Квалификация (степень): бакалавр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

  ОДОБРЕНО

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от __26.03.2018________
Протокол № ___04_________

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» (Б1.Б.24)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Направленность (профиль) программы: гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 6 Контактная работа всего, в том числе: 32 32 Лекции 10 10 Практические занятия 22 22 Самостоятельная работа (всего), 40 40 Промежуточная аттестация (час.)     Форма промежуточной аттестации зачет зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 72/2

 

Форма обучения – заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры
6 7
Контактная работа всего, в том числе: 8 2 6
Лекции 2 2  
Практические занятия 6   6
Самостоятельная работа (всего), 60 34 26
Промежуточная аттестация (час.) 4   4
Форма промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 36/1 36/1

 


Форма обучения – заочная, ускоренная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры
4 5
Контактная работа всего, в том числе: 6 2 4
Лекции 2 2  
Практические занятия 46   4
Самостоятельная работа (всего), 62 34 28
Промежуточная аттестация (час.) 4   4
Форма промежуточной аттестации зачет зачет
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 36/1 36/1

 

5. Содержание дисциплины «Семейное право», структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа)

П/п.

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной дея­тельности и трудоем­кость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля успеваемости

И формы промежуточной аттестации

Лек­ции Практи­ческие занятия СРС
1 Общие положения 6 2 4 12

Case-studies,

обсуждения, семинары,

практические задания,

устные и письменные проверочные и контрольные работы

Зачет

2 Брак 6 2 4 12
3 Права и обязанности супругов 6 2 4 12
4 Правоотношения родителей и детей 6 1 2 14
5 Алиментные обязательства 6 2 4 14
6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 6 1 4 12

Итого

10 22 40

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа,

включая 4 часа на зачет)

П/п.

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной дея­тельности и трудоем­кость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля успеваемости

И формы промежуточной аттестации

Лек­ции Практи­ческие занятия СРС
1 Общие положения 7 2 1 10

Case-studies,

обсуждения, семинары,

практические задания,

устные и письменные проверочные и контрольные работы

Зачет

2 Брак 7 - 1 10
3 Права и обязанности супругов 7 - 1 10
4 Правоотношения родителей и детей родителей 7 - 1 10
5 Алиментные обязательства 7 - 2 10
6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 7 - - 10

Итого

2 6 60

Зачет (4 часа)

Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения

 (общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа,

включая 4 часа на зачет)

П/п.

Раздел учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной дея­тельности и трудоем­кость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля успеваемости

И формы промежуточной аттестации

Лек­ции Практи­ческие занятия СРС
1 Общие положения 4 2 - 8

Case-studies,

обсуждения, семинары,

практические задания,

устные и письменные проверочные и контрольные работы

Зачет

2 Брак 5 - 1 8
3 Права и обязанности супругов 5 - 1 10
4 Правоотношения родителей и детей родителей 5 - 1 10
5 Алиментные обязательства 5 - 1 13
6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 5 - - 13

Итого

2 4 62

Зачет (4 часа)

 

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

 

1 модуль

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Раздел II. БРАК

Тема 5. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Основания для прекращения брака. Прекращение брака вследствие смерти одного из супругов или объявления одного из супругов умершим.

Прекращение брака путем его расторжения — развода. Судебный порядок расторжения брака. Расторжение брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака в суде при взаимном согласии супругов на расторжение брака. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

Административный порядок расторжения брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа по взаимному согласию супругов. Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов.

Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия расторжения брака.

Тема 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

Понятие и содержание алиментных обязательств, их особенности. Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств.

Лекции.

5.2.1. Лекции для студентов очной формы обучения (10 часов)

 

Тема 1. Общие положения (2 часа)

1. Понятие семейного права. Предмет и метод семейного права.

2. Основные начала семейного законодательства.

3. Источники семейного права.

4. Особенности семейных правоотношений.

 

Тема 2. Брак (2 часа)

1. Понятие и правовая природа брака.

2. Условия и порядок заключения брака.

3. Прекращение брака.

4. Основания и порядок признания брака недействительным.

5. Последствия признания брака недействительным и их отличия от последствий при расторжении брака.

 

Тема 3. Права и обязанности супругов (2 часа)

1. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

2. Понятие и виды имущественных правоотношений между супругами.

3. Законный режим имущества   супругов.

4. Договорный режим имущества супругов.

5. Раздел имущества супругов. Ответственность по обязательствам.

 

Тема 4. Правоотношения родителей и детей (1 час)

1. Установление происхождения детей.

2. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.

3. Имущественные права несовершеннолетних детей.

4. Понятие и особенности родительских прав. Права несовершеннолетних родителей.

5. Права и обязанности родителей. Защита родительских прав.

6. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах.

7. Ограничение в родительских правах.

 

Тема 5. Алиментные обязательства (2 часа)

1. Понятие, виды и общая характеристика алиментных обязательств.

2. Алиментные обязательства родителей и детей.

3. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

4. Алиментные обязательства других членов семьи.

5. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

6. Соглашение об уплате алиментов.

 

Тема 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (1 час) 

1. Выявление, устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Понятие, условия и правовая природа усыновления.

3. Правовые последствия усыновления.

4. Отмена усыновления.

5. Опека и попечительство над несовершеннолетними.

6. Приемная семья.

 

5.2.2. Лекции для студентов заочной формы обучения, заочной формы ускоренного обучения (2 часа)

 

Тема 1. Установочная лекция.

1. Понятие семейного права. Предмет и метод семейного права.

2. Основные начала семейного законодательства.

3. Источники семейного права.

4. Особенности семейных правоотношений.

 

Практические занятия.

 

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (22 часа)

Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права (2 часа)

По основной рекомендованной литературе изучите следующие вопросы:

1. Понятие и предмет семейного права.

2. Метод регули­рования семейно-правовых отношений.

3. Основные начала (принципы) семейного права.

4. Отграничение семейного права от гражданского права и других отраслей права.

5. Система семейного права.

Выучите основные понятия по теме:

Предмет семейного права – общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также родственниками.

Метод семейного права – это совокупность императивных и диспозитивных способов правового регулирования отношений, основанных на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью.

Основные начала (принципы) семейного права – это руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления.

Система семейного права – это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности.

Тема 1. Общие положения (1 час)

1. Понятие, предмет и метод семейного права.

2. Основные начала (принципы) семейного права.

3. Понятие и виды источников семейного права.

4. Система семейного законодательства.

5. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

6. Аналогия в семейном праве.

7. Действие семейного законодательства по лицам, во времени и в пространстве.

8. Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.

9. Семейные правоотношения: понятие, виды, субъ­екты и объекты.

10. Родство и свойство. Их юридическое значение.

11. Сроки исковой давности и другие сроки в семей­ном праве.

Тема 2. Брак (1 час.)

1. Условия заключения брака.

2. Препятствия к заключению брака.

3. Порядок заключения брака.

4. Основания прекращения брака.

5. Судебный и административный порядок расторжения брака.

6. Недействительность брака.

7. Последствия признания брака недействительным.

 

Задача 1. Ковязин скрыл от своей супруги наличие предыдущего нерасторгнутого брака. Через полгода он обратился в суд с иском о признании брака недействительным по данному основанию. Ответчица возразила против удовлетворения иска, поскольку они фактически создали семью, совместно воспитывают общего ребенка, которому 5 месяцев. В судебном заседании судом было установлено, что первая жена Ковязина признана судом недееспособной ввиду психического заболевания.

Какое решение должен вынести суд? Кто имеет право требовать признания брака недействительным в данной ситуации? Изменится ли правовая оценка спора, если первая жена Ковязина умерла?

Задача 2. В юридическую консультацию обратились супруги Федоровы, которые пояснили, что обратились в суд с иском о расторжении брака, на расторжение браса согласны оба, спора о детях нет, поскольку добровольно определили место жительства общей 3-летней дочери с матерью, о чем они заявили судье. Однако судья, несмотря на их возражения, установил месячный срок для примирения. По истечении месяца в новом судебном заседании, несмотря на просьбы супругов поскорее расторгнуть брак, судья вновь установил срок для примирения еще на полтора месяца. Федоровы поинтересовались у адвоката, правомерно ли поступил судья, и могут ли они обжаловать определение, которым установлен полуторамесячный срок для примирения.

Дайте разъяснения супругам Федоровым.

Задача 3. В феврале 2012 года Надежда Краева обратилась в суд с исковым заявлением о признании недействительным брака с Игорем Краевым. В обоснование иска указала, что до регистрации брака 9 апреля 2010 г. Игорь скрыл от нее заболевание гонореей, а чем она узнала, заразившись от мужа в том же месяце.

Ответчик возразил против иска, указав на то, что тогда супруга его простила, и они примирились. А сейчас истинная причина иска в том, что у жены появился любовник, и она желает прекратить брак, целиком оставив за собой квартиру, купленную на общие деньги, но оформленную на жену. Кроме того, считает истекшим срок исковой давности.

Надежда на это возразила, указав, что мотивом подачи иска является то, что она недавно узнала от врача о невозможности иметь детей из-за последствий перенесенного заболевания. Этого она простить не может.

Каков срок исковой давности для данного требования? Оцените доводы сторон. Каким образом вы бы посоветовали каждой из сторон защитить свои права?

Задача 4. В декабре 2010 года Можайские расторгли брак в ЗАГСе. В марте 2012 года Можайская обратилась в суд с иском, в котором просила признать недействительным брак, заключенный с Можайским, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5 000 000 рублей. В обоснование иска указала, что Можайский ранее состоял в браке с Истоминой, который был расторгнут в районном суде в январе 1996 года, однако развод не был зарегистрирован в ЗАГСе. В этой связи истица полагает первый брак ответчика действующим до настоящего времени.

Подлежит ли исковое заявление Можайской рассмотрению в суде? Какой процессуальный акт: решение или определение должен вынести судья по данному заявлению? Укажите правовое обоснование постановления суда.

 

Образовательные технологии (интерактивные методики)

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 2 - -
Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания 6 2 2

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Семейное право»

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В образовательной программе по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) определяются планируемые результаты обучения - знания, умения и навыки характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Компетенции формируются в рамках следующих этапов: Этап 1, Этап 2 и Этап 3

 

Перечень компетенций с указанием

этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Код компетенции Этапы формирования компетенции Характеристика этапов формирования компетенций

ПК-3 - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

 

1. Этап (начальный) Знать. Основополагающие термины «Семейного права», необходимые для понимания конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять минимально необходимые предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий Владеть. Минимально необходимыми навыками выбора способов решения стандартных профессиональных задач  
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Принципы «Семейного права», необходимые для понимания конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять необходимые предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и практических заданий Владеть. разнообразными навыками выбора способов решения стандартных профессиональных задач
3. Этап (практико-ориентированный)  Знать. Теоретические положения правовой отрасли «Семейное право» и «Гражданское право», необходимые для выполнения конкретных профессиональных действий и задач Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения любых профессиональных задач и практических заданий Владеть. Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, объективно оценивать эффективность и качество имеющихся знаний, умений и навыков и выбирать наиболее эффективные

ПК-4 -способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

 

1. Этап (начальный) Знать. Нормативно-правовые акты, регулирующие семейные правоотношения Уметь. составлять юридические документы в сфере семейных правоотношений Владеть. способностями оценки прав и обязанностей участников семейных правоотношений
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать требования к оформлению разных видов документов в семейной сфере; способы определения существенных условий договоров в семейной сфере Уметь составлять проекты договоров, претензий, иных документов, касающихся семейно правовых отношений.  Владеть  опытом анализа материалов судебной практики
3. Этап (практико-ориентированный) Знать правовые характеристики отдельных обязательств в семейной сфере; специфику заключения разных видов договоров в семейной сфере; Уметь проводить правовую экспертизу юридических документов в семейной сфере Владеть опытом анализа материалов судебной практики, навыками ее использования    

ПК-5 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

 

1. Этап (начальный) Знать. Виды толкования правовых норм на теоретическом уровне Уметь. давать толкование новым нормативным актам в области договорного права Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам договоров в семейной сфере
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. принципы НП, способствующие применению нормативно правовых актов, владению навыками подготовки юридических документов Уметь. применять междисциплинарные предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и выполнения практических заданий в целях владения навыками подготовки юридических документов Владеть. Навыками применения предметных знаний и умений в практическом плане, использования имеющихся знаний и умений для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач и выполнения практических заданий, анализа конкретных ситуаций и выбора оптимальных решений в целях овладения навыками подготовки юридических документов.
3. Этап (практико-ориентированный) Знать. Порядок применения правовых норм семейного и гражданского права Уметь. проводить правовую экспертизу заключенных договоров, исковых заявлений, претензий Владеть. способностями самостоятельной подготовки текстов правовых документов в семейной сфере.

ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

 

1. Этап (начальный) Знать. понятие, признаки обязательств в семейной сфере; субъектный состав семейных правоотношений; права и обязанности сторон; Уметь. Отличать виды экспертиз Владеть. способностями самостоятельной подготовки текстов документов в семейной сфере
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Порядок применения нормативных актов в сфере семейного и гражданского права Уметь. проводить правовую экспертизу документов Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам обязательств в сфере семейного права
3. Этап (практико-ориентированный) Знать. правильное проведение правовой экспертизы Уметь. соотносить акт с другими актами в целях эффективности экспертного заключения Владеть. опытом анализа материалов судебной практики по отдельным видам договоров в сфере семейного права для эффективного проведения экспертизы


ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

 

1. Этап (начальный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося. зачтено/низкий уровень освоения компетенция 2. Этап (продуктивно-деятельностный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью. зачтено/повышенный уровень освоения компетенции 3. Этап (практико-ориентированный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося. зачтено/высокий уровень освоения компетенции

Вопросы для самоконтроля

1. Каков предмет семейного права?

2. Охарактеризуйте метод правового регулирования семейных отношений.

3. Назовите принципы семейного права.

4. В чем состоит отличие семейного права от гражданского права и других отраслей права?

5. Назовите основания возникновения семейных правоотношений.

6. Какими способами осуществляется защита семейных прав?

7. Укажите виды источников семейного права.

8. Приведите основные теории, раскрывающие природу брака.

9. Перечислите условия заключения брака.

10.  Назовите препятствия к заключению брака.

11.  Каков порядок заключения брака?

12.  Каковы основания прекращения брака?

13. Каковы последствия признания брака недействительным?

14. Перечислите личные неимущественные права и обязанности супругов.

15.  Как осуществляется владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью супругов?

16.  Какое имущество относится к собственности каждого из супругов?

17.  Какая установлена форма для брачного договора?

18.  Назовите возможные условия, подлежащие включению в содержание брачного договора.

19.  В чем заключается отличие брачного договора от соглашения супругов о разделе имущества?

20.  Каковы основания для установление отцовства в судебном порядке?

21. В чем особенности установления отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека?

22.  Каковы личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей? 

23.  Дайте понятие родительских прав.

24.  Каковы основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни?

25.  В каком порядке происходит лишение родительских прав?

26.  Дайте понятие и укажите виды алиментных обязательств.

27.  В какой форме и на каких условиях возможно заключение соглашения об уплате алиментов?

28.  Каков порядок уплаты и взыскания алиментов?

29. В каком порядке осуществляется индексация алиментов?

30. Прекращение алиментных обязательств.

31. Дайте понятие усыновления.

32.  Какие лица могут выступать усыновителями?

33. Назовите права и обязанности опекунов

34.  В каком порядке создается приемная семья?

Методические пояснения.

При написании курсовой работы следует руководствоваться общими методическими рекомендациями МГЮА, которые размещены на сайте Волго-Вятского филиала https://drive.google.com/file/d/0B4weJXAZMIILYWQ2MXZCbmYzMlU/view

Особое внимание следует обратить на следующее:

1. Курсовая работа состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления (содержания); 3) введения; 4) основной части; б) заключения; в) списка использованной литературы (библиографического списка).

Каждый указанный элемент начинается с нового листа. Главы и параграфы основной части начинать с нового листа не нужно.

2. Объем введения 1-2 страницы; основной части – 18-23 страницы; заключения – 1 страница.

3. Текст печатается 13 или 14 кеглем шрифта Times New Roman через 1,5 интервала.

4. Библиографический список состоит из разделов: 1) Нормативные правовые акты и судебная практика; 2) Литература. Оформление наименований источников в библиографическом списке и в подстрочных сносках осуществляется по правилам ГОСТа. Подробнее образцы оформления сносок см. в приложении к «Методическим рекомендациям», которые размещены на сайте филиала.

5. Во введении указывается актуальность темы; мотивы выбора этой темы студентом; задачи исследования (не более трех); основные научные труды, которые посвящены теме исследования (3-5 работ с указаниями их авторов и названий).

6. Основная часть может быть разделена на главы или разделы. Возможно, но не обязательно деление глав и разделов на параграфы (подразделы). Глава не может состоять из одного подраздела.

7. При определении структуры работы следует исходить из того, что объем раздела (главы) должен быть более 4-5 страниц и не превышать 10-12 страниц. Подраздел в главе может быть от 3 до 8 страниц.

8. Наименование глав или разделов курсовой работы не может повторять (как дословно, так и по своему смыслу) наименование самой курсовой работы или быть по смыслу шире, чем название темы. Глава (раздел) содержат только часть темы курсовой работы, что и должно быть видно из их названий.

9. Рекомендуемое количество глав (разделов) в курсовой работе от 2 до 4.

10. Планы в темах работ даны для примера, следовать им не обязательно.

 

Задания для осуществления промежуточной аттестации

7.3.3.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и метод семейного права. Принципы семейного права.

2. Источники семейного права.

3. Аналогия закона и аналогия права. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

4. Понятие и виды семейных правоотношений, их особенности.

5. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

6. Юридические факты в семейном праве.

7. Сроки в семейном праве. Исковая давность.

8. Меры защиты и ответственности в семейном праве.

9. Осуществление и защита семейных прав.

10. Понятия семьи и брака. Родство и свойство, их юридическое значение.

11. Порядок заключения брака.

12. Условия заключения брака. Препятствия к вступлению в брак.

13. Порядок расторжения брака в органах ЗАГСа.

14. Судебный порядок расторжения брака.

15. Основания и порядок признания брака недействительным.

16. Последствия признания брака недействительным. «Исцелимость» брака.

17. Личные неимущественные отношения между супругами.

18. Законный режим имущества супругов.

19. Особенности распоряжения общим имуществом супругов.

20. Собственность каждого из супругов.

21. Раздел общей совместной собственности супругов.

22. Понятие брачного договора, его условия, отличие от соглашения о разделе имущества.

23. Заключение, изменение и расторжение брачного договора. Его недействительность.

24. Ответственность супругов по обязательствам.

25. Происхождение детей. Презумпция отцовства. Установление отцовства в органах ЗАГСа.

26. Оспаривание материнства и отцовства.

27. Неимущественные права несовершеннолетних детей.

28. Имущественные права несовершеннолетних детей.

29. Защита прав несовершеннолетних детей.

30. Права и обязанности родителей. Пределы осуществления родительских прав. Защита родительских прав.

31. Право на участие в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя. Гарантии этого права.

32. Право родственников на общение с ребенком.

33. Установление отцовства в судебном порядке (исковое и особое производство).

34. Установление происхождения детей при использовании методов искусственной репродукции человека.

35. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах.

36. Ограничение родительских прав. Отмена ограничения родительских прав.

37. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

38. Споры о детях: понятие и виды.

39. Общая характеристика алиментных обязательств (понятие, особенности, виды).

40. Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств.

41. Определение размера алиментов. Изменение размера алиментов.

42. Дополнительные расходы (понятие, субъекты, определение размера, порядок взыскания).

43. Определение и взыскание задолженности по алиментам.

44. Алиментные обязанности родителей и детей.

45. Алиментные обязанности супругов (бывших супругов).

46. Алиментные обязанности других членов семьи.

47. Соглашение об уплате алиментов (форма, содержание, субъекты, изменение и прекращение, признание недействительным).

48. Освобождение от уплаты алиментов. Отказ во взыскании алиментов.

49. Уменьшение и увеличение размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей.

50. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

51. Усыновление: понятие, условия, субъекты.

52. Порядок и правовые последствия усыновления.

53. Особенности усыновления детей — граждан РФ иностранными гражданами.

54. Отмена усыновления.

55. Порядок установления опеки и попечительства. Прекращение опеки и попечительства. Освобождение и отстранение опекуна (попечителя) от исполнения им его обязанностей.

56. Права и обязанности опекуна (попечителя).

57. Договор о приемной семье.



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций при проведении текущего контроля успеваемости

Этапы Процедура проведения Шкала оценивания и критерии оценки по содержанию и качеству Оценка знаний, умений, навыков / Методические материалы

Решение контрольных задач

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Решение контрольных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) обучающегося разрабатывать и оформлять проекты документов; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности Обучающемуся объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно. Предлагается алгоритм решения задачи. Может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. При обработке результатов оценочной процедуры используются оценочные графы в журнале преподавателя · «Зачтено» - контрольная работа признана рецензентом удовлетворительной: обучающийся ясно изложил условие задачи, решение обосновал · обучающийся ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; · обучающийся изложил решение задачи, но обосновал его формулировками обыденного мышления. «Не зачтено» - контрольная работа признана рецензентом неудовлетворительной.   Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

Зачет

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Промежуточной аттестацией является зачет, проводимый в устной форме   При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, выполняет одно контрольное задание в виде решения задачи (при наличии), при необходимости отвечает на дополнительные вопросы.   Каждому обучающемуся на подготовку к ответу на вопрос билета дается до 20 минут. Не менее чем за неделю до зачета преподаватель должен определить обучающемуся вопросы для подготовки к зачету, нормативно-правовые акты, теоретические источники для подготовки. По результатам промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся получает оценку:   1. Зачтено Выставляется в случае отличных, хороших или удовлетворительных знаний: · обучающийся демонстрирует усвоение материала в основном, но дан неполный ответ на поставленный вопрос, при изложении теоретического материала допускает ошибки относительно фактов, понятий персоналий и другие неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала, в ответе обучающегося отсутствуют доказательные выводы, на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы; · обучающимся дан полный и выстроенный в логической последовательности ответ на поставленный вопрос, грамотно и по существу изложен ответ, обучающийся может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, однако, были допущены неточности в ответе на вопрос, а именно в определении понятий, персоналий, дат принятия документов, на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы; обучающийся добросовестно, глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, увязывает свой ответ с практикой, приводит аргументированные примеры, быстро принимает оптимальные решения по вопросу, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и анализировать излагаемый материал, не допуская ошибок.   2. Не зачтено Выставляется в случае неудовлетворительных знаний: обучающийся недобросовестно подходит к изучению значительной части программного материала, дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения ответа имеют существенные нарушения, при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки, в ответе отсутствуют выводы, обучающийся испытывает затруднения в выполнении практических заданий, речь неграмотная; обучающийся отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы. Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

 

Устный зачет — форма промежуточной аттестации, на котором обучающиеся отвечают на вопросы билета устно. При проведении устного зачета билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке. Время подготовки ответа при сдаче зачета время подготовки составляет до 20 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. Экзаменатор задает обучающемуся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, дает контрольное задание в виде задачи, где обучающийся должен продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний.

При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на два вопроса билета к зачету, один дополнительный вопрос, и выполняет одно практическое задание.

 

Нормативные правовые акты

 

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Российская газета от 10.12.1998 г.

2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. В ред. ФЗ от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2009, № 39. Ст. 3582.

5. Семейный кодекс Российской Федерации, в ред. ФЗ от 30.06.2008 № 106-ФЗ // СЗ РФ. 07.07.2008, № 27. Ст. 3124.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 28.06.2009 № 128-ФЗ // СЗ РФ. 29.06.2009, № 26. Ст. 3126, в ред. ФЗ от 09.11.2009 № 249-ФЗ // СЗ РФ 29.06.2009, № 26. Ст. 3126.

7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» //СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029. В ред. ФЗ РФ от 28.06.2009 № 125-ФЗ // СЗ РФ 08.12.2008, № 49. Ст. 5748.

8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. В ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ // СЗ РФ 30.08.2004. № 35. Ст. 3607.

9. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. В ред. ФЗ РФ от 17.07.2009. № 169-ФЗ //СЗ РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3606.

10. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999, № 26. Ст. 3199. В ред. ФЗ РФ от 13.10.2009 № 233-ФЗ // СЗ РФ. 19.10.2009, № 42. Ст. 4861.

11. Федеральный закон от 2 октября 2007 г .№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849. В ред. ФЗ от 27.09.2009 № 226-ФЗ // СЗ РФ. 28.09.2009, № 39. Ст. 4540.

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. В ред. ФЗ РФ от 03.06.2009 № 118-ФЗ // СЗ РФ. 08.06.2009, № 23. Ст. 2773.

13. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» //СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643. В ред. ФЗ РФ от 30.12.2008. № 313-ФЗ // СЗ РФ. 05.01.2009, № 1. Ст. 21.

14. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008, № 17. Ст. 1755. В ред. ФЗ РФ от 18.07.2009 № 178-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2009, № 29. Ст. 3615.

15. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693. В ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009, № 216 // СЗ РФ. 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.

16. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671. В ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 // СЗ РФ. 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.

17. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822. В ред. Постановления Правительств РФ от 10.03.2009 № 216 //ФЗ от 23.03.2009, № 12. Ст. 1427.

18. Порядок предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка. Утвержден Постановлением Правительства РФ 11 октября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 401. В ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49 // СЗ РФ 14.02.2005, № 7. Ст. 560.

19. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. №542 // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.

20. Правила признания лица инвалидом. Утверждено Постановлением Правительства РФ 20 февраля 2006 г. № 95 // СЗ РФ. 2006 № 9. Ст. 1018.

21. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3743. В ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2008 № 613 // 25.08.2008, № 34. Ст. 3922.

22. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 2757 // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590. В ред. Постановления от 11.04.2006 г. № 210 // СЗ РФ. 17.04.2006. № 16. Ст. 1746.

23. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1434. В ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 210 // СЗ РФ. 17.04.2006, № 16. Ст. 1748.

24. О детском доме семейного типа. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251. В ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008. № 617 // СЗ РФ 25.08.2008, № 34. Ст. 3926.,

25. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ 2006. №46. Ст. 4801. В ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009. № 356 // СЗ РФ. 27.04.2009, № 17. Ст. 2098.

26. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 962. В ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2007 № 346 // СЗ РФ. 11.06.2007, № 24. Ст. 2916.

27. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» и «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009. № 423 // СЗ РФ. 2009, №21. Ст. 2572.

28. О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. №432. //СЗ РФ. 2009, №21. Ст. 2581.

Судебная практика

 

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №9.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. №1.

5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Собрание постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по гражданским делам. Изд. «Спарк». 1994.

6. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.05.2012).

7. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/

Сайт МГЮА им. О.Е. Кутафина http://msal.ru/

Сайт Волго-Вятского института МГЮА им. О.Е. Кутафина http://msalkirov.ru/ Официальный сайт Конституционного Суда РФ <http://ks.rfnet.ru>

Официальный сайт Верховного Суда РФ <http://supcourt.ru>

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Овладение практическими навыками необходимо предварять изучением теоретического материала по каждой теме.

Изучение теоретического материала не должно ограничиваться посещением и заучиванием лекций, поскольку лекционный курс составляет краткое и неполное изложение материала дисциплины и является дополнительным к изучению учебника из числа рекомендованных в разделе «Основная литература».

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо самостоятельно изучить соответствующую тему по учебнику, лекциям, а также обратиться к текстам соответствующих нормативных актов и материалам судебной практики. После чего следует выполнить письменные и устные задания к занятию, указанные преподавателем.

В качестве заданий к практическим занятиям могут быть предложены:

- составление таблиц, схем по отдельным темам курса;

- решение практических ситуаций (case-studies);

- подготовка проектов договоров;

- подготовка претензий по определенным модельным заданиям;

- обобщение материалов судебной практики по определенным темам;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;

- подготовка докладов, сообщений, рефератов.

Основное место в практических занятиях занимают задания на решение практических ситуаций (задачи, case-studies) с последующим коллективным обсуждением и анализом решений.

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

  ОДОБРЕНО

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от __26.03.2018________
Протокол № ___04_________

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» (Б1.Б.24)

по образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр


Дата: 2019-02-19, просмотров: 1167.