Упражнение «Вечерняя психогигиеническая гимнастика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проводится перед сном с переходом в естественный глубо­кий сон. После принятия удобной, привычной позы в постели с закрытыми глазами и расслабленными мышцами начните вы­полнять упражнения, соответствующие I части утренней психо­гигиенической гимнастики. Очень важно обращать внимание на полнейшее, максимальное расслабление всех мышц и вызы­вание яркого ощущения тепла в конечностях и во всем теле. Добившись этого, все внимание сконцентрируйте на дыхании. Сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, постарайтесь найти ровный замедленный и слегка углубленный ритм дыхания, со­средоточиваясь на расслабленном и удлиненном выдохе.

247

После овладения приемами психогигиенической гимнасти­ки словесные формулы и образные представления могут не­сколько видоизменяться в зависимости от цели. Например, при эмоциональной неустойчивости могут быть введены вме­сте с образной разверткой следующие формулы: «Спокойствие без усилий», «Я уверен в себе», «Я внутренне улыбаюсь». Глав­ное правило в самостоятельном выборе формул: они должны утверждать, а не отрицать. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь». Нужно: «Я совершенно спокоен». Если повели­тельный стиль формул вызывает внутреннее сопротивление, то строить формулу лучше в мягкой форме, в виде пожеланий («Пусть я стану совершенно спокойным!», «Я очень хочу, что­бы моя правая рука стала тяжелой и теплой!» и т. п.).

Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуля­ция. - Л., 1977. Психология делового общения. / Авт. -сост. Фомин Ю.А. — Минск, 1999.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают тако­го уровня, что превышают адаптационные возможности орга­низма. Следствием являются высокое эмоциональное напря­жение, нервные срывы и психосоматические заболевания, при­водящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности. Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обус­ловливают высокую актуальность вопросов, связанных с пре­дупреждением и устранением состояния эмоциональной на­пряженности.

В этих условиях особое значение приобретает соответствие педагогических кадров современным требованиям жизни. Чрез­мерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного трак­та, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера - нервные истощения, неврозы. Ухуд­шение профессионального здоровья педагога — «...националь­ное бедствие ...показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной деп­рессией...»*. А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Охране и восстановлению профессионального здоровья пе­дагога в значительной степени способствует повышение уров-

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. - С. 121.

249

ня его эмоциональной устойчивости. Особое внимание разви­тию данного личностного качества необходимо уделять еще на стадии профессионального становления педагога.

В этих целях может использоваться предлагаемая в настоя­щем пособии комплексная система психологической подго­товки, включающая специфические и неспецифические спо­собы обучения будущего педагога. Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения — деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устой­чивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в приме­нении средств саморегуляции эмоционального состояния: спе­циальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др. Такая предварительная подготовка будущего педагога к воздействию различного рода напряженных факторов позво­лит предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранит его здоровье, оптимистичный настрой и профессиональную активность.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.