С некоторыми словами составляются небольшие пред. |
3. Чтение слоговой таблицы из букв большого формата.
РУ | КУ | ЛУ |
РА | НА | ША |
РЫ | КА | КИ |
'ложения.
КА
4. Работа над предложением.
Цель. Отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.
— Произнеси фразу Посмотри на меня со следующей инто
нацией:
1) ласково, мягко попроси;
2) резко прикажи.
— Читаем предложение У Ромы рос мак с интонацией, со
ответствующей знаку на конце.
У Ромы рос мак. У Ромы рос мак! У Ромы рос мак?
• Обратить внимание на предлог «у». Это отдельное слово, состоящее из одной буквы. Схема: \ У Ромы рос мак. Начало предложения пишется с большой буквы.
Физкультминутка
И. П. — основная стойка. На счет 1 — руки в стороны — вверх, потянуться. (На носочки встанем, потолок достанем), на счет 2—5 — вернуться в исходное положение, длительный выдох. (3—4 раза)
И. П. — ноги врозь. Наклоны туловища в стороны, назад, вперед. Прыжки на месте. (13—15 раз)
5. Фронтальная работа. Игра «Прочитай и опиши».
Дидактическая задача. Упражнять детей в чтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера.
Оборудование. Таблицы слогов с буквами большого формата, мягкая игрушка, кусочек сахара, предметные картинки.
Содержание. Воспитатель загадывает загадки, дети на флане-леграфе составляют отгадки. Дети читают и рассказывают все, что они знают об этом животном (кошка, мышка, слон). Ответы детей дополняются чтением рассказа Л.Н.Толстого «Слон».
Загадки
У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.
(Кошка)
Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке. Потому что до темна В норке прячется она.
(Мышка)
Он тверд и бел, Как будто мел, И ты его Немало съел.
(Сахар)
У этого крошки Столбики-ножки, Глаза-поварешки, А ушки покуда С столовое блюдо.
(Слон)
Рассказ Л.Н.Толстого СЛОН
• Читается с целью переключения внимания детей, а также дополнения знаний об этом животном.
У одного индийца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил
72
73
ногою на своего хозяина. Индиец умер. Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали ими — это деревья в лесу. Руки качнулись, кисти встряхнулись — ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад...
Соответствующие движения руками.
6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. 6.1. Из букв составить отгадки на загадки:
Он никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые, и дети?
(Лук)
Я болотное растенье, Конопатят мною стены.
(Мох)
Объяснить значение слова «конопатят».
Под водой живет народ — Ходит задом наперед.
(Рак)
6.2. Упражнение, развивающее зоркость и внимание к слову:
чтение слов, отличающихся одной буквой.
СУК, СОК, СОР, СЫР ЛАК, ЛУК
мил, мыл
6.3. Составление из слогов отгадок на загадки:
Какая птица состоит из сорока букв?
(СорокА)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
(Сорока)
6.4. Составление из слогов слов: МОЛОКО, МУКА, КОРОНА, КАЛОША, КОСЫ, СЫРЫ, МЫЛО, НОРА. 7. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 25
Тема. Звук П (1Г), буква П.
1. Артикуляционная гимнастика.
Мы прижмем язык зубами — та-та-та, А теперь прижмем губами — па-па-па.
Скороговорка
От топота копыт пыль по полю летит.
2. Определение места звука в словах.
Воспитатель выставляет на стол предметы, в названиях которых слышится звук П или П'. Про некоторые из них предлагаются загадки.
ШАПКА, ПЕРО, ПЕТУХ, ПИРАМИДА, ПЛАТОК.
• Звук 77, 77' интонационно выделяется. Загадки
Сижу верхом, Не знаю, на ком. Знакомца встречу, Соскочу — привечу.
(Шапка)
Какая одежда состоит из ста частей без единого шва?
(Перо птицы)
74
75
Гребень имею — не пользуюсь им. Шпоры имею — не езжу верхом.
7. Чтение слоговой таблицы.
ПАША | ПУМА |
КАША | ШУРА |
МАША | ШАРЫ |
НАША | ПАНАМА |
РОМА |
(Петух)
Стальной конек
По белому полю бегает
И за собой черные следы оставляет.
(Перо)
Объяснить два значения слова «перо».
3. Игра «Назови слова».
Содержание. Дети называют слова со звуком П в любой позиции: полка, укроп, пароход, суп, пудель и др., а затем слова со звуком П': пион, пила, пение, капелька и т.д.
За каждое названное слово дети получают фишку.
4. Анализ звука П. Звук тихий, его нельзя тянуть. Значит,
это согласный звук.
5. Анализ буквы П.
Подходящие ворота. Проходи, кому охота.
Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди-ка, подтянись!
— Какие предметы напоминает буква П? 6. Чтение слогов по магнитной азбуке. Прямые слоги читаются с договариванием до целого слова'.
ПА | АП |
ПО | ОП |
ПУ | УП |
ПЫ | ЫП |
ПАша, ПАпа
СаПОги, ПОле
ПУшистый, ПУля, ПУдель
ПЫшный
Водя указкой по слогам, воспитатель задает определенный темп чтения.
ПА | КА | ША |
НА | РО | МА |
ПУ | ШУ | РЫ |
• Можно для разнообразия составлять смешные слова.
8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
8.1. Из букв составить отгадки на загадки:
В темном уголке живет, Шелковую нить плетет Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался.
(Паук)
Два братца смотрят друг на друга, а сойтись не могут.
(Пол и потолок)
8.2. Из букв составить слова СУП, ПУХ.
9. Под групповые задания.
1-я группа: НОС ЛУК '. 2-я группа: ХОР ПУХ 3-я группа: ШАР СЫР 4-я группа: ЛАК СОР
10. Из слогов составить слова ПАША, ПАПА, ПОЛЫ.
Со словом ПАПА составить предложение, распространить его и составить схему. Предложение произнести с различными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
11. Грамматическая игра «Дополни предложение».
Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причины связи между явлениями.
Содержание. Воспитатель начинает предложение: Папа ут ром... Дети заканчивают предложение.
76
77
Вариант: Далее такую игру можно провести с усложнением — распространением до сложноподчиненного или сложного-' чиненного предложения. Например: Папа утром идет на работу, потому что... И т. д.
12. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 26
Тема. Закрепление звука П (1Г), буквы П. 1. Артикуляционная гимнастика (для отработки произношения на скороговорках и чистоговорках).
Пошел Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шел через пруд. Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат.
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят.
• Три пары — это сколько?
Улов у Поликарпа — Три карася, три карпа.
2. Звуковой и слоговой анализ слова.
Загадка
Уступая ветру в споре, Увлекает судно в море.
(Парус)
• Дети на фланелеграфе составляют слово ПАРУС.
— Сколько звуков в этом слове?
— Сколько гласных?
— Какие звуки согласные?
— Сколько в слове букв?
— Чем отличается звук от буквы?
\ — Сколько в этом слове слогов?
— Назовите первый слог. Как догадались?
— Какой второй слог?
— Какой слог ударный?
— Внимательно посмотрите на слово ПАРУС и скажите, ка
кие слова «спрятались» в нем?
• ПАР и УС.
Можно нарисовать схему и составить по ней предложение со словом ПАРУС. Составить маленький рассказ. Прочитать отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Игра «Поищи слово».
Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова. Они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например: КУЛАК, а в нем «спряталось» слово ЛАК. И т. д.
ПОРА РУКА МАРА РАМА
ПАУК ПОЛКА УШКО ПОРОХ |
3. Чтение слоговой таблицы. В роли воспцтателя — один из детей. Он указкой показывает слоги на фланелеграфе, остальные хором их произносят.
УК | ПА | РА |
пол | со | КА |
УШ | РОХ | МЛ |
по | ко | РУ |
— Давайте, дети, составим смешные слова — такие, которых нет в русском языке.
• Это упражнение вносит разнообразие и разрядку.
78
79
Физкультминутка
Я прошу подняться вас — это «раз»,- г
Повернулась голова — это «два». 5
Руки вниз, вперед смотри — это «три».
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
Соответствующие движения.
4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв
составить слово КОШКА. '
Загадки
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
(Когда дверь открыта)
Я бел, как снег, ^ В чести у всех. Я нравлюсь вам Во вред зубам.
(Сахар)
5. Подгрупповая работа по разрезным азбукам. Игра «Что
съедим?» Составить из букв слова:
1-я группа: СУП 2-я группа: СОК 3-я группа: УХА 4-я группа: СЫР Составить из слогов отгадку на загадку:
Подрастают ножки — И растут сапожки.
(Копыта)
Составить из слогов слова: ЛАПА, ПАПА, КОСЫ, СУПЫ, НОРЫ, КОРА, КАША.
Загадка-шутка
Может ли петух назвать себя птицей?
(Нет, он не умеет говорить)
6. Игра на развитие связной устной речи «Кто лучше расскажет?» Дидактическая задача. Выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.
Оборудование. Различные игрушки (звери, птицы). Содержание. Из коробки или «волшебного мешочка» на ощупь \каждый ребенок достает игрушку — зверя или птицу. Несколькими фразами он должен рассказать все, что он знает об этом звере щли птице. Ответы детей поощряются.
I Вариант. Детям предлагаются любые темы: транспорт, профессии, рыбы, насекомые и т.д. Можно использовать пред-м^тные картинки по темам. 7. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 27
Тема. Согласный звук Т (Т'), буква Т. • Звук произносится без напряжения.
1. Артикуляционная разминка.
1.1. Произношение звука Т (Т) в сочетании с гласными: —а,
Г\ \7 т т ___ сг гч туч __О
V) У, О1, Л, С/, 1х», С.
1.2. Учим скороговорку:
На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.
Или: |
Вышел кот из ворот, Кот рябой, хвост — трубой! А ну, попробуй повтори, Да не раз, а целых три!
2. Определение места звука в словах: КОТ, ТРУБА, УТКА.
Загадки
Стоит свеча из кирпича.
(Труба)
Сидит на крыше, всех выше, Дымом дышит.
(Труба)
Весь день на воде,
А водой не насытится.
( Утка )
80
81
Пестрая крякушка Ловит лягушек.
(Утка)
Дети называют слова с данным звуком в любой позицш Например: топор, тарелка, трос, матрос, крот, рот, кот, котено^ ботинки, платье, костюм; имена: Тома, Таня, Тимур, Тш Тимофей и др.
• Интонационно звук выделяется
3. Характеристика звука Т. Звук глухой, произносится/без
голоса — согласный.
• Дети это проверяют, приложив тыльную сторону ладони к
горлу. Передняя часть спинки языка образует смычку с верх
ними зубами. (Эти сведения для воспитателя.)
— Как вы думаете, дети, какой это звук — гласный или
согласный? Докажите.
4. Анализ буквы Т.
— Звук Т обозначается буквой Т.
Т на крыше очутилось И в антенну превратилось.
На что похожа эта буква?
• На антенну.
5. Чтение слогов с договариванием до целого слова (по маг
нитной азбуке):
ТА | ТАрелка |
ТО | ТОпор |
ТУ | ТУлуп |
ТЫ | ТЫква |
УТ УТро
АТ салАТ, акробАТ
ОТ бегемОТ
6. Чтение слоговой таблицы, а затем слов:
КАР | НА | ТА |
ПАР | УТ | КА |
СО | КА | РО |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.