Продуктивный способлреодоления трудностей в педагогическом общении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация к размышлению: Продуктивный способ преодо­ления учителем затруднений во взаимодействии с учеником по существу является творческим процессом, поскольку характе­ризуется восприятием ситуации как творческой задачи, реше­ние которой выявляет логику процесса взаимодействия, внут­реннюю структуру ситуации. Выбор способа преодоления труд­ностей предполагает выяснение действительных мотивов поведения ученика, принятие решения об изменении отноше­ния к ученику, направленное формирование и развитие своих профессионально значимых личностных качеств.

Вопросы для обсуждения:

• В чем разница между продуктивным и непродуктивным способом разрешения конфликтной педагогической ситуа­ции?

• Какие продуктивные стратегии преодоления трудностей в педагогическом общении вам известны? Опишите их на примере конкретной педагогической ситуации.

Митина Л.М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов пре­одоления им трудностей в педагогическом общении. // Вопросы психо­логии. - 1987. - №6.

Учитель глазами учеников

Информация к размышлению: Что мешает многим учителям «соответствовать» своей профессии и делает их своеобразными

15

«персонами нон грата» в глазах учеников? Проведенные на Западе конкретные исследования дают характерологическую оценку данной категории учителей. Их несправедливость, чер­ствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, не­разумные, порой даже вздорные требования к ним, негуман­ность и агрессивность, но наряду с этим бесхарактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, под­ростка, не говоря уже о недобросовестном преподавании, — вот, пожалуй, основные отрицательные факторы, толкающие учащихся на конфронтацию, часто непримиримую со школой.

Вопросы для обсуждения:

• Как вы думаете, совпадают ли оценки школьников стран Запада и наших учащихся в отношении учителей, которым не свойственен профессионализм личности?

Задания по анализу ситуации:

• Продолжите перечень профессионально неприемлемых для учителя личностных качеств.

• Выстройте иерархию (начиная с главных) личностных про­явлений учителя, толкающих школьников на конфронта­цию с ним.

• Проведите групповой конкурс на оригинальное описание (устное или письменное) конфликта на уроке, иницииро­ванного учителем.

Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества. // Педагогика. — /997. — №5.

Профессионализм личности учителя

Задание А: Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаи­модействие.

Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 4—5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргу­менты в пользу выбора того или иного качества. После завер­шения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.

16

Список личностных качеств учителя

- 1. Вспыльчивость 11. Медлительность 21. Неискренность
2. Прямолинейность 12. Необязательность 22. Раздражительность
3. Торопливость 13. Забывчивость 23. Благодушие
4. Резкость 14. Нерешительность 24. Амбициозность
5. Себялюбие 15. Пристрастность 25. Злобность
6 Упрямство 16 Придирчивость 26. Агрессивность
7. Обидчивость 17. Бестактность 27. Подозрительность
8. Мстительность 18. Лживость 28. Злопамятство
9. Сухость 19. Беспринципность 29. Притворство
10 . Педантичность 20. Двуличие 30. Равнодушие

Задание Б: Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагоги­ческих конфликтов. Работа ведется таким же образом, как в случае А.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.