Информация к размышлению: Продуктивный способ преодоления учителем затруднений во взаимодействии с учеником по существу является творческим процессом, поскольку характеризуется восприятием ситуации как творческой задачи, решение которой выявляет логику процесса взаимодействия, внутреннюю структуру ситуации. Выбор способа преодоления трудностей предполагает выяснение действительных мотивов поведения ученика, принятие решения об изменении отношения к ученику, направленное формирование и развитие своих профессионально значимых личностных качеств.
Вопросы для обсуждения:
• В чем разница между продуктивным и непродуктивным способом разрешения конфликтной педагогической ситуации?
• Какие продуктивные стратегии преодоления трудностей в педагогическом общении вам известны? Опишите их на примере конкретной педагогической ситуации.
Митина Л.М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов преодоления им трудностей в педагогическом общении. // Вопросы психологии. - 1987. - №6.
Учитель глазами учеников
Информация к размышлению: Что мешает многим учителям «соответствовать» своей профессии и делает их своеобразными
15
«персонами нон грата» в глазах учеников? Проведенные на Западе конкретные исследования дают характерологическую оценку данной категории учителей. Их несправедливость, черствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, неразумные, порой даже вздорные требования к ним, негуманность и агрессивность, но наряду с этим бесхарактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, подростка, не говоря уже о недобросовестном преподавании, — вот, пожалуй, основные отрицательные факторы, толкающие учащихся на конфронтацию, часто непримиримую со школой.
Вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, совпадают ли оценки школьников стран Запада и наших учащихся в отношении учителей, которым не свойственен профессионализм личности?
Задания по анализу ситуации:
• Продолжите перечень профессионально неприемлемых для учителя личностных качеств.
• Выстройте иерархию (начиная с главных) личностных проявлений учителя, толкающих школьников на конфронтацию с ним.
• Проведите групповой конкурс на оригинальное описание (устное или письменное) конфликта на уроке, инициированного учителем.
Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. — /997. — №5.
Профессионализм личности учителя
Задание А: Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие.
Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 4—5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.
16
Список личностных качеств учителя
- 1. | Вспыльчивость | 11. Медлительность | 21. Неискренность |
2. | Прямолинейность | 12. Необязательность | 22. Раздражительность |
3. | Торопливость | 13. Забывчивость | 23. Благодушие |
4. | Резкость | 14. Нерешительность | 24. Амбициозность |
5. | Себялюбие | 15. Пристрастность | 25. Злобность |
6 | Упрямство | 16 Придирчивость | 26. Агрессивность |
7. | Обидчивость | 17. Бестактность | 27. Подозрительность |
8. | Мстительность | 18. Лживость | 28. Злопамятство |
9. | Сухость | 19. Беспринципность | 29. Притворство |
10 | . Педантичность | 20. Двуличие | 30. Равнодушие |
Задание Б: Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов. Работа ведется таким же образом, как в случае А.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.