Оборудование. Картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание. Показывая картинку, воспитатель говорит:

— Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы...»

Как загудел пароход?

Дети произносят: «ы-ы-ы.~»

Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы...» Как пароход дает сигнал?

Дети произносят: «ы-ы-ы...»

Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку... Воспитатель читает четверостишие:

Вышел дым из трубы, Встал над крышей на дыбы. Вырос выше облаков — И упал, и был таков.

При чтении во второй раз интонационно звук Ы выделяется, а детям предлагается запомнить слова с этим звуком и затем произнести их.

— Пожалуйста, вспомните, в каких словах этот звук слышится в середине слова (лыжи, мыши, рыба, дым, сын, мыло, малыш, камыш и др.); в конце (вилы, рамы, сады, слоны, грибы, часы).


46


47


 


2. Анализ буквы Ы. Рассматриваются элементы буквы, буква «прописывается» в воздухе.

А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!

Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо.

— На какой инструмент похожа эта буква?





Загадки

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое — скорей догадайтесь.

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да вода:

На грязной, немытой шее

У вас жили бы гадкие змеи

И ядовитыми жалами

Кололи бы вас, как кинжалами.

И в каждом невымытом ухе

Засели бы злые лягухи,

И если б вы, бедные, плакали,

Они бы смеялись и квакали.

Вот, милые дети, какая беда

Была бы, когда бы не я да вода.

Берите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое — скорей догадайтесь.

(Мыло)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне.

(Мыло)

3. Работа по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению. Разбор слова мыло.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон


И два — наклон, Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

раз __ присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Соответствующие движения.

— ОСЫ;

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Из букв разрезной азбуки составить слова: ОСА МАЛ — МАЛЫ; СОМ - СОМЫ; МОХ.

Загадка

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.

(Мох)

5. Игра «Капитаны».

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении и

чтении слогов.

Оборудование. Рисунок, изображающий берег моря, два ко­раблика, буквы большого формата.

Содержание. На «берегу моря» устанавливаются гласные бук­вы — порты. Дети-капитаны, держа в руках кораблики с при­крепленными согласными буквами (начальными буквами назва­ний кораблей), подводят кораблики, каждый к своему порту — гласной букве, и читают при этом получившийся прямой слог. Например: МА... И т.д.

6. Итоги занятия.


48


49


 






КОНСПЕКТ 16

Тема. Согласный звук Н(Н'), буква Н.

1. Характеристика звука Н (Н'). При произнесении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами. Звук может быть мягким .(Н') и твердым (Н).

— Как вы думаете, какой это звук — гласный или согласный?

Дети доказывают, что звук Н — согласный.

1.1. Место звука в трех позициях (примеры приводят дети вместе с воспитателем):

— в начале слова: насекомое, няня, насморк, нож, Нина, 1
Наташа, Николай, новый;

— в середине: санки, банки, коньки, луна, Лена, Инна, Ваня, ]
Аня, Анна;

— в конце: сон, сын, конь, патрон, экран, медальон, слон,
огонь.




Загадки

Инструмент бывалый — Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет.

(Ножницы)

Долговязый, голубоглазый, В поле вырастает, Нас одевает.

(Лен)

Показать детям лен (любая наглядность).

Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной.

(Фонтан)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)


1.2. Звуковой анализ слова НОС.

В слове три звука, один слог.

2. Анализ буквы Н.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Дети анализируют букву Н, сравнивают ее, с буквой А,
определяют сходство с лесенкой, «прорисовывают» ее в воз­
духе.

2Л. Воспитатель читает стихотворение «Буква Н» С.Я.Мар­шака.

Ты букву Н найдешь в свинце, И в никеле, и в цинке. Найдешь в начале и в конце, А также в серединке.

Найдешь и в солнце, и в луне, И в синем океане. Найдешь и в полной тишине, Ив звонком барабане.

Не может быть без буквы Н У бочки дна, у дома стен.

Интонационно .звук Н выделяется, а детям предлагается
запомнить слова с этим звуком. Ответы поощряются фиш­
ками.

2.2. Дети определяют на слух количество слогов в словах: ум, умна; наш, наша.

3. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до
целого слова.







НА АН НО ОН НУ УН

Примечание. В словах эти слоги могут быть не только первыми, но и вторыми, третьими. Главное — интонационно их выделять. Например: вороННА, слоООН и т. д.


50


Физкультминутка

Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По коленочкам ударим — Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились.

Соответствующие движения.

4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. (Задание
получает каждый ребенок. Например: «Ты составишь слово СОМ,
ты — СОМЫ». И т.д.)

Составить слова:

— из слогов:              — из букв:

МАЛЫ                        СЫН

НОСЫ                        СОН

СОМЫ                         НОС

ЛУНА                        ЛОМ

ШУМЫ                      ШУМ

СУШУ Придумать предложение с составленным словом.

Правильно выполненные задания поощряются фишками или чем-то другим.

Загадка-шутка:

Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?

(Нисколько. Воробей прыгает» а не шагает.)

5. Лексическая игра «Кому это нужно?»


______________ •_______ ._____________ .________________ 61

Дидактическая задача. Учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профес­сии предметы.

Содержание. Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нуж­ные предметы.

Вариант. Воспитатель показывает одну за другой несколь­ко картинок с изображением орудий труда и инструментов. Дети должны назвать их, сказать, что ими делают и кто их использует в работе.

6. Итоги занятия.




КОНСПЕКТ 17

Тема. Закрепление звука Н (Н'), буквы Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения.

1. Звуковой и слоговой анализ слова насос в игре «Вместе
составим слово».

Содержание. Детям раздаются буквы большого формата для составления слова насос. Затем воспитатель говорит: «Н, иди сюда. А, иди сюда. С, иди сюда». И т.д. Дети составляют слово на фланелеграфе.

— Сколько букв в слове?

— Сколько слогов? Первый слог? Второй слог?

— Прошагайте это слово.

— Составьте предложение с этим словом.

— Сколько в предложении слов? Первое слово? Второе слово?
—- Расширьте это предложение.

— Какие новые слова можно составить из букв этого слова?

• СОЯ, ЯОС, ОСА.



УСЫ

САША

МАША

' САМА

САЛО

МЫЛО

НОША и др.

2. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.

 

СА МА
НО ША
У СЫ
ЛО МЫ

52


53


 


 


3. Восклицательный и вопросительный знаки в конце пред* ложения. (Повторить значение точки.)

Цель. Показать изменение смысла предложения от знака, который стоит в его конце. Сравнить предложения:

У мамы Саша. У мамы Саша! У мамы Саша?

— Чем похожи предложения? Чем они отличаются?






Загадка

Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения!

(Знаки.?!.)

Восклицательный знак:

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца! Вопросительный знак:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. Точка:

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Дети придумывают предложения и произносят их с различ­ ной интонацией. Изображают предложения схемой.

Физкультминутка

— Изобразите эти действия:

Подбрось и поймай мяч.

Наколи дров.

Обстругай доску рубанком.

Заточи карандаш.

Перелей воду из одного стакана в другой.

Плесни водой из стакана.

И т.д.


4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составле­
ние слов:

— с наращиванием:

УМ — УМНА НАШ — НАША

— с добавлением буквы:



СОН — СЛОН

5. Лексическая игра «Найди подходящее слово».
Дидактическая задача. Вводить в активный словарь детей

слова, относящиеся к одной части речи (существительные, при­лагательные).

Содержание. Воспитатель произносит часть предложения, а дети должны закончить его. Например: Маме купили платье, костюм... и т. д.; На клумбе растут красные,..., ... и т. д. цветы.

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 18

Тема. Звук Р (Р'), буква Р, р. 1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

2. Интонационное выделение звука Р в игре «Назови слова».
Воспитатель дает образец произнесения слов: ррак, морроже-

ное, самоварр и др.

Дети называют слова: ррама, моторр, горра, маррка, кррыш-ка, ррука, парровоз, рроза, грроза и т. д. Сами определяют место данного звука (в начале, в середине, в конце слова). За каждое названное слово ребенок получает фишку. С некоторыми словами составляются предложения.

3. Артикуляция звука Р. Язык находится за верхними зубами.
Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно
подуть на его кончик. Улыбнитесь!


54


55


 


 











Загадка

За горами, за полями, За высокими лесами Хищник-ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто это?..

(Волк)

Давайте, ребята, порычим, как серый волк: р-р-р. 4. Анализ буквы Р.

Загадка

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется.

(Топор)

Дрожу от страха до сих пор! — Воскликнуло полено, — Похожа буква на топор! Расколет непременно!

Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присо­ единяется полукруг (полумесяц). Дети «прорисовывают» букву в воздухе.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова по азбуке большого формата.

АРбуз ОРлик УРна

АР ОР УР

РА РО РУ

РАма

РОма, РОза РУка

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два».

Соответствующие движения.


Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

« Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»

Легкие.движения кистей рук. Кисти быстро отскакивают от воображаемой машинки вместе со звуком на ударной гласной. Темп возрастающий.

6. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Составить
слова:

— из слогов: ЛУНА, РАМА, ШУРА, ЛАРА, МАРА;

— из букв: ШАР, СОР, СОМ, СЫР.

7. Подвижная игра «Вороны».

Содержание. Дети делятся на три группы. В одной группе они изображают елочку: становятся в круг и, опустив руки, говорят:

«Как под елочкой зеленой

скачут, каркают вороны».

Во второй — изображают ворон: прыгают в круг и каркают:

«Кар-кар-кар...» Первая группа детей хором говорит:

«Из-за корочки подрались, во все горло раскричались».

Вторая группа (в кругу) каркает. Первая группа хором говорит:

«Вот собаки прибегают, И вороны улетают».

В круг вбегает третья группа — дети, изображающие собак; с рычанием: «ррр...» — они гоняются за «воронами», которые улета­ют в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становят­ся «собаками». Дети меняются местами, и игра продолжается.

Игру закрепить на прогулке.

8. Итоги занятия.


56




КОНСПЕКТ 19

Тема. Закрепление звука Р (Р') и буквы Р. Написание большой буквы в именах людей.

1. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорка

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Скороговорка читается в форме диалога между мальчиками и девочками.

2. Определение места звука в словах.

— Назовите окружающие предметы со звуком Р. (Например:
аквариум, роза, рама, матрешка и др.)

Подбираются предметные картинки со звуком Р и без него. Глядя на картинку, дети хлопают в ладоши, если в названии изображенного предмета есть звук Р.

3. Учим пословицу. Первый блин комом.

— Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (приго­
рает). Но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешано тесто,
прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Эта посло­
вица говорится, когда неудачно начинается новое, трудное дело.

4. Чтение трехбуквенных слов по подвижной азбуке: ХОР,
СОР, ШАР, СОН, НОС.

Анализ в сравнении пар слов на определение количества слогов: ШАР — ШАРЫ. Составление предложений.






Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка. Занимай свои места: Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали —


57

Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.

Соответствующие движения.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Задание
проводится в игровой форме. Сюрпризный момент.

В гости к ребятам приходит любой сказочный персонаж, например Красная Шапочка. В руке у нее конверт. На листочках написаны имена детей: МАША, САША, РОМА, ШУРА, ЛУША. Каждый ребенок вытаскивает бумажку с именем, он должен прочитать имя, затем бумажку отложить и из слогов составить это имя. (Большая буква в именах собственных.)

Поощрение в любой форме.

6.    Грамматическая игра «Что мы видим на картине?»
Дидактическая задача. Развивать умение составлять предло­
жения с опорой на картину; учить дополнять простые нераспро­
страненные предложения.

Оборудование. Сюжетные картинки на выбор воспитателя («В детском саду», «Уборка урожая» и др. Можно использовать репродукции картин известных художников.)

Содержание. Воспитатель показывает детям картинку и со­ставляет по ней простое нераспространенное предложение: Маша идет. Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней одно-два слова, например: Маша идет на прогулку. Следующий участник добавляет еще: Маша идет на прогулку с собакой.

7. Итоги занятия.






КОНСПЕКТ 20

Тема. Сопоставление звуков Р и Л. 1. Артикуляционная гимнастика.,

Скороговорка

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели.


58


59


 


— Что общего между звуками Р и Л? Чем они отличаются?

Когда произносим звук Р, кончик языка дрожит, когда про­ износим Л, кончик языка прижат к верхним зубам.

2. Выделение звука Л при чтении четверостишия и загадки.

Все бело, бело, бело. Много снега намело. Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки!

Лежало одеяло Мягкое, белое. Солнце припекло — Одеяло утекло.

(Снег)

3. Выделение звука Р в загадке:

У конька, у горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая летит.

(Рубанок)

Ш Показать инструмент. Объяснить его назначение, если дети затрудняются с ответом.

4. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с
договариванием до целого слова.






АР ОР УР ЫР

РА РО РУ РЫ

АЛ ОЛ ЛУ

ЛА

ло

УЛ

лы


Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.