1. Какая из приведенных ниже характеристик конституции кажется Вам наиболее удачной и точной в смысле отражения ею сущности конституции:
«клетка для власти» (М.А. Краснов)
«акт, который народ адресует правительству – в отличие от законов как актов, которые правительство адресует народу» (Х. Барнетт)
«акт, который нация принимает, когда желает начать жизнь с чистого листа» (Дж. Алдер)
2. Первые ростки конституционализма в России принято связывать либо с реформами Александра II, либо с манифестами Николая II 1905-1906 гг. Имеются ли, на Ваш взгляд, основания для таких заявлений? Если да, то какая из приведенных точек зрения кажется Вам более обоснованной с точки зрения изначальной идеи, смысла и причин появления в мире конституций? Если Вы не согласны ни с одной из приведенных позиций, предложите свое видение событий, положивших начало развитию конституционализма в нашей стране (возможно, это вечевые собрания в городах Древней Руси, созыв Земских соборов в XVI- XVII вв., принятие Конституции РСФСР 1918 г., демократизация, начавшаяся на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века «перестройка» и т.п.)?
Тема II. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (2 часа)
1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей. Коллективные и индивидуальные права и свободы. Способы их конституционного формулирования.
2. Равенство прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах. Запрет дискриминации. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах.
3. Гражданство, безгражданство, многогражданство, подданство в зарубежных странах.
4. Личные права, свободы и обязанности в зарубежных странах. Хабеас корпус, Хабеас дата, ампаро, «народное действие».
5. Политические права, свободы и обязанности в зарубежных странах.
6. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах.
Возможные интерактивные элементы семинара:
1. Конкурс на лучший анализ стихотворения А.С. Пушкина «Из Пиндемонти» (см. задания для подготовки к семинару) с точки зрения предпочтительности для Пушкина и для выступающих конституционных прав человека и гражданина различных видов;
2. Состязание малых групп по составлению перечней различий между подходами Конституции РФ 1993 г. и Основного закона ФРГ 1949 г. к регламентации общих ограничений прав и свобод человека и гражданина. Побеждает группа, перечислившая большее количество различий.
Задания для подготовки к семинару
Ответьте на вопросы
1. Чем различаются права и свободы, права человека и права гражданина?
2. В чем различие позитивного и негативного формулирования прав и свобод, в чем смысл этого различия?
3. Как классифицируются права, свободы и обязанности?
4. Можно ли считать коллективные права естественными, прирожденными и неотчуждаемыми? Обоснуйте ваш ответ.
5. Каковы конституционные гарантии равноправия?
6. Для чего нужны конституционные ограничения прав и свобод? Нельзя ли эти ограничения записать только в текущем законодательстве? Как они формулируются в конституциях?
7. Что представляют собой конституционные гарантии прав и свобод? Какая разница в этом отношении между демократическими и социалистическими конституциями?
8. Каково значение гражданства для прав и свобод? Что значит право на гражданство?
9. Что такое филиация, натурализация, экспатриация, экстрадиция?
10. Что такое право на жизнь и физическую целостность? Как Вы относитесь к смертной казни, праву на аборт, эвтаназии, использованию стволовых клеток эмбриона в медицинских целях?
11. Какие Вам известны права и свободы, связанные с информацией?
12. Каковы проявления и гарантии личной свободы в конституционном праве?
13. Как соотносятся между собой права собственников и права трудящихся?
14. В чем различие конституционного регулирования права на образование в демократических и социалистических странах?
15. Сравните перечень конституционных прав, свобод и обязанностей, записанных в Конституции Российской Федерации и какой-либо конституции зарубежной демократической страны, сравните формулировки отдельных прав, свобод и обязанностей в этих конституциях и дайте собственный комментарий.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 896.