Участники работают в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров играет роль «скульптора», другой - «материала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя только руки. «Скульптура» запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.
Рефлексия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
• «Податлив» ли «материал»?
• Каков характер прикосновений «скульптора»?
• Обратите внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела?
• Слушается ли нас наше тело?
• Не возникает ли ощущения, что тело живет самостоятельно?
Упражнение «Групповая скульптура»
В этом упражнении каждый участник одновременно является и скульптором, и глиной. Он находит свое место в общей скульптуре в соответствии с общей атмосферой и содержанием групповой композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй. Третий присоединяется уже к общей для первых двух участников композиции.
Выполняя это упражнение, необходимо:
• действовать в довольно быстром темпе;
• следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур.
Вариант: застывшая скульптура может ожить.
Упражнение «Пирог»
Все участники делятся на несколько подгрупп по 4—5 человек в каждой. Одного из участников подгруппы кладут на ков-
230
пик — он представляет собой тесто. Все становятся вокруг него и принимают участие в замешивании теста. Один участник — повар, другой — мука, третий — сахар, четвертый — молоко и т.д. «Мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Затем «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Далее «сахар» «посыпает» тело лежащего. Немного соли — «соль» нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Затем «тесто» отправляется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его — мука, сахар, соль и т.д. - тоже дышат, как тесто. Наконец «тесто» испеклось. Все восхищаются проделанной работой, вдыхают аромат свежеиспеченного пирога.
Примечание: вместо пирога можно готовить все что угодно — курицу, блины, компот и т.д.
Упражнение «Звуки»
Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно выполняется любое релаксационное упражнение. Включается фонограмма, участникам предлагается сконцентрировать внимание на услышанных звуках. Затем необходимо выполнить задание руководителя.
Инструкции ведущего:
1. Вам снится сон, что вы семя или корень какого-то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звуками.
2. Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы - яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу. (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает обстоятельства среды, в которую он попал.)
3. Все участники — куры и петухи в общем курятнике, в котором бурлит жизнь.
Движения не должны носить бытового или танцевального характера. Это может быть пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного.
Для выполнения упражнения потребуется фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной по характеру му-
231
зыки, перемежающихся различными звуками и шумами (дождь ветер, раскаты грома, льющаяся вода и др.). Общее время звучания - не менее 15 минут.
Примечание: фонограмма может быть включена с любого места; соответственно, одно упражнение длится 5 минут.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.