Год начала подготовки: 2017
Киров
2018
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от «___» сентября 2017 года, протокол № 01.
Автор-составитель: Устюжанинова Е.А., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук
© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018
Оглавление
1. Наименование дисциплины: Б1.В.ОД.2 «Конституционное право зарубежных стран». 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы.. 17
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 18
5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 33
5.2. Лекции. 40
5.3. Практические занятия. 43
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 71
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 72
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 72
7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 75
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 77
7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 86
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 94
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 98
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 98
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 100
12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 101
1. Наименование дисциплины: Б1.В.ОД.2 «Конституционное право зарубежных стран»
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» обучающийся должен:
знать:
- основные значения понятия «конституционное право», предмет конституционного права как правовой отрасли и науки, предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины, их основные особенности, методы, источники и систему; содержание конституционно-правовых отношений; роль конституционного права в правовой системе конкретного государства и в международном праве; историю становления конституции; значимость конституции в различных правовых системах и
культурах; периодизацию развития мирового конституционализма; классификации конституций по различным критериям; процедуры проведения конституционных реформ; механизм и факторы реализации конституции и ее эффективности как регулятора общественных отношений; наиболее выдающиеся научные труды по истории и теории конституции и их авторов; суть, предназначение, виды и модели конституционного контроля и надзора;
- понятие правового и конституционно-правового статуса человека и гражданина, их структуру; понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения;; виды и поколения конституционных прав и свобод; особенности конституционных прав разных видов; конституционно-правовые гарантии и ограничения прав и свобод, существующие в различных странах; конституционные обязанности;
- понятия формы правления и государственного режима, их соотношение друг с другом и с политическим режимом; виды форм правления и соответствующих им государственных режимов, их сущность и признаки; основные проявления форм правления, существующих в различных странах, в конституциях; общие закономерности исторической эволюции форм правления и ее особенности в различных странах и их группах;
- понятие, значение и виды народных голосований; отличительные признаки каждого из них; понятие и систему принципов избирательного права; понятие и стадии избирательного процесса; виды избирательных систем, их географическую распространенность, механизмы их действия и влияние на результаты выборов; виды референдумов и их распространенность в мировой практике;
- понятие, особенности и предназначение законодательной власти в системе разделения властей; историю возникновения и развития института парламента; соотношение парламента и парламентаризма; понятие парламентского права; компетенцию парламента и различные подходы к ее конституционному оформлению; конституционное предназначение бикамерализма и его особенности в различных странах; способы формирования палат парламента; общие и специальные парламентские процедуры; основные элементы организации парламента и статуса парламентария;
- понятие, предназначение и особенности исполнительной власти в государственном механизме; их соотношение, систему взаимоотношений друг с другом и с парламентом, а также структуру при различных формах правления; возможные формы осуществления функций главы государства; виды правительства;
- природу, сущность, предназначение и особенности судебной власти; конституционные принципы судоустройства и судопроизводства; модели организации судебной власти; ветви и уровни судебной власти; основы статуса судей, прокуроров и следователей;
- понятие территориальной организации (территориального устройства) публичной власти; ее виды; формы территориального устройства и различия между ними; способы конституционного распределения полномочий между федерацией и ее субъектами;
- общую характеристику и особенности формы и содержания британской конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения британского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; основные направления конституционной регламентации общественного строя; конституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; территориальное устройство страны;
- общую характеристику и особенности формы и содержания американской конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения американского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности американского федерализма;
- общую характеристику и особенности формы и содержания французской конституции, историю ее развития; понятие и структуру «конституционного блока»; основания приобретения и прекращения французского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности территориального устройства публичной власти в стране;
- общую характеристику и особенности формы и содержания Основного закона ФРГ, исторические обстоятельства его принятия; основания приобретения и прекращения немецкого гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности федерализма страны;
- общую характеристику и специфику содержания Конституции КНР как конституции социалистической модели; историю развития государственного (конституционного) права в Китае; основания приобретения и прекращения гражданства КНР; особенности конституционно-правового регулирования прав человека; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; основы организации судебной системы; особенности территориального устройства КНР и китайской автономии; конституционное развитие Тайваня.
Уметь:
- оперировать основными понятиями, изучаемыми в рамках дисциплины «Конституционное право зарубежных стран», и юридическими категориями в различных сферах общественных отношений; толковать и применять конституционно-правовые нормы различных стран; определять критерии разграничения конституционного права и иных правовых отраслей; использовать знания, полученные в результате освоения дисциплин социально-гуманитарного и профессионального блоков, в процессе изучения конституционного права зарубежных стран; отличать фиктивные положения конституции от реальных; проводить сравнительный анализ структуры, процедуры изменения и принципов, лежащих в основе содержания различных конституций; давать оценку степени реализации конституционного идеала и норм действующих конституций в различных странах; распознавать степень реальности и демократичности конституционных положений различных государств; проводить сравнительный анализ конституционных положений, регламентирующих различные сферы общественной жизни в зарубежных странах; оценивать положения текущего законодательства с точки зрения их соответствия конституционным нормам в данной стране; работать с решениями органов конституционного контроля; анализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (или отсутствием таковых) в различных странах; аргументировать и ясно излагать позицию по различным конституционно-правовым вопросам; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов различных стран и причины, которыми они обусловлены, а также современные тенденции развития конституционного права в различных странах и сопоставлять их с общемировыми; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования различных сфер общественной жизни в зарубежных странах и оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства Российской Федерации.
владеть:
- конституционно-правовой терминологией; навыками работы с нормами конституций различных стран, регламентирующими различные сферы общественной жизни; отбора, поиска, анализа и толкования источников конституционного права, в том числе практики органов конституционного контроля по вопросам толкования конституции и рассмотрения конституционно-правовых споров; пониманием основных принципов конституционализма и его значимости для обеспечения социального прогресса; навыками выявления особенностей различных конституций и моделей конституционного контроля, их достоинств и недостатков; сравнительно-правовым методом исследования статуса судебной, законодательной, исполнительной власти в различных странах; навыками работы с конституциями, решениями органов конституционного контроля и иными источниками конституционного права.
Формирование компетенций (в целом по учебной дисциплине)
В результате освоения учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен обладать следующими компетенциями:
- способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цели освоения дисциплины заключаются в том, чтобы дать студенту адекватное представление о мировом опыте конституционно-правового регулирования общественных отношений, его истории, закономерностях, проблемах и перспективах, об общих закономерностях мирового конституционного развития и его особенностях в отдельных странах и их группах. Это необходимо для расширения профессионального кругозора, развития юридического мышления и понимания тех направлений, в которых движется отечественное конституционное право. Кроме того, освоение дисциплины позволит юристам, принимающим участие в решении проблем устройства государства в России, учесть негативный опыт зарубежных стран и воспользоваться их позитивным опытом.
В рамках освоения учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» осуществляется подготовка обучающихся к нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:
- участие в подготовке целесообразных конституционных и законодательных реформ с учетом мирового опыта конституционного развития;
- участие в подготовке иных нормативных правовых актов с учетом конституционно-правового опыта зарубежных стран;
- участие в подготовке постановлений и определений Конституционного Суда РФ, решений конституционных и уставных судов субъектов РФ с учетом опыта функционирования органов конституционной юстиции зарубежных стран и их правовых позиций;
- обоснование и принятие в рамках должностных обязанностей решений, ориентированных на необходимость реализации конституционно-правовых принципов;
- совершение действий, направленных на реализацию норм Конституции РФ, а также общепризнанных прав человека;
- составление юридических документов с учетом необходимости обеспечить прямое действие Конституции РФ.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент при овладении программой курса:
правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов.
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) |
1 | Общая характеристика конституционного права и конституции | ОПК-1, ПК-6 | Знать: основные значения понятия «конституционное право», предмет конституционного права как правовой отрасли и науки, предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины, их основные особенности, методы, источники и систему; содержание конституционно-правовых отношений; роль конституционного права в правовой системе конкретного государства и в международном праве; историю становления конституции; значимость конституции в различных правовых системах и культурах; периодизацию развития мирового конституционализма; классификации конституций по различным критериям; процедуры проведения конституционных реформ; механизм и факторы реализации конституции и ее эффективности как регулятора общественных отношений; наиболее выдающиеся научные труды по истории и теории конституции и их авторов; суть, предназначение, виды и модели конституционного контроля различных зарубежных стран. Уметь: оперировать понятием «конституционное право» в его различных значениях; определять критерии разграничения конституционного права и иных правовых отраслей; использовать знания, полученные в результате освоения дисциплин социально-гуманитарного и профессионального блоков, в процессе изучения конституционного права зарубежных стран; отличать гибкую конституцию и жесткой, фиктивные положения конституции – от реальных; проводить сравнительный анализ структуры, процедуры изменения и принципов, лежащих в основе содержания различных конституций; давать оценку степени реализации конституционного идеала и норм действующих конституций в различных странах; распознавать степень реальности и демократичности конституционных положений различных государств. Владеть: конституционно-правовой терминологией; навыками характеристики соответствующих общественных отношений в качестве предмета конституционного права; отбора, поиска, анализа и толкования источников конституционного права; пониманием основных принципов конституционализма и его значимости для обеспечения социального прогресса; навыками выявления особенностей различных конституций и моделей конституционного контроля, их достоинств и недостатков; навыками работы с конституциями, решениями органов конституционного контроля и иными источниками конституционного права |
2. | Конституционно-правовой статус человека и гражданина | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятие правового и конституционно-правового статуса человека и гражданина, их структуру; понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения; значение категории прав человека как вектора гуманистического развития мирового сообщества; виды и поколения конституционных прав и свобод; особенности конституционных прав разных видов; конституционно-правовые гарантии и ограничения прав и свобод, существующие в различных странах; конституционные обязанности. Уметь: оценивать степень гарантированности прав и свобод в конституциях различных стран; оперировать юридическими категориями в сфере прав человека; различать права человека и права гражданина; проводить сравнительный анализ конституционных положений различных стран в сфере прав человека; оценивать положения текущего законодательства с точки зрения их соответствия конституционным нормам о правах и свободах в данной стране; работать с решениями органов конституционного контроля по правам человека; анализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (или отсутствием таковых) в различных странах; аргументировать и ясно излагать позицию по получившим мировой резонанс фактам нарушения прав человека в различных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования прав и свобод в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: юридической терминологией в области прав человека; навыками анализа ситуаций, связанных с их нарушением, правильной квалификации их юридических последствий; сравнительно-правовым методом исследования законодательства. |
3. | Конституционно-правовое регулирование общественного строя | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятие и структуру общественного строя; причины и направления его конституционализации; объем и особенности регламентации функционирования его элементов конституциями различных стран. Уметь: оперировать понятиями, относящимися к конституционной регламентации общественного строя; анализировать, толковать и применять конституционные нормы, регламентирующие основы общественного строя; выявлять механизмы влияния государства на гражданское общество через конституционную регламентацию его институтов, а также механизмы ограничения вмешательства государства в функционирование институтов гражданского общества в различных странах, устанавливать соотношение таких механизмов; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих основы общественного строя в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования общественного строя в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: конституционно-правовой терминологией в сфере регулирования общественного строя; навыками работы с нормами конституций различных стран, регламентирующими элементы общественного строя; навыками анализа практики органов конституционного контроля по вопросам толкования конституции и рассмотрения споров о конституционности различных институтов общественного строя, методом сравнительного анализа. |
4. | Формы правления и государственные режимы | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятия формы правления и государственного режима, их соотношение друг с другом и с политическим режимом; виды форм правления и соответствующих им государственных режимов, их сущность и признаки; основные проявления форм правления, существующих в различных странах, в конституциях; общие закономерности исторической эволюции форм правления и ее особенности в различных странах и их группах. Уметь: распознавать формы правления, существующие в разных странах, на основе анализа соответствующих конституционных норм; оперировать юридическими понятиями и категориями, характеризующими различные формы правления; сопоставлять формы правления с точки зрения их демократического потенциала; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих формы правления в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: терминологией в сфере конституционного регулирования формы правления; навыками обоснования и характеристики формы правления, государственного и политического режимов применительно к разным странам; умением сопоставления форм правления и государственных режимов, существующих в разных странах, с их историческими традициями и современными потребностями; методом сравнительного анализа. |
5. | Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятие, значение и виды народных голосований; отличительные признаки каждого из них; понятие и систему принципов избирательного права; понятие и стадии избирательного процесса; виды избирательных систем, их географическая распространенность, механизмы их действия и влияние на результаты выборов; виды референдумов и их распространенность в мировой практике. Уметь: распознавать в законодательстве степень демократичности норм избирательного права и его соответствия международным стандартам такой демократичности; различать виды избирательных систем; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих народные голосования в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: навыками оценки юридических механизмов подготовки и проведения выборов с точки зрения их соответствия конституции страны и демократическим международным стандартам; методом сравнительного анализа. |
6. | Законодательная власть: парламент | Знать: понятие, особенности и предназначение законодательной власти в системе разделения властей; историю возникновения и развития института парламента; соотношение парламента и парламентаризма; понятие парламентского права; компетенцию парламента и различные подходы к ее конституционному оформлению; конституционное предназначение бикамерализма и его особенности в различных странах; способы формирования палат парламента; общие и специальные парламентские процедуры; основные элементы организации парламента и статуса парламентария. Уметь: оценивать роль правил организации парламента и парламентской процедуры для обеспечения самостоятельности парламента; распознавать сильные и слабые верхние палаты парламентов различных стран; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса парламента в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования парламентского права в РФ. Владеть: юридической терминологией в области парламентского права; навыками анализа конфликтных ситуаций, возникающих между парламентом и иными органами государственной власти, а также между палатами парламента, а также методикой разрешения данных разногласий; навыками реализации процедурных норм парламентского права | |
7. | Исполнительная власть: глава государства и правительство | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятие, предназначение и особенности исполнительной власти в государственном механизме; их соотношение, систему взаимоотношений друг с другом и с парламентом, а также структуру при различных формах правления; возможные формы осуществления функций главы государства; виды правительства. Уметь: оперировать юридическими категориями, относящимися к исполнительной власти; определять роль главы государства и главы правительства в государственном механизме на основе анализа соответствующих конституционных норм; устанавливать логическую связь между конституционным статусом исполнительной власти и формой правления соответствующего государства; распознавать в текстах конституций и анализировать формы юридической и политической парламентской ответственности исполнительной власти главы государства; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса правительства и главы государства в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: юридической терминологией в сфере правового регулирования статуса главы государства и правительства; методом сравнительного анализа. |
8. | Судебная власть | ОПК-1, ПК-6 | Знать: природу, сущность, предназначение и особенности судебной власти; конституционные принципы судоустройства и судопроизводства; модели организации судебной власти; ветви и уровни судебной власти; основы статуса судей, прокуроров и следователей. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере правового регулирования судебной власти; давать оценку современным тенденциям ее развития; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих различные аспекты статуса судебной власти в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования в данной сфере, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства о судебной власти. Владеть: необходимой юридической терминологией; навыками анализа судебных решений по конституционноправовым вопросам; сравнительно-правовым методом исследования статуса судебной власти в мире. |
9. | Территориальная организация публичной власти | ОПК-1, ПК-6 | Знать: понятие территориальной организации (территориального устройства) публичной власти; ее виды; формы территориального устройства и различия между ними; способы конституционного распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Уметь: оперировать юридическими понятиями, относящимися к правовому регулированию территориальной организации публичной власти; сравнивать конфедерацию, федерацию, унитарные и регионализированные государства; различать статус субъектов федерации и муниципальных образований; распознавать в текстах конституций различные виды муниципальных систем; выявлять современные тенденции развития территориального устройства; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих вопросы территориального устройства в зарубежных странах и России; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования в данной сфере, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: терминологией, относящейся к конституционно-правовой проблематике территориального устройства; методом сравнительного анализа. |
10. | Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии | ОПК-1, ПК-6 | Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания британской конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения британского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; основные направления конституционной регламентации общественного строя; конституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; территориальное устройство страны; Уметь: обосновывать особую роль Англии в развитии мирового конституционализма; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития британского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: навыками анализа «исторических памятников» конституционного права и норм действующего британского законодательства. |
11. | Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки | ОПК-1, ПК-6 | Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания американской конституции, историю ее развития; основания приобретения и прекращения американского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; основные направления конституционной регламентации общественного строя; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности американского федерализма; Уметь: обосновывать особую роль США в развитии мирового конституционализма; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития американского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права США. |
12. | Основы конституционного права Франции | ОПК-1, ПК-6 | Знать: общую характеристику и осо-бенности формы и содержания французской конституции, историю ее раз-вития; понятие и структуру «конституционного блока»; основания приобретения и прекращения французского гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; основные направления конституционной регла-ментации общественного строя; кон-ституционный статус высших органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности территориального устройства публичной власти в стране; Уметь: обосновывать особую роль Франции в развитии конституционализма в Европе; характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития французского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права Франции. |
13. | Основы государственного права Германии | ОПК-1, ПК-6 | Знать: общую характеристику и особенности формы и содержания Основного закона для ФРГ, исторические обстоятельства его принятия; основания приобретения и прекращения немецкого гражданства; особенности конституционно-правового регулирования прав человека и гражданина; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших федеральных органов государственной власти; конституционные основы организации судебной системы; особенности федерализма страны. Уметь: характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития германского конституционного права и его институтов и сопоставлять их с общемировыми; распознавать позитивный опыт конституционно-правового регулирования данной страны, заслуживающий изучения в целях совершенствования российского законодательства. Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права ФРГ |
14. | Основы государственного права Китая | ОПК-1, ПК-6 | Знать: общую характеристику и специфику содержания Конституции КНР как конституции социалистической модели; историю развития государственного (конституционного) права в Китае; основания приобретения и прекращения гражданства КНР; особенности конституционно-правового регулирования прав человека; партийную систему и основные направления ее правового регулирования; конституционный статус высших органов государственной власти; основы организации судебной системы; особенности территориального устройства КНР и китайской автономии; конституционное развитие Тайваня. Уметь: обосновывать и характеризовать специфику статуса конституционно-правовых институтов страны и причины, которыми они обусловлены; выявлять современные тенденции развития конституционного права КНР и его институтов и сопоставлять их с общемировыми. Владеть: навыками анализа норм источников конституционного права страны. |
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 ОП.
Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Судоустройство и правоохранительные органы», «Административное право» и «Финансовое право». Кроме того, успешное освоение курса «Конституционное право зарубежных стран» предполагает знание иностранных языков.
Взаимосвязь учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» с последующими дисциплинами заключается в том, что знания, полученные при изучении данного курса, позволят лучше усвоить материал других учебных курсов, в том числе по «Международному праву», «Международному частному праву», «Праву интеграционных объединений», «Проблемам теории права».
4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Форма обучения - очная
Вид учебной работы
Всего
Часов
Форма обучения - заочная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр | Семестр |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 10 | 2 | 8 |
Лекции (час.) | 4 | 2 | 2 |
Практические занятия (час.) | 6 | 6 | |
Самостоятельная работа (всего час.) | 89 | 34 | 55 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 9 | 9 | |
Фома промежуточной аттестации | экзамен | ||
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 36/1 | 72/2 |
Форма обучения – заочная ускоренная
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр | Семестр |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 8 | 2 | 6 |
Лекции (час.) | 2 | 2 | |
Практические занятия (час.) | 6 | 6 | |
Самостоятельная работа (всего час.) | 91 | 34 | 57 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 9 | 9 | |
Фома промежуточной аттестации | экзамен | ||
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 108/3 | 36/1 | 72/2 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы; 108 часов,
включая 36 часов на экзамен).
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Общая характеристика конституционного права и конституции | 3 | 2 | 2 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Виды конституций», «Этапы развития мирового конституционализма» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, конкурс, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
2. | Конституционно-правовой статус человека и гражданина | 3 | 1 | 2 | 3 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Основания приобретения и прекращения гражданства», «Виды конституционных прав и свобод человека и гражданина» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, конкурс, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
3. | Конституционно-правовое регулирование общественного строя | 3 | 1 | 2 | 3 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Элементы общественного строя», «Виды политических партий» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
4. | Формы правления и государственные режимы | 3 | 2 | 4 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Формы правления», «Виды государственных режимов» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
5. | Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) | 3 | 2 | 2 | 1 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Различия мажоритарн ой и пропорциональной избирательных систем», «Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорцио- нальной избирательных систем» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
6. | Законодательная власть: парламент | 3 | 2 | 2 | 1 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Полномочия парламента и его палат», «Виды парламентских процедур» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
7. | Исполнительная власть: глава государства и правительство | 3 | 2 | 2 | 1 | Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Способы формирования правительства», «Импичмент и подобные процедуры» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
8. | Судебная власть | 3 | 2 | 2 | 1 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Ветви судебной власти», «Полномочия органов конституционного контроля» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
9. | Территориальная организация публичной власти | 3 | 2 | 2 | 1 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Различия федерации и унитарного государства», «Муниципальные системы» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
10. | Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии | 3 | 2 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Источники конституционного права Королевства», «Особенности конституционного регулирования прав и свобод в СК», «Состав Палаты лордов» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) | |
11. | Основы конституционного права США | 3 | 2 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Особенности Конституции США», «Способы внесения поправок в Конституцию США» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) | |
12. | Основы конституционного права Франции | 3 | 2 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Конституционный блок Франции», «Полномочия Президента Франции» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) | |
13. | Основы государственного права Германии | 3 | 2 | 2 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Особенности Основного закона ФРГ», «Судебная система ФРГ» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) | |
14. | Основы государственного права Китая | 3 | 2 | 3 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Особенности законодательной власти КНР», «Китайская автономия» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная контрольная работа (по выбору преподавателя) | |
ВСЕГО: | 16 | 30 | 26 |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы;
108 часов, включая 9 часов на экзамен)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Общая характеристика конституционного права и конституции | 2,3 | 2 | 2 | 6 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Виды конституций», «Этапы развития мирового конституционализма» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, конкурс, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
2. | Конституционно-правовой статус человека и гражданина | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к главе учебника и электронного тестирования | Тестирование |
3. | Конституционно-правовое регулирование общественного строя | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование |
4. | Формы правления и государственные режимы | 3 | 2 | 6 | Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Формы правления: монархия и республика» и т.п. | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) | |
5. | Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
6. | Законодательная власть: парламент | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование |
7. | Исполнительная власть: глава государства и правительство | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
8. | Судебная власть | 3 | - | 2 | 6 | Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
9. | Территориальная организация публичной власти | 3 | - | 2 | 6 | Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
10. | Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии | 3 | - | - | 7 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
11. | Основы конституционного права США | 3 | - | - | 7 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
12. | Основы конституционного права Франции | 3 | - | - | 7 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
13. | Основы государственного права Германии | 3 | - | - | 7 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
14. | Основы государственного права Китая | 3 | - | - | 7 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
ВСЕГО: | 4 | 6 | 89 | Экзамен (9 часов) |
Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования (ускоренное обучение)
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;
108 часов, включая 9 часов на экзамен)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Общая характеристика конституционного права и конституции | 3 | 2 | 2 | 5 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Виды конституций», «Этапы развития мирового конституционализма» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, конкурс, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
2. | Конституционно-правовой статус человека и гражданина | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к главе учебника и электронного тестирования | Тестирование |
3. | Конституционно-правовое регулирование общественного строя | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование |
4. | Формы правления и государственные режимы | 3 | - | 2 | 5 | Семинар: опрос, дискуссия, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
5. | Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
6. | Законодательная власть: парламент | 3 | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование | |
7. | Исполнительная власть: глава государства и правительство | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
8. | Судебная власть | 3 | - | 2 | 5 | Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
9. | Территориальная организация публичной власти | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
10. | Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
11. | Основы конституционного права США | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
12. | Основы конституционного права Франции | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
13. | Основы государственного права Германии | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
14. | Основы государственного права Китая | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
ВСЕГО: | 2 | 6 | 91 | Экзамен (9 часов) |
Тематический план для студентов заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования (ускоренное обучение)
(трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;
108 часов, включая 9 часов на экзамен)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Общая характеристика конституционного права и конституции | 2,3 | 2 | 2 | 5 | Лекция: устный обзор проблематики, презентации «Виды конституций», «Этапы развития мирового конституционализма» и т.п. Семинар: опрос, дискуссия, конкурс, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
2. | Конституционно-правовой статус человека и гражданина | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к главе учебника и электронного тестирования | Тестирование |
3. | Конституционно-правовое регулирование общественного строя | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование |
4. | Формы правления и государственные режимы | 3 | - | 2 | 5 | Семинар: опрос, дискуссия, работа в малых группах | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
5. | Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
6. | Законодательная власть: парламент | 3 | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Тестирование | |
7. | Исполнительная власть: глава государства и правительство | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
8. | Судебная власть | 3 | - | 2 | 5 | Семинар: опрос, дискуссия, «кейс-стади» метод | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
9. | Территориальная организация публичной власти | 3 | - | - | 6 | Самопроверка посредством ответов на контрольные вопросы к гла-ве учебника и электронного тестирования | Устный опрос и/или тести-рование, и/или пись-менная контроль-ная ра-бота (по выбору препо-давате-ля) |
10. | Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
11. | Основы конституционного права США | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
12. | Основы конституционного права Франции | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
13. | Основы государственного права Германии | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
14. | Основы государственного права Китая | 3 | - | - | 8 | Самопроверка посредством ответов на вопросы главы учебника и электронного тестирования | Тестирование |
ВСЕГО: | 2 | 6 | 91 |
5.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.