Форма обучения: очная, заочная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Год начала подготовки: 2016

 

 

Киров

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса от «13» марта 2018 года, протокол № 07.

 

Автор-составитель:

Савельев Д.Б., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса

Рецензенты:

Караваев Н.В., к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Киселев А.В., к.ю.н., и.о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин ФГБУ ВО «Вятский государственный университет»

                             

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. .Кутафина (МГЮА), 2018

Оглавление

1. Наименование дисциплины: «Семейное право» (Б1.Б.24) 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Семейное право», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

3. Указание места дисциплины «Семейное право» в структуре образовательной программы 7

4. Объём дисциплины «Семейное право» в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся. 8

5. Содержание дисциплины «Семейное право», структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 9

5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 10

5.2. Лекции. 15

5.3. Практические занятия. 16

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Семейное право». 60

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Семейное право». 61

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 61

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 65

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 67

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 76

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 84

8.1. Основная литература. 84

8.2. Дополнительная литература. 84

8.3. Нормативные правовые акты.. 84

8.4. Судебная практика. 86

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 87

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 87

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 89

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 90

 


1. Наименование дисциплины: «Семейное право» (Б1.Б.24)

Целью освоения учебной дисциплины «Семейное право» является: изучение основных положений науки семейного права, выработанных и проверенных многолетней практикой, правовых институтов и понятий, сочетающееся с научным анализом семейного законодательства и практики его применения; приобретение навыков толкования семейно-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям. Достижение указанных целей позволит обучающемуся продолжить профессиональное образование в магистратуре и/или успешно начать профессиональную деятельность.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:

- правоприменительная.

В рамках учебной дисциплины «Семейное право» осуществляется подготовка студентов к выполнению следующих профессиональных задач:

правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Семейное право», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знание, умение, владение компетенциями)
1 модуль Общие положения   ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно определять, регулируется ли конкретное отношение нормами семейного права; оценить возможность принятия субъектом РФ Закона для регулирования конкретных отношений. Уметь определять действие источников семейного права во времени, в пространстве и по кругу лиц; избирать необходимые формы и способы защиты субъективных прав и интересов, прежде всего несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками анализа и толкования семейно-правовых норм; применения принципов семейного права; определения юридической силы источников.
  Брак.   ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать теоретические положения и руководящие разъяснения высших судебных органов, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы, регулирующие условия заключения брака, административный и судебный порядок расторжения брака, признание его недействительным; уметь давать консультации по вопросам заключения и прекращения брака, по основаниям и последствиям признания брака недействительным. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками составления исковых заявлений о расторжении брака, признании брака недействительным; определения момента прекращения брака.
  Права и обязанности супругов.   ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать понятия, теоретические положения и руководящие разъяснения высших судебных органов, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы, определяющие основания и условия возникновения общей совместной собственности супругов, момент поступления имущества в общую совместную собственность, порядок распоряжения ею; давать консультации по вопросам раздела имущества, являющегося совместной собственностью супругов. Правильно применять нормы, регулирующие содержание брачного договора, порядок его изменения, прекращения и признания недействительным. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками составления соглашений о разделе имущества, брачного договора, исковых заявлений о разделе имущества, являющегося совместной собственностью супругов; урегулирования споров между супругами по поводу владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов, а также его раздела; составления брачного договора.
2 модуль Права и обязанности родителей и детей. ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать понятия, теоретические положения и руководящие разъяснения высших судебных органов, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы, определяющие установление происхождения детей, оспаривания записи об отцовстве, материнстве; правах несовершеннолетних детей, правах и обязанностях родителей; ответственности родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей; правильно применять нормы о защите нарушенных прав и интересов несовершеннолетних детей. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками составления соглашений об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; составления исковых заявлений об установлении отцовства, об оспаривании записи об отцовстве.
  Алиментные обязательства членов семьи. ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать понятия, теоретические положения и руководящие разъяснения высших судебных органов, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно толковать и применять нормы, регулирующие основания возникновения алиментных обязательств; порядок заключения, изменения и прекращения соглашения об уплате алиментов, его содержание, субъектный состав; применять нормы законодательства о судебном порядке взыскания алиментов, определении размера задолженности по алиментам, давать правильные и обоснованные консультации по этим вопросам. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками составления соглашений об уплате алиментов, соглашений о дополнительных расходах; определения размера задолженности по алиментам; составления исковых заявлений о взыскании алиментов.
  Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6.   Знать понятия, теоретические положения и руководящие разъяснения высших судебных органов, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно толковать нормы, регулирующие порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определяющие порядок и условия усыновления, тайну усыновления, правовые последствия установления усыновления и его отмены, определять интересы ребенка при усыновлении; правильно применять нормы, определяющие установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, права и обязанности опекунов и попечителей; содержание, порядок заключения и исполнения договора о передаче ребенка в приемную семью. Владеть навыками культуры поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками составления договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; определения интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, при выборе формы его устройства; составления исковых заявлений об установлении усыновления и его отмены.

 

В результате изучения дисциплины «Семейное право» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

профессиональные:

в правоприменительной деятельности:

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

В результате изучения учебной дисциплины «Семейное право» обучающийся должен:

Знать: источники семейного права; основные теоретические положения науки семейного права; актуальные проблемы правового регулирования семейных отношений; руководящие разъяснения высших судебных органов по семейно-правовым вопросам.

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; выявлять и анализировать проблемы правового регулирования семейных правоотношений, давать оценку проектам нормативных актов, анализировать и правильно применять нормы семейного права, анализировать заключаемые субъектами семейных правоотношений соглашения, обобщать судебную практику, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по семейно-правовым вопросам, правильно составлять и оформлять соглашения о разделе имущества, алиментные соглашения, брачный договор и иные юридические документы.

Владеть: навыками работы с семейным законодательством, судебной практикой; навыками анализа юридических фактов и порождаемых ими семейных правоотношений; навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

3. Указание места дисциплины «Семейное право» в структуре образовательной программы

 

«Семейное право» является учебной дисциплиной базовой части блока 1 ОП.

Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика», «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право» и «Гражданское право».

При изучении учебной дисциплины «Семейное право» студент должен обладать следующими «входными» знаниями:

- содержания и профессиональной этики в юридической деятельности;

- поиска, обработки и систематизации правовой информации;

- закономерностей возникновения государства и права, системы права, механизма правового регулирования;

- предмета и метода гражданского права, его отличий от иных отраслей права, отдельных институтов гражданского права.

Поэтому изучению учебной дисциплины «Семейное право» должно предшествовать изучение таких дисциплин, как «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика», «Теория государства и права», «Гражданское право», «Нотариат».

Освоение учебной дисциплины «Семейное право» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин «Право интеграционных объединений», «Международное частное право».

4. Объём дисциплины «Семейное право» в зачётных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся.

 

Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа

 

Форма обучения – очная

 




Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 6 Контактная работа всего, в том числе: 32 32 Лекции 10 10 Практические занятия 22 22 Самостоятельная работа (всего), 40 40 Промежуточная аттестация (час.)     Форма промежуточной аттестации зачет зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 72/2

 

Форма обучения – заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры
6 7
Контактная работа всего, в том числе: 8 2 6
Лекции 2 2  
Практические занятия 6   6
Самостоятельная работа (всего), 60 34 26
Промежуточная аттестация (час.) 4   4
Форма промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 36/1 36/1

 


Форма обучения – заочная, ускоренная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры
4 5
Контактная работа всего, в том числе: 6 2 4
Лекции 2 2  
Практические занятия 46   4
Самостоятельная работа (всего), 62 34 28
Промежуточная аттестация (час.) 4   4
Форма промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 36/1 36/1

 

5. Содержание дисциплины «Семейное право», структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа)

П/п.

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной дея­тельности и трудоем­кость (в часах)

Образовательные технологии


Дата: 2019-02-19, просмотров: 430.