании управления организацией, способности выявлять необходимые изменения в самой стратегии развития, а также в способности воплощать стратегию в реальную деятельность предприятия. Моделирование стратегии развития предприятия должно быть многомерным: с неблагоприятным изменением внешней среды, стабильным и благоприятным. Также необходимо провести сравнительный анализ эффективности нескольких программ для достижения стратегических целей.

Общая стратегия развития может быть разделена в соответствии с функциональной основой набора стратегий, которые представляют стратегическую программу (политику) предприятия [3, с.12].

Как правило, стратегическая программа состоит из следующих функциональных стратегий:

• маркетинговая стратегия (определяет необходимость производства и продажи того или иного товара, его рынок сбыта и условия его реализации);

• стратегия управления персоналом (заключается в повышении эффективности использования персонала предприятия - улучшении условий труда и его стимулирования);

• производственная стратегия (стратегия эффективного использования производственных мощностей и трудовых ресурсов, стратегия повышения качества продукции);

• финансовая стратегия (определяет финансовый результат производственной и финансовой деятельности предприятия на долгосрочный и краткосрочный периоды);

• инвестиционная стратегия (направлена на привлечение инвестиций в компанию и дальнейший рост ее деятельности, активизация новых направлений бизнеса).

Вы можете отдельно выделить инновационную стратегию. Инновации должны присутствовать во всех сферах деятельности предприятия и, соответственно, в каждом из компонентов стратегии развития предприятия. Нет сомнений в том, что в современных рыночных отношениях маркетинговая стратегия доминирует над другими стратегиями и определяет их. Схематично эта иерархия отражена на рисунке 1.1.

 

Рис. 1.1 - Классификация стратегии развития предприятия по функциональному признаку


 

Разработка стратегических и текущих (годовых) бизнес-планов является заключительным этапом стратегического планирования. Бизнес-план - это инструмент стратегического планирования и контроля, поскольку на определенном этапе запланированные показатели необходимо сверять с фактическими данными.

Таким образом, при разработке стратегии развития предприятия необходимо раскрыть следующие вопросы.

Сформулируйте конкретные направления деятельности, основные долгосрочные и краткосрочные цели и задачи предприятия (новые продукты, повышение качества продукции, увеличение производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных фондов, внедрение новых и высоких технологий импортозамещения и др. цели) стратегия и тактика их достижения. Определить ответственных лиц за реализацию стратегии.

Определите целевые рынки и место предприятия на этих рынках. Анализ рынка должен включать: общее описание рынков, на которых планируется продавать товары, оценку их емкости, в том числе свободной емкости; доля организации на разных рынках; динамика развития рынка за последние 3-5 лет и прогноз тенденций; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные потребительские требования к продукции; оценка возможностей конкурентов и базовые данные об их продукции - технический уровень, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок этих товаров; Преимущества организации перед конкурентами.

Сформировать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям. Оцените производственные и сбытовые расходы.

Обоснуйте маркетинговую стратегию:

стратегия продаж (увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и т. д.);

расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, включая предоставляемые налоговые льготы, субсидии и другие преференции, политику регулирования цен на государственном уровне, а также сегмент рынка;

для продуктов, которые планируется продавать на зарубежных рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, установленные страной-импортером;

ценовая стратегия (сравнение с ценами конкурентов, а также с учетом свойств товаров - новизна, качество и др.);

тактика продажи товара в определенном сегменте рынка (собственная торговая сеть, офисы продаж, посредники, дистрибьюторы, другие способы сбыта продукции);

политика обслуживания (организация на месте, ремонтные мастерские, сервисные центры и другие виды услуг) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от данного вида деятельности; оценка изменений объемов продаж в будущем;

расходы на маркетинг и рекламу;

план действий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы его реализации.

Оценить соответствие существующих производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы; обосновать необходимость дополнительных, необходимых для реализации производственной программы, производственных мощностей на будущее, способа их создания (строительство, покупка, аренда); необходимость остановки существующего производства (отдельных участков) на период реконструкции; Перечень и обоснование необходимого оборудования и технологий с учетом достигнутого научно-технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемого выпуска объемов производства и его потребительских характеристик. [7, с.22]

Обосновать объем инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства, актуальность и новизна предлагаемых проектов; оценить безопасность существующих и вновь создаваемых производственных площадей с инженерными коммуникациями; обосновать выбор поставщиков оборудования исходя из сравнительных технических характеристик оборудования ведущих производителей и условий его поставки, гарантийного обслуживания, гарантий и цен; проводить экологическую оценку проектов (анализ влияния будущего производства на окружающую среду, объема отходов, предполагаемых мест их утилизации, переработки); проанализировать этапы разработки основных этапов проектов (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, сертификация продукции в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции).

Оцените финансовое положение предприятия и наличие собственных источников финансирования проектов (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, других источников), которые можно использовать на начальном этапе их реализации, рассчитайте потребность в долгосрочной срочные кредиты, займы и другие привлеченные средства для капитальных вложений в проекты, а также выявление источников финансирования текущих затрат.

Стратегии можно классифицировать по нескольким признакам [1, с.15].

Направление в выборе конкурентного преимущества (конкурентные стратегии): лидерство в снижении затрат и дифференциации. При классификации конкурентных стратегий учитываются два параметра: целевой рынок и тип конкурентного преимущества. В соответствии с этими параметрами существует пять видов конкурентной стратегии:

• стратегия лидерства по затратам основана на «экономии от масштаба» - чем больше компания производит продукцию, тем ниже удельные затраты на единицу продукции;

• стратегия широкой товарной дифференциации направлена ​​на то, чтобы дать компании конкретные товары (параметры), которые отличали бы их от конкурирующих товаров;

• оптимизированная по стоимости стратегия сочетает в себе низкие затраты с широкой дифференциацией продуктов;

• рыночная нишевая стратегия, основанная на низких затратах, направляет компанию к узкому сегменту клиентов, где компания опережает своих конкурентов из-за более низких затрат;

• рыночная нишевая стратегия, основанная на дифференциации продуктов, ориентирует компанию на узкий сегмент клиентов, где компания опережает своих конкурентов, полностью подбирая продукты по своему вкусу.

Все эти стратегии представлены на рисунке 1.2 в виде схемы, называемой матрицей Портера.

 

Тип конкурентного преимущества

Низкие издержки

Дифференциация

Целевой рынок

широкий

1     2
 

3

 
     
           

 


 

    4 5
  узкий    

Рис. 1.2 - Матрица Портера


В направлении развития бизнеса выделяются следующие стратегии: концентрация; интеграция; диверсификации; снижение. При определении основных стратегий развития бизнеса учитываются пять параметров: продукт; рынок; промышленность; положение компании в отрасли; технология.

1) Концентрированные стратегии роста связаны с изменениями продукта и рынка. Это стратегии: укрепление позиций на рынке; развитие рынка (поиск новых рынков для существующего продукта); разработка продукта (новый продукт на существующем рынке).

2) Интегрированные стратегии роста связаны с расширением компании путем добавления новых структур, как путем приобретения новых структур, так и путем расширения изнутри. Существует два типа интегрированных стратегий роста: обратная вертикальная интеграция (приобретение контроля над поставщиками); прямая вертикальная интеграция (приобретение или усиление контроля над системами распределения и продажи).

3) Диверсифицированные стратегии роста применяются, если фирма не может развиваться дальше на данном рынке, с данным продуктом, в данной отрасли. Диверсификация - процесс проникновения компании в другие отрасли.

Стратегия диверсификации используется для обеспечения того, чтобы организация не стала слишком зависимой от одной стратегической бизнес-единицы. В настоящее время многие компании с большим капиталом, полученным в основных сферах бизнеса, считают диверсификацию наиболее подходящим способом инвестирования капитала и снижения рисков, особенно если дальнейшее расширение в ключевых сферах бизнеса ограничено. При реализации стратегии диверсификации фирма:[7, с.15]

1) либо выходит за пределы производственной цепочки, в которой он работает, и ищет новые виды деятельности, которые дополняют уже существующие с точки зрения технологических или коммерческих целей, для достижения синергетического эффекта (концентрическая диверсификация);

2) или развивает деятельность, не связанную с его традиционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая диверсификация).

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для предприятия любой формы собственности и любого масштаба экономической деятельности важно управлять экономической деятельностью, определять стратегию, а также планировать. Но поскольку не существует единой стратегии для всех предприятий, и поэтому каждое предприятие, которое хочет выжить в суровых рыночных условиях, разрабатывает свою собственную стратегию, основанную на анализе внешней среды, своего собственного потенциала, исходя из целей и миссии организации.

Разработка стратегии организации не является самоцелью стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только если стратегия будет успешно реализована в будущем. Чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, то есть управлять им.

Стратегическое управление обеспечивает не только тщательное изучение всех его направлений, что само по себе становится очевидным, но и обязательное участие в его развитии менеджеров на всех уровнях управления.

Стратегическое планирование - это вид управленческой деятельности, который требует значительных усилий и времени. Основным условием эффективного функционирования системы стратегического планирования является постоянное внимание к ней со стороны топ-менеджеров, умение обосновывать необходимость планирования привлечения широкого круга сотрудников к разработке и реализации стратегии. Это внимание особенно важно на первом этапе внедрения системы планирования в организации.

Выбор стратегии компании осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние компании. Также выбор стратегии во многом зависит от стиля организационного поведения.

Существует два основных стиля - инкрементальный (от достигнутого) и предпринимательский. Стратегическое планирование - это системный подход к предпринимательскому стилю поведения.

Потенциал и стратегические возможности организации определяются ее структурой и качеством персонала. Не имея достаточно полной информации о качестве персонала, руководство не может сделать правильный выбор стратегии компании.

Организационное развитие предприятий в России происходит в соответствии с объективными законами и законами, регулирующими развитие организаций - законами отсрочки и неадекватности. Чтобы уменьшить влияние негативных факторов, вызванных этими закономерностями, в организации предлагается подход к формированию многоуровневой организационной системы.

Производственная стратегия (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией его основных направлений деятельности в сфере производства. В то же время следует отметить, что производственный процесс является наиболее стабильным видом практической деятельности, а в случаях нестабильности в производственном секторе шоки на предприятии являются наиболее сильными.

Следует отметить, что производственная стратегия предприятия как самостоятельного типа функциональной стратегии игнорируется даже западными специалистами по стратегическому планированию и управлению. В то же время именно производственная деятельность является основной функцией предприятия; здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки производственной стратегии происходит обмен информацией между руководителями функциональных подразделений, которые обеспечивают реализацию базовой стратегии и координацию программ функциональных действий.


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.:ОАО Типография «Новости», 2003.

2. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. - М.:КНОРУС, 2005.

3. Винокуров В.А. Организация стратегического менеджмента на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М.: Финпресс, 2002.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономисть, 2003.

6. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного упраления. - М.: Олимп - Бизнес, 2005.

7. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005.

8. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Финпресс, 2006.

9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Юристь, 2003.

10. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп - Бизнес, 2004.

11. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп - Бизнес, 2005.

12. Карлофф Б. Деловая стратегия / пер. с англ. - М.: Экономика, 2006.

13. Керимов В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях. - М.: Эксмо, 2005.

14. Керимов В.Э. Стратегический учет. - М.: Омега - Л, 2005.

15. Керимов В.Э. Управленческий учет. - М.: ИТК «Дашков и К», 2005.

16. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. - М.: ИТК «Дашков и К», 2005.

17. Кит У. Стратегический управленческий учет / Пер. с англ. - М.: Олимп - Бизнес, 2002.

18. Котлер Ф. Маркетинг - Менеджмент / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.

19. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2006.

20. Коупленд Т., Котлер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: Олимп - Бизнес, 2006.

21. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2005.

22. Минцберг Г., Альстрэд Б., Лэмпел ДЖ. Школы стратегий / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005.

23. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.:, 2004.

24. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Научн. ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2003.

25. Стратегическое планирование / Под. ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2004.

26. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд./ Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005.

27. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. - М.: Приор, 2005.

28. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 2004.

29. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп - Бизнес, 2004.

30. Хоуп Дж., Фрейзер Р. Бюджетирование. каким мы его знаем. Управление за рамками бюджетов / Пер. с англ. Р.В. Кащеева. - М.: ООО «Вершина», 2005.

 

Стратегия развития производства

курсовая работа по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

Выполнил: студент 3 курса

гр. ТМРК-1з-335-16

Салдуриди В.Л.

Научный руководитель:

Фомушкина Т.Н.

 

 

Тверь 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА 5

1.1. Сущность стратегии развития. 5

1.2. Методы разработки и анализа стратегий. 11

1.3. Факторы и резервы создания стратегий по модернизации производства. 16

2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 20

2.1. Современная стратегия развития организации производства. 20

2.2 Основные стратегии развития производственных систем. 23

2.3 Этапы формирования стратегии развития производственных систем. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях мирового финансового кризиса, когда спрос на продукцию снижается, а объемы ее производства сокращаются, ресурсы и инвестиции ограничены, необходимо представить перспективы развития предприятия с учетом влияния внешней среды, динамика развития экономики страны, использование открывающихся возможностей, предоставляемых внешней средой, или наоборот, смягчение ее негативных последствий. Таким образом, стратегия - это определение основных долгосрочных целей, задач и действий, которые компания выбирает, принимая во внимание соотношение между своими сильными и слабыми сторонами, внешними возможностями и угрозами для достижения целей.

Стратегия развития предприятия динамична: она постоянно обновляется по мере своего развития. Развитие предприятия - это качественное явление, сопровождаемое внедрением инноваций в области его продуктов, процессов, структур, а также организации и управления. Это трансформация внутренней и внешней (контролируемой) среды предприятия, обеспечивающая его достижение, сохранение и усиление конкурентного преимущества.

Понятие «стратегия долгосрочного развития предприятия» тесно связано с понятием «экономический рост». Категория роста по отношению к предприятию количественная. С этим связано увеличение его ресурсов, расширение сферы деятельности и доли рынка. При эффективном управлении и благоприятных макроэкономических условиях идеальный экономический рост наблюдается при соблюдении следующих условий: рост прибыли должен опережать рост выручки, а рост выручки должен быть выше, чем рост активов предприятия («золотое правило экономики»).

Более высокий рост прибыли по сравнению с ростом выручки означает более высокую прибыль и более низкие удельные затраты. Более высокие темпы роста выручки по сравнению с темпами роста активов компании указывают на увеличение интенсивности использования ресурсов компании и ускорение оборачиваемости капитала. Стратегическое управление развитием предприятия состоит в моделировании управления организацией, способности выявлять необходимые изменения в самой стратегии развития, а также в способности воплощать стратегию в реальную деятельность предприятия. Моделирование стратегии развития предприятия должно быть многомерным: с неблагоприятным изменением внешней среды, стабильным и благоприятным. Также необходимо провести сравнительный анализ эффективности нескольких программ для достижения стратегических целей.

Целью исследования является изучение стратегий развития производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

· рассмотреть сущность стратегии развития;

· выявить факторы и резервы создания стратегий по модернизации производства;

· проанализировать современную тактику стратегического развития производства;

· выделить этапы формирования стратегии развития производственных систем.

Объект исследования: производство.

Предмет исследования: стратегии дальнейшего развития.

Методологическая основа исследования: анализа научной литературы, обобщение, сравнительный и метод интерпретации, метод компаративного анализа, метод экономико-статистического анализа, метода организационного моделирования, сценарный подход.

Структура работы состоит из двух глав, 5 рисунков, 30 источников литературы.


 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 189.