Наиболее широко в СССР применялись азотные удобрения, поэтому и возникла проблема нитратного загрязнения сельскохозяйственной продукции. Отметим, что в странах СНГ более 30 % всей растениеводческой продукции, около 30 % картофеля и овощей, 21 % овощей защищенного грунта, большой процент кормовой продукции имели содержание нитратов, превышающее ПДК.
Заметим, что безвредного количества нитратов вообще не существует, потому что в кислой среде желудка человека нитраты превращаются в нитриты, а те в нитрозамины, которые являются мутагенами и канцерогенами.
Предельно допустимые концентрации содержания нитратов в продукции растениеводства приведены в табл. 17.1.
Как видим, ПДК по культурам очень сильно различаются. При установлении норм ПДК учитывалось, что некоторые культуры сильно накапливают нитраты. Если установить по этим культурам небольшие ПДК, то надо будет просто отказаться от их возделывания. К таковым относятся свекла, редька, редис и некоторые другие корнеплоды. Именно поэтому ПДК по свекле - 1400 мг, а вот по картофелю - 120 мг, то есть в 12 раз меньше.
Таблица 17.1
Предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания нитратов
В продукции растениеводства, в мг/кг сырого вещества
Овощи открытого грунта | ПДК | Овощи защищенного грунта | ПДК |
Арбузы | 60 | Томаты | 200 |
Дыни | 90 | Огурцы | 400 |
Лук репчатый | 90 | Лук-перо | 800 |
Томаты | 100 | Листовые овощи | 3000 |
Картофель | 120 |
Ранние овощи
(убранные до 1 сентября)
Кормовые культуры
Листовые овощи (салат,
шпинат, щавель, петрушка,
сельдерей, укроп и др.)
1500
Кроме того, учитывалось, сколько и какой продукции потребляют люди. Если какое-то растение потребляется в пищу редко и в малом количестве, то ПДК можно установить и повыше, а если это наш обычный продукт питания, то надо, чтобы ПДК были пониже, дабы люди не набрали большую суточную дозу нитратов. С этой точки зрения на листовые овощи установили ПДК, равные 1500 мг (петрушка, укроп, щавель, салат, сельдерей и другие), так как их в больших количествах не съешь.
Овощи защищенного грунта не используются в больших количествах, так как тепличная продукция в зимний период очень дорогая, и ее мало кто покупает. Поэтому норматив содержания нитратов для овощей защищенного грунта увеличен в 2 раза (см. табл. 17.1).
Ранние овощи в большом количестве тоже не используются. И на раннюю продукцию ПДК установлены в 2 раза выше (см. табл. 17.1). Причем, у нас в Украине принято так: все, что собрано и реализуется до 1 сентября, надо считать ранней продукцией. И только то, что поступает после 1 сентября (картофель, капуста, морковь и др.), попадет под жесткие нормативы. Но картофель в Донбассе копают везде в августе, так что он весь «ранний», а какая капуста убирается в сентябре? Только поздняя, а вся ранняя и средняя капуста оказывается в группе ранних и средних овощей.
Таким образом, существующие нормативы способствуют тому, чтобы все, что выращено, можно было без помех реализовать.
При рассмотрении масштабов применения минеральных удобрений лучше сравнивать СНГ с Северной Америкой, которая начинается с тундры в Канаде, а заканчивается субтропиками во Флориде. В целом, это примерно тот климатический пояс, что и в бывшем Советском Союзе, - от российской тундры до субтропиков Кавказа и Крыма. Обычно много удобрений вносится на орошаемых участках. Количество орошаемых земель в США и Канаде больше, чем в странах СНГ, причем на значительной части территории США выпадает более 1000 мм осадков. Казалось бы, что в Северной Америке должно вноситься на единицу площади больше удобрений, чем в СНГ, но вносилось больше на наших сельскохозяйственных угодьях (в 1,4 раза).
Если нас сравнивать со странами Западной Европы - например с Нидерландами, - то количество вносимых удобрений у нас меньше. Но ведь Нидерланды возделывают культуры фактически не на почве. Там большая часть земель отвоевана у моря - это, в основном, песчаные или гравийные культуры, и там необходимо давать полный питательный раствор. У них зона достаточного и избыточного увлажнения, близко расположены грунтовые воды, поэтому сравнивать наше производство сельскохозяйственных культур с их производством не совсем корректно. А Украину следует сравнивать с США, а не с Канадой, тогда сравнения будут правомерными.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Эти факторы связаны с живыми существами, используемыми человеком. Можно выделить три источника экологической опасности.
Первый источник – возбудители заболеваний на животноводческих фермах. Если там нет дизбарьеров, нет должной ветеринарной службы, то эти заболевания могут выходить в природу. В результате могут болеть дикие животные, может заболеть и сам человек. В г. Луганске были случаи вспышки таких заболеваний, как бруцеллез, ящур и др., которыми, в принципе, люди не должны болеть. Врачи подчас долго ставят диагнозы заболеваний истинно человеческих, а при таких заболеваниях, которые случаются из-за распространения инфекций, вызванных животными, они не могут поставить правильный диагноз еще дольше.
Второй источник – перевыпас на пастбищах. Когда скота много - это хорошо, потому что много продуктов животноводства. Но когда происходит неумеренный выпас, появляются сбои на пастбищах, и начинается эрозия почвы. Животные - биологические объекты, поэтому перевыпас и является биологическим фактором.
Третий источник – хищные насекомые, которых мы используем в сельском хозяйстве. Казалось бы, какой может быть вред? Оказывается, может. Например, бывали случаи, когда на Азовском побережье на виноградниках очень сильно размножалась тля. Ее можно сдержать ядохимикатом БИ-58, но после обработки этим препаратом виноград нельзя есть в течение месяца. В советские времена для борьбы с тлей с самолетов рассыпали семиточечную коровку (из семейства божьих коровок). Были случаи, когда вместо виноградников их ошибочно рассыпали по пляжам. Эти насекомые вели себя довольно агрессивно, кусая людей. Два-три дня после их выброса на пляже находиться было невозможно. Получается, что биологическая борьба с вредителями сельского хозяйства дело нужное, но может иметь и негативные последствия.
ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В ДЕЛЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Приведем перечень основных проблем охраны природы, на которых должно быть сосредоточено внимание специалистов сельского хозяйства различных профилей.
Агрономам как основным технологам полей необходимо:
- вести строгий учет земельного фонда и использования его по прямому назначению; не соглашаться на выделение высокопродуктивных угодий для нужд промышленности, транспорта, строительства, под свалки и др.;
- строить свою деятельность в соответствии со спецификой хозяйственных частей и ротаций севооборотов;
- принимать участие в разработке технологических карт полей и следить за их выполнением, обеспечивая сохранение и увеличение почвенного плодородия;
- следить за выполнением агротехнических противоэрозионных мероприятий (пахота поперек склонов, безотвальная обработка, щелевание, бороздование, залужение и т.д.);
- осуществлять систему агролесомелиоративных мероприятий, принимать необходимые меры по охране лесов и защитных насаждений от потрав скотом, лесных пожаров и применения пестицидов;
- нести ответственность за рекультивацию и "облагораживание" заброшенных мест разработок и других неудобий;
-искоренять устаревшие агроприемы, наносящие ущерб природе (выжигание стерни, травы и др.);
- следить за утилизацией отходов продуктов переработки подсобных предприятий и промыслов;
- не допускать загрязнений почв и воды отходами ферм и животноводческих комплексов, запрещать мойку сельскохозяйственной техники и поение скота в водных источниках;
- следить за состоянием водоохранных зон, не допускать их распашки;
- контролировать правильность хранения, транспортировки и использования пестицидов, удобрений;
- внедрять прогрессивные биологические и интегрированные методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;
- подбирать для возделывания сорта, устойчивые к вредителям и болезням;
- принимать меры по сохранению и увеличению природных запасов полезных диких животных и растений, учитывая интересы сельского, охотничьего и рыбного хозяйства.
Инженерам-механикам необходимо:
- содержать в исправном состоянии машины и орудия, применяя их по назначению;
- контролировать правильность использования сельскохозяйственной техники;
- постоянно работать над конструкторским улучшением системы орудий и приспособлений;
- контролировать использование нефтепродуктов, не допускать загрязнения ими почвы, воды, растительности; организовать сбор, хранение и утилизацию отработанных нефтепродуктов;
- осуществлять контроль за работой ремонтных баз, мастерских и полевых станов, чтобы уменьшить загрязнение почвы и воды отходами производства;
- следить за исправностью сельскохозяйственной техники и особенно двигателей с целью уменьшения токсических выбросов в атмосферу и снижения уровня шума.
Инженерам-гидротехникам и мелиораторам необходимо:
- не допускать разрыва между строительством или реконструкцией оросительных (осушительных) систем и сельскохозяйственным освоением земель;
- разрабатывать и контролировать режим орошения и осушения;
- следить за исправностью гидросооружений, дождевальных машин и др.;
- строго следить за нормами расхода воды потребителями;
- организовывать охрану и рациональное использование поверхностных и подземных источников питьевой воды;
- разрабатывать и внедрять прогрессивные технологии расхода воды по замкнутому (оборотному) циклу; шире использовать перспективные способы орошения (капельное, дождевание, подпочвенное и др.);
- осуществлять контроль за состоянием и работой очистных сооружений, за выполнением системы гидротехнических противоэрозионных мероприятий.
Зооинженерам и ветврачам необходимо:
- не допускать загрязнения почвы и воды отходами животноводства, следить за их утилизацией и исправностью сооружений;
- организовывать правильное хранение и использование навозно-фекального сырья на полях хозяйства;
- следить за выполнением надлежащих профилактических мероприятий в санитарных защитных зонах;
- следить за соблюдением нормированного выпаса скота на пастбищах; вести окультуривание естественных пастбищ с целью повышения их продуктивности и противоэрозионной защиты;
- изыскивать и внедрять способы очистки атмосферы животноводческих комплексов с помощью специальных фильтров и приточно-вытяжной вентиляции;
- вести планомерную борьбу с переносчиками инфекционных заболеваний, паразитирующими насекомыми и болезнями животных;
- организовывать воспроизводство и охрану рыбных запасов в реках и водоемах хозяйства.
Экономистам-организаторам и экономистам-бухгалтерам необходимо:
- добиваться планирования природоохранных мероприятий в неразрывном комплексе с другими основными показателями развития хозяйства;
- не допускать использования продуцирующих земель для внутрихозяйственного строительства и несельскохозяйственных потребностей;
- контролировать развитие научно-обоснованного процентного соотношения хозяйственных частей (пашня, застройки, дороги, лесонасаждения и т.д.);
- совершенствовать денежную оценку земель и комплексную оценку всех производственных ресурсов хозяйства;
- следить за расходованием средств строго по назначению – на обеспечение основных хозяйственных отраслей, улучшение здоровья трудящихся и охрану природы;
- осуществлять финансирование проектов и строительство объектов с учетом экологического, природоохранного соответствия;
- вести финансовый учет проводимых в хозяйстве природоохранительных мероприятий;
- давать правильную экономическую оценку ресурсов природы.
Таким образом, вся деятельность специалиста любого профиля современного сельскохозяйственного предприятия должна строиться с учетом возможных нежелательных воздействий сельскохозяйственного производства на окружающую среду, с учетом непрерывного роста объема сельскохозяйственной продукции при высоком ее качестве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще раз подчеркнем, что многие мероприятия по охране природы требуют больших финансовых средств, но, к сожалению, сейчас серьезные капиталовложения на эти цели вряд ли возможны. Поэтому необходимо, чтобы проводились хотя бы те мероприятия, которые можно осуществлять без каких-либо дополнительных затрат. Ведь вспашку иногда проводят в хозяйствах вдоль склонов, а не поперек, как это требуется. Ядохимикаты и минеральные удобрения рассыпают где попало. На неработающей технике не выключают двигатели. Движение транспорта в сельском хозяйстве осуществляется через центр населенных пунктов, и прямо по полям. На технике зачастую не установлены глушители, особенно на мотоциклах у молодежи, которая создает при этом дополнительно сильное шумовое загрязнение.
Чтобы эти безобразия ликвидировать, не нужно значительных средств. Просто надо принять определенные меры к нарушителям, и тогда значительно уменьшится негативное антропогенное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агроекологія / За ред. М.М. Городнього.- К.: Вища шк., 1993.- 416 с.
2. Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Колос, 1999.-304 с.
3. Беккер А.А., Агаев Т.Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды.- Л.: Гидрометеоиздат, 1989.- 288 с.
4. Биосфера / Под ред. М.С. Гилярова.- М.: Мир, 1972.- 184 с.
5. Білявський Г.О., Падун М.М., Фурдуй Р.С. Основи загальної екології: Підручник.- 2-е вид., зі змінами.- К.: Либідь, 1995.- 368 с.
6. Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности: Учебное пособие.- Симферополь: Сонат, 1998.- 224 с.
7. Бурдіян Б.Г., Дерев’янко В.О., Кривульченко А.І. Навколишнє середовище та його охорона.- К.: Вища шк., 1993.- 227 с.
8. Вишнякова Г.И. Хозяйствовать, оберегая природу.- М.: Колос, 1983.- 224 с.
9. Вирощування екологічно чистої продукції рослинництва / За ред. Е.Г.Дегонюка.- К.: Урожай, 1992.- 320 с.
10. Воробейников Г.А. Нитраты вокруг нас: 101 вопрос и ответ для садоводов, огородников и фермеров.- С.-Пб.: Гидрометеоиздат, 1992.- 64 с.
11. Воронков Н.Н. Основы общей экологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей.- М.: Агар, 1999.- 96 с.
12. Всеукраїнська науково-практична конференція “Форми і методи екологічної освіти в Україні” / Збірник тез, доповідей та виступів.- Луганськ, 1998.- 96 с.
13. Гетов Л.В., Сычева А.В. Охрана природы: Учеб. пособие для строит. вузов и фак.- Мн.: Высш. шк., 1986.- 240 с.
14. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие.- М.: Центр, 1998.- 240 с.
15. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: Учеб. пособие.- Мн.: Універсітэцкае, 1999.- 120 с.
16. Дювиньо П, Танг М. Биосфера и место в ней человека.- М.: Прогресс, 1968.- 255 с.
17. Заповедная природа Донбасса: Путеводитель /Сост. А.З. Дидова.- 2-е изд., доп.- Донецк: Донбасс, 1987.- 163 с.
18. Заповедники и памятники природы Донецкой области.- Донецк: Донбасс, 1972.- 67 с.
19. Земля тривоги нашої. За матеріалами доповіді про стан навколишнього природного середовища в Донецькій області /Під ред. С. Куруленка.- Донецьк, 1999.- 107 с.
20. Злобін Ю.А. Основи екології.- К.: Лібра, ТОВ, 1998.- 248 с.
21. Екологія: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц.- К.: КНЕУ,1999.- 152 с.
22. Исидорова В.А. Введение в химическую экотоксикологию: Учеб. пособие.- С-Пб: Химиздат, 1999.- 144 с.
23. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта.- М.: Агар, 2000.- 176 с.
24. Колотило Д.М. Екологія і економіка.- К.: КНЕУ, 1999.- 368 с.
25. Корсак К.В., Плахотнік О.В. Основи екології: Навч. посібник.- 2-ге вид. стереотип.- К.: МАУП, 2000.- 240 с.
26. Куценко О.М., Писаренко В.М. Агроекологія.- К.: Урожай, 1995.- 256 с.
27. Кучерявський В.П. Екологія.- Львів: Світ, 2000.- 500 с.
28. Луганский государственный заповедник. Растительный мир.- К.: Наук. думка, 1988.- 188 с.
29. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов.- М.: Высш. шк., 1999.- 447 с.
30. Меньшиков В.В., Савельева Т.В. Методы оценки загрязнения окружающей среды: Учебное пособие.- М.: МНЭПУ, 2000.- 60 с.
31. Назарук М.М., Сенчина Б.В. Практикум із основ екології та соціоекології.- Львів: Афіша, 1999.- 116 с.
32. Никитин Е.Д. Берегите почву.- М.: Знание, 1990.- 64 с.
33. Новиков Ю.А. Экология, окружающая среда и человек.- М.:ФАИР, 1998.- 320 с.
34. Охрана окружающей среды /Под ред. С. Брылова и К. Штродин.- М.: Высш. шк., 1985.- 272 с.
35. Охрана окружающей среды /Под ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
36. Памятники природы Ворошиловградщины.- Донецк: Донбасс, 1978.- 74 с.
37. Редкие и исчезающие растения и животные Украины.- К.: Наук. думка, 1988.- 256 с.
38. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник.- М.: Просвещение, 1992.- 320 с.
39. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.- М.: Мысль, 1990.- 637 с.
40. Річний звіт про стан навколишнього природного середовища в Луганській області у 1999 році.- Луганськ, 2000.- 143 с.
41. Річний звіт про стан навколишнього природного середовища в Луганській області у 2000 році /За ред. В.М. Кошеля.- Донецьк: ВАТ "УкрНТЕК", 2001.- 124 с.
42. Сільськогосподарська екологія /В.К. М’якушко, Д.О. Мельничук, Ф.В. Вольвач та ін.; За ред. В.К. М’якушка.- К.: Урожай, 1992.- 264 с.
43. Словарь-справочник по экологии / К.М. Сытник, А.В. Брайон, А.В. Городецкий, А.П. Брайон.- К.: Наук. думка, 1994.- 672 с.
44. Статистичний збірник "Довкілля України" за 1999 рік / Державний комітет статистики України під загальним керівництвом Ю.М. Останчука.- К., 2000.- 286 с.
45. Страницы Красной книги.- Донецк: Донбасс, 1989.- 112 с.
46. Толстой М.П. Человек – преобразователь природы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Недра, 1984.- 88 с.
47. Федоренко А.П. Охорона рідкісних видів фауни.- К.: Урожай, 1985.- 64 с.
48. Фисуненко О.П., Жадан В.И. Природа Луганской области.- Луганск, 1994.- 233 с.
49. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомба замедленного действия на нашей планете. - М.: Мысль, 1990.- 272 с.
50. Циганенко О.І. Нітрати у харчових продуктах.- К.: Здоров’я, 1990.- 56 с.
51. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды: Учеб. для вузов.- М.: Стройиздат, 1988.- 272 с.
52. Чопик В.И. Редкие и исчезающие растения Украины: Справочник.- К.: Наук. думка, 1978.- 216 с.
53. Шешнев В.Б. Нитраты и другие знаки беды.- М.: Сов. Россия, 1990.- 128 с.
54. Экология биосферной катастрофы.- М.: Знание, 1988.- 64 с.
55. Экономические основы экологии: Учебник.- С-Пб: Специальная литература, 1997.- 304 с.
56. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы.- М.: Наука, 1985.- 175 с.
57. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов.- М.: Мысль, 1991.- 432 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
ПРЕДИСЛОВИЕ | |
I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ | |
1. Экология как естественная наука. Аутэкология | |
2. Экология надорганизменных систем (от популяции до биосферы) | |
3. Основные законы экологии | |
4. Место экологической проблемы в ряду глобальных проблем человечества | |
5. Состояние и охрана природных ресурсов Донбасса. Экология и экономика | |
6. Продовольственная и экологическая проблемы и их связь | |
7. Экологические основы охраны природы в сельском хозяйстве | |
II. ОХРАНА НЕОРГАНИЧЕСКИХ И СМЕШАННЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ | |
8. Природные ресурсы. Охрана атмосферного воздуха | |
9. Вода как природный ресурс. Требования к воде разного назначения | |
10. Состояние и охрана водных ресурсов Донбасса | |
11. Охрана почв и земных недр | |
III. ОХРАНА ОРГАНИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО | |
12. Охрана и рациональное использование растительности | |
13. Состояние и охрана флоры Донбасса | |
14. Охрана и рациональное использование животного мира | |
15. Заповедное дело | |
IV. ВРЕДНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И МЕРЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ | |
16. Физические и механические антропогенные факторы | |
17. Химические и биологические антропогенные факторы. Обязанности специалистов сельского хозяйства в деле охраны природы | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУТЫ |
Навчально-практичне видання
Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.