Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.
На два счета поднялись, ,
Три, четыре — руки вниз.
И.П.— основная стойка: Потягивание на носках
с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.
2. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле
ние и чтение слогов АУ, УА.
Ш Двое детей выполняют эту работу на фланелеграфе с бук вами большого формата.
3. Игра «Угадай звук».
Дети хором произносят:
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре!
Раздвигайте круг пошире.
Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой мягкой игрушкой. Он произносит слова со звуком А или У и без них. Если в слове есть заданный звук — мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно эти звуки выделяются.)
4. Итоги занятия. Можно повторить загадки из предыдущих
занятий.
КОНСПЕКТ 4
Тема. Гласный звук О, буква О.
1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Используются загадки и иллюстративный материал.
Загадка
Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо.
(Оса)
20
21
Примечание. Для анализа можно брать только те слова, где звук | О — ударный (например: ослик, но не осел). В данном случае анализа-1 руется слово осы.
— Как вы думаете, какой это звук?
• Детей воспитатель подводит к ответу наводящими вопро
сами. Они сами делают вывод: О — гласный, так как его
можно произносить кратко, можно тянуть, спеть, произне
сти громко и тихо. Губы при этом вытянуты вперед, но не
так сильно, как при произнесении звука У.
— Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.
• Звуки произносим, а буквы пишем.
2. Анализ буквы О.
— На какой предмет похожа эта буква?
• Ответы детей.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла.
Посмотри на колесо — И увидишь букву О.
• Дети в воздухе «пишут» эту букву.
Загадка
На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками...
(Розы)
Показать иллюстрацию или живой цветок. Можно немного рассказать детям о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.)
— Как можно сказать о розе?
• Дети сами дают определения, синонимы. Например: красивая,
прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д.
Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему:
Физкультминутка
Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед, И руки вперед.
Соответствующие движения.
Две сестрицы, две руки — Левая и правая
Показ рук поочередно.
Рубят, строят, роют,
Показывают.
Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют.
Имитация движений.
Две сестрицы, две руки — Левая и правая
Поочередно показать.
Воду моря и реки загребают, плавая.
Выполнение плавательных движений.
3. Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук О. Оборудование. Фишки. Содержание. Дети, прослушав скороговорку:
На то Хавронье
и дано рыло,
чтобы она землю рыла, —
подсчитывают и называют слова со звуком О. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Вариант. Детям можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.)
Можно использовать ответы на загадки:
В колодец нырнуло Оно с головой —
22
23
Наверх возвратилось С холодной водой.
(Ведро)
Очень много силы в нем, Ростов он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
Таким же образом используются и предметные картинки. 4. Итоги занятия.
То вверх, то вниз бежит перо, Рисуя букву М,— Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем.
• Воспитатель пишет букву на доске, а затем вместе с детьми «прописывает» ее в воздухе.
— Какую букву мы видим над входом в метро?
— С какой буквы начинается название столицы России?
Примечание. Букву М (эм) называем одним звуком, хотя при
чтении четверостиший говорится «эм» (для рифмы). Далее акцентировать внимание на этом не следует.
КОНСПЕКТ 5
Тема. Согласный звук М (М'), буква М. Определение места < звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из! разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.
1. Анализ звука М. Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук.
• Вводится термин «согласный».
— Назовите слова со звуком М в начале слова, в середине, в конце.
• Дети приводят примеры.
Загадка
Где бывает:
человек стоит, лестница шагает?
(Метро)
2. Анализ буквы М.
• Пока согласные произносятся только звуками.
Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я — Это мы, а между тем Получилась буква...
(М)
• Двое детей изображают эту букву.
Физкультминутка Помощники
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре — Потянулись, наклонились, Хорошо мы потрудились. (3 раза)
1—2 — стойка на носках, руки вверх (потянулись);
3—4 т- наклон вперед, покачивание руками вправо и влево
(наклонились).
3. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
— Какое самое любимое слово для всех детей в мире?
• Мама.
Дети составляют это слово индивидуально, а один ребенок на фланелеграфе.
— Сколько слогов в этом слове?
• Они произносятся одинаково.
— Из букв составьте слоги: ам , ма , ум, му.
4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.
МУ .,. ха МУ ... равей М А ... шина МА ... лина ,
• Можно сопровождать задание демонстрацией рисунков.
24
25
5. Игра «Мамина сумка».
Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из| магазина, если она покупала только такие, в названиях которых| слышится звук М?
• Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манкаЛ
6. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 6
Тема. Закрепление звуков А, У, О, М. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке и слоговым таблицам. Написание первого слога в схемах под предметными картинками — муха и т. д.
1. Чтение стихов, в которых определенный звук слышится чаще, чем другие звуки. Звук интонационно выделяется.
А
Август.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду.
Алые тени дрожат на пруду.
Алые утки по пруду скольсят...
Жаль, что уже отгорает закат!
У
Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: Ну что из них получится?!
Загадка
Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата?
(Облако)
О
Облако, облако, шерстка колечками. Очень ты, облако, схоже с овечками.
М
Мы ныряем не в реке — Мы ныряем в молоке. Молоко поля залило, Мостик, речку и кусты. Молоко дома покрыло, Мягко льется с высоты. Мы теперь на самом дне. Мы — в молочной глубине. Мы плывем не в океане — Мы плывем в густом... (Тумане)
2. Чтение слогов по большой разрезной азбуке (фронтальная
работа).
АМ МО АУ ОМ МА УА
УМ МУ МО
3. Индивидуальная работа. Составить предложение из слогов:
Мама, ау! Ау, мама!
Загадки
Ни на меру, ни на вес, Но у всех людей он есть.
(Ум)
Что стоит посреди земли?
(Буква М)
У человека одна, У ворона — две. У свиньи и червяка Нет ни одной.
( О )
4. Фонетическая игра «Кто что услышит»? Дидактическая задача. Дать представление о звуках окружа-юЩего мира.
26
27
Оборудование. Ширмочка, колокольчик, барабан, стакан, ка- ] стрюлька, деревянная ложка, чайная дожечка.
Содержание. Один из детей за ширмочкой, стоящей на столе, < звонит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, метал- ] лическому или деревянному предмету, барабанит и т.д. Дети говорят, что они слышат (звон, стук, гром), и по звуку определяют! предмет.
5. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 7
Тема, Согласный звук С (С'), буква С. Определение места звука в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком.
Воспитатель:
— Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко
произносить — тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет
преграды. Как называются такие звуки?
• Гласные. А, О, У.
Как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка?
• Согласные. М.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком С и буквой С,| которая обозначает этот звук.
1. Характеристика звука С.
— «С» — песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик!
языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо]
рта — теплая или холодная?
А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произ-1 нести звук, то горло не дрожит. Горло — домик голоса. Звук! произносится глухо и называется глухим согласным звуком.! Может произноситься твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено,] василек).
2. Место звука С в трех позициях.
• Примеры приводят дети.
Можно использовать загадки с иллюстрациями. Например:
На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его... (скворец)
Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый.
(Свинья)
Я катаюсь на нем до вечерней зари, Но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я хожу И коня своего за веревку вожу.
(Сани)
3. Звуковой анализ слова сани (интонационно звук выделяется). — Какой первый звук в слове сани? Это гласный или согласный? Докажите.
• Когда мы его произносим, во рту мешают зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произнести громко.
Е1-П
— Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?
• В слове сани — два гласных звука — А, И, значит, и два
слога.
— Какой первый слог?
— Второй?
— Давайте составим предложение со словом сани.
• Ответы детей. Например: Сани мчатся (скользят, едут).
— Попробуйте расширить это предложение.
• Сани мчатся с горы. С крутой горы мчатся сани. С крутой
горы мчатся красивые сани. И т.д.
4. Фонетическая игра на развитие внимания «Кто запомнит больше слов со звуком С».
• Стихотворение воспитатель читает два раза. Первый раз —
для осмысливания текста; второй — для запоминания слов
с заданным звуком.
28
29
Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усталый сом, Спят и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пес. Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унес всех.
Примечание. Чтобы дети расслабились, читая стихотворение в| первый раз, можно предложить им закрыть глаза и представить услы-] шанное.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре — Топаем ногами. Раз, два, три, четыре — Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
Соответствующие движения
5. Анализ буквы С.
• Рассматривается большая буква, маленькая, а затем они]
сравниваются. «Прописывание» буквы в воздухе.
— На что похожа эта буква?
• Ответы детей. (На месяц, на банан и др.)
Села мышка в уголок, Съела бублика кусок.
Примечание. Можно показать бублик, спросив: «На какую букву ] он похож?» Затем отломить кусочек и задать вопрос снова.
6. Чтение слогов, составленных из букв наборного полотна!
большого формата (хоровое чтение) с договариванием до целого]
слова. Например: СА...(ша), СУ...(шу) и др.
СА АС СО ОС СУ УС
7. Чтение слов оса, сама. Составление предложений.
8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам малого фор
мата. Составление слогов из букв.
• У каждого ребенка наборное полотно с пройденными буквами. Заполняется оно постепенно, т. е. на данный момент здесь буквы А, У, Ы9 О, С. Эту работу воспитатель делает пред варительно, готовясь к занятию.
СА МА
СО МО СУ МУ
Внимание* Дети обязательно поощряются фишками за правильные ответы и выполненное задание. В конце занятия фишки подсчитываются.
9. Игра с заданием «Назови слова». Дети вспоминают зве
рей или птиц, в названиях которых есть звук С. Дети становятся
в круг:
Становитесь в круг опять. Будем в солнышко играть. Мы — веселые лучи, Мы резвы и горячи. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире.
Воспитатель с мячом — в середине круга. Если в слове есть звук С — дети ловят мяч, если нет — отталкивают. Например: сокол, слон, соловей, синица (заданный звук интонационно выделяется): воробей, корова и др. Хорошо использовать загадки.
Днем слепа, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот.
(Сова)
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.
(Собака)
30
31
Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.
(Лиса)
8. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 8
Тема. Звук X (X1)» буква X. Определение слоговой структура слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со слова*! ми сухо, сыро.
1. Анализ звука X.
— Как вы думаете, какой это звук?
• Используя эвристический прием, воспитатель подводит
теи к выводу, что X — согласный звук (произносится глухой
его нельзя произнести громко). Дети приводят примеры ел
с данным звуком в трех позициях — в начале слова, в середине^ в конце.
Затем воспитатель загадывает загадки, отгадки анализируют-] ся, т. е. определяется место звука X, количество слогов, ударение,] составляются предложения, даются те или иные сведения о] данном предмете, явлении, животном и т, д.
Загадки
В поле родился, На заводе варился, В стакане растворился.
(Сахар)
• Здесь уместен небольшой опыт» проведенный воспитателем!
с сахаром, рассказ о том, как делается сахар.
Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.
(Горох)
Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
В нашей кухне Круглый год Дед Мороз В шкафу живет.
(Холодильник)
2. Анализ буквы X. Буква-хохотушка: ХА-ХА-ХА.
X все ходит, ходит, ходит — Места, что ли, не находит?
А. Шибаев
3. Чтение слогов, составленных на фланелеграфе из букв
большой кассы:
АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО Загадка
Кругленькая дощечка, По краям обшивочка, А в середине дырочка.
(Ухо)
— К какому слогу надо прибавить одну букву, чтобы получилось слово ухо?
К слогу ХО.
Физкультминутка
Раз — согнуться, разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть.
Соответствующие движения.
32
33
Семь, восемь — лень отбросим.
Встать в исходное положение.
4. Составление предложения со словами сухо, сыро (устно).
Игра «Наоборот».
Дидактическая задача. Обогащать лексику словами-антонимами.
Содержание. Воспитатель произносит определенные слова, дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: высоко — низко; узкий — широкий; вперед — назад; добрый — злой; вежливый — грубый; аккуратный — неряшливый; трудолюбивый — ленивый; начало — конец и т. д.
Примечание. Чтобы избежать механических ответов, лучше давать эти слова в сочетании с существительными, например: узкая доро га - широкая дорога.
За правильный ответ ребенок получает фишку или звездочку.
5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Л о г о г р и ф (с л о в о - з а г а д к а):
Известное я блюдо. Когда прибавишь М, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.
(Уха — муха)
• Дети составляют слово уха. Используя прием наращивания, составляют слово муха. Таким же образом слово ухо преоб разуется в сухо.
6. Фонетическая игра «Кто внимательнее?»
Дидактическая задача. Продолжать развивать фонематичес
кий слух детей; формировать умение слышать в словах звук X.
Содержание. Воспитатель произносит слова. Если в них есть звук X, дети хлопают в ладоши. Например: хлеб, хорек, хоккей, халат, дом (звука X нет) и т. д.
7. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 9
Тема. Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, X. Программное содержание. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком,
составлять прямые и обратные слоги из вышеуказанных букв наборного полотна индивидуально — из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова.
Оборудование. Кукла Мальвина, наборное полотно, магнитная азбука, предметные картинки, индивидуальные разрезные азбуки у каждого ребенка.
— Как называются звуки, которые мы произносим с помощью
зубов, губ, языка?
• Согласные.
Какие согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки, мы изучили?
• М, С, X.
Как называются звуки, которые произносятся только голосом?
• Гласные.
Какие гласные вы уже знаете?
• А, У, О.
1. Игра «С кочки на кочку». (Сюрпризный момент: вносится кукла Мальвина.)
Оборудование. «Болото» — зеленый лист бумаги большого формата. На нем находятся буквы — «кочки» М, У, X, О, С, А.
Воспитатель:
— Кукла Мальвина пошла в лес собирать клюкву. Там было большое болото. Ведь клюква растет на болоте.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам — скок да скок!
Мальвина «прыгает» с кочки на кочку, т. е. с буквы на букву. Дети составляют слова: муха, ухо, сухо, ум, ус, сом, мама. Мальвина загадывает загадки:
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
(Сом)
• Показать картинку с изображением сома. 2. Игра «Живые слоги».
2-42Ю
34
35
Дидактическая задача. Развивать у детей навык чтения ело-] гов, воспитывать сосредоточенность.
Содержание: Шесть человек строятся в две шеренги — пс три человека в каждой. Детям, находящимся слева, дается пс одной букве большого формата — согласные звуки С, М, Х;| находящимся справа — гласные А, У, О.
По сигналу воспитателя дети сходятся парами, поворачива-1 ются лицом к остальным детям, и те читают образовавшиеся! слоги, договаривают до целого слова.
СА...(ша)
МУ...(ха), ...(равей) ХО.-.(бот)
Дети в парах меняются местами, и прочитываются обратные | слоги: АС, УМ, ОХ.
3. Индивидуальная работа с разрезными азбуками.
На фланелеграфе слова ухо, уха. Дети их запоминают и затем | по памяти составляют эти слова из букв своих касс. Со словом уха устно составляется предложение, а потом оно расширяется.
Задание. Составить любое слово из имеющихся у вас букв.
3. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 10
Тема. Звук Ш, буква Ш.
1. Занятие начинается с сюрпризного момента. Входит мишка. У него большой мешок, а в нем шарфик, шубка, шапка, шнурки, матрешка, мышка, мишка, чашка.
В игровой форме проводится анализ слов — определение места звука Ш в словах.
Воспитатель подводит детей к выводу, что звук Ш — тихий: «Ш-ш-ш» — песенка ветра. А еще так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко. Это соглас ный звук, шипящий.
— В каких именах есть звук Ш?
• Даша, Шура, Саша, Маша и др.
А какие «мягкие», «теплые» слова с этим звуком вы знаете?
• Шарф, шапка, шуба.
2. Артикуляционная гимнастика. Учим скороговорки:
Шура сено ворошила. Вилы в сене позабыла.
Г.Виеру
Шел Фрол по шоссе
К Саше в шашки играть.
3. Анализ буквы Ш. Эта буква похожа на забор: три палочки
и внизу — еще одна.
• Дети «пишут» букву в воздухе.
Воспитатель читает стихотворение. Затем дети называют слова
со звуком Ш.
Шорох, шептанье, шумок под окном, Шлепанье легкое... Кто это — гном? Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна Шустрым мышонком шуршит тишина.
Загадки
Слышит мишка краем уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! — Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может мишка, Отчего под ухом...
(Шишка)
Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода.
(Шарф)
4. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова. Например: шалАШ, ШАры, УШки, ШУра и т. д.
АШ ША УШ ШУ ОШ ШО
36
37
5. Индивидуальная работа с кассами букв и слогов.
— Из букв составить слова: шум, сом, сам;
— из слогов составить слова: МАША, МАМА.
Физкультминутка
(Провести перед индивидуальной работой)
Шашки на столе,
Присесть, руки вперед.
Шишки на сосне.
Встать, руки поднять вверх.
Загадки-шутки
На какое дерево садится ворона во время дождя?
(На мокрое)
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(Сон)
6. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 11
Тема. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ. Составление их из букв наборного полотна большого формата. Закрепление звука и буквы Ш.
— Что вы можете рассказать о звуке Ш?
• Он всегда твердый и т.д. (см. материал предыдущего заня
тия).
— А что вы знаете о букве Ш?
• Ответы детей.
1. Звуковой анализ слова Саша.
• Напомнить, что имена людей пишутся с большой буквы.
— Сколько мы слышим звуков?
— Сколько видим букв, обозначающих эти звуки?
— Сколько слогов? Прохлопайте слоги. Прошагайте их.
— Какой слог первый? второй?
— Какой слог ударный?
Составьте предложение.
• Например: Саша идет.
— Давайте его расширим (сделаем длиннее, распространим):
• Например: Саша идет в сад. Утром Саша идет в сад. И т. д.
2. Чтение слогов и слов, составленных из них на фланелеграфе
из букв большого формата:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 241.