Обработка и интерпретация результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

X = (АХ : А) х 100; С = (АС : А) х 100; Ф = (АФ : А) х 100; М = (АМ : А) х 100,

где X, С, Ф, М -- типы темперамента; АХ, АС, АФ, АМ -- число положительных ответов по карточкам;

А -- общее число положительных ответов по 4 карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид: Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.

Это значит, что данный темперамент на 35 % -- холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % -- флегматический и на 21 % -- меланхолический.

Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

 

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики личности школьника

 

1. Характеристика личности должна быть составлена на основе психологических фактов, полученных студентом в процессе психологического исследования личности обучаемого (решения поставленных задач исследования, анализа информации из классного журнала, а также психологического наблюдения за респондентом во время учебных занятий, классных и общешкольных мероприятиях) и отражать целостность личности школьника. Анализ психологических особенностей личности необходимо осуществлять с учетом единства основных проявлений личности: направленности ее активности, отношения к труду и учению.

2. Для получения основного фактического материала необходимо использовать методики, приведенные в этой книге. Характеристика должна содержать выводы и педагогические рекомендации о развитии, обучении и воспитания школьника.

3. При написании характеристики рекомендуется в качестве ориентировочной основы использовать «Примерную схему изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристик». Рекомендуется представлять данные в виде таблиц, графиков, выдержек из протоколов исследования.

 

Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической

Характеристики

I. Общие данные:

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к учащемуся в семье. Правильность основной линии семейного воспитания. Наиболее существенные факты из биографии, повлиявшие на его развитие.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции класса)

2. Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен ли к ним, дорожит ли мнением класса, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли и уважает ли их).

III. Направленность личности учащегося:

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ей занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Учебные интересы и предпочтения отдельных учебных дисциплин. Как проявляются и удовлетворяются интересы. Глубина и устойчивость интересов. Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

2. Каковы социальные установки и ценностные ориентации?

I V . Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний, умений и навыков учебной деятельности.

2. Кругозор и начитанность (какие книги читает, смотрит телепередачи и кинофильмы), обращение к имеющимся знаниям.

3. Развитие речи (запас слов, образность и эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4. Интерес к занятиям и отношение к учителю (с интересом ли учиться, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметкам, к похвалам или порицаниям учителя и родителей, каковы основные мотивы учебной деятельности).

5. Познавательные процессы:

а) особенности внимания (степень развития произвольного и непроизвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению внимания, что именно вызывает внимание и невнимательность);

б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления, умение увидеть проблему, умение формулировать и проверять гипотезы;

в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какие приемы заучивания применяет, какова быстрота и прочность запоминания, легкость и точность воспроизведения, каковы индивидуальные особенности памяти, тип памяти);

г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

6. Старательность в учении

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать и оценивать свои учебные действия, составлять планы, конспекты и пр.)

V. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):

1. Отношение к труду (уважает или относиться к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенными навыками).

2.  Организованность и дисциплинированность в труде.

3. Какие виды труда предпочитает?

VI Дисциплинированность:

1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.)

3. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

4. Уровень воспитанности.

VII. Индивидуально-психологические особенности:

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

а) устойчивые черты направленности личности:

u по отношению к людям (чуткость, черствость, доброта, коллективизм),

u по отношению к учебе, труду (добросовестность, энтузиазм, находчивость),

u по отношению к самому себе (эгоизм зазнайство, скромность).

б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

2. Тип темперамента, выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?

4. Акцентуированные черты характера, тип характера.

5. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

6. О чем мечтает, что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников, начиная с VII класса)?

VIII Основные личностные качества и состояния учащегося.

1. Волевая саморегуляция поведения (настойчивость, самообладание, общий уровень саморегуляции).

2. Потребности в общении и достижении.

3. Функциональные состояния учащегося (самочувствие, активность, настроение).

4. Особенности познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в школе и дома.

IX. Общие психолого-педагогические выводы:

1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.)

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем и родителями, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

 

 

Пример написания психолого-педагогической характеристики личности учащегося

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

 

Кафедра психологии

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика личности учащейся 8 «А» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Курска



Петровой Анастасии Петровны

 

Работу выполнила:

студентка 41 группы

ФМФ Сидорова С.С.

 

Работу проверил:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии КГУ

 Иванов И.И.

 

 

Курск - 2011

Задачи изучения личности школьника:

1. Изучить ценностные ориентации личности школьника;

2. Изучить уровень развития потребности в достижениях;

3. Изучить уровень развития потребности в общении;

4. Изучить уровень волевой саморегуляции.

Определения ключевых понятий

Личность - человек, наделенный сознанием, способный включиться в социальные отношения и содействовать их прогрессу.

Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании индивида социальных ценностей на данном историческом этапе.

Социальные ценности – разделяемые в обществе непоколебимые убеждения в значимости, необходимости уважения и защиты исторически сложившихся духовных идей, идеалов, норм, целей и средств их достижения.

Лидерство (в малой группе) - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Воля – особая форма активности человека, предполагающая регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений. Воля предусматривает организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями

Тревожность – свойство личности приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях

Познавательная активность – стремление и способность личности полноценно осуществлять познавательную деятельность.

Эмоция (чувство) - отражение в мозгу живых существ их отношений к объектам, удовлетворяющим потребности или препятствующим этому удовлетворению, выражающихся в переживании.


Петрова Анастасия Петровна является обучающейся 8 «А» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Курска. Она родилась 15 июня 1993 года в городе Курск. Анастасия проживает в полной семье, состоящей из папы и мамы. Папа Анастасии работает индивидуальным предпринимателем. Мама работает бухгалтером в ООО «Нива +». Отношения в семье сложились хорошие, доброжелательные. Положение девочки в семье определяет как человека, которого понимают и уважают. Семейное воспитание основывается на взаимном доверии и понимании. Вследствие чего можно судить о правильности основной линии семейного воспитания.

В целом,  8 «А» в настоящее время обучается 25 человек: Алиев Артур, Булатникова Ирина, Бурцева Елена, Волобуев Александр, Гришин Алексей, Голубчин Сергей, Глухоедова Александра, Исмаилян Артур, Кабакова Валентина, Кастырина Яна, Касьянова Алина, Колгинов Константин, Курбатова Екатерина, Ладыженская Анна, Маркова Ксения, Медведев Иван, Новикова Люба, Павлов Александр, Прокопова Екатерина, Сопин Тимур, Петрова Анастасия, Строганова Татьяна, Турдолиев Павел, Форопонова Наталья, Шепелева Люба.

Данный класс является обычным школьным коллективом, что определяет общее развитие учащихся этого класса. Оно соответствует требованиям преподавательского состава.

В целом, успеваемость в классе можно оценить, как хорошую. Действительно неуспевающих учащихся в классе нет. В классе два отличника: Петрова Анастасия и Маркова Ксения. Кроме того, в классе имеются четырнадцать хорошистов, а девять человек успевают на «три». Однако из этих девяти человек только четыре ученика успевают с одной тройкой.

В классе имеются учащиеся, которые требуют к себе от преподавателя особого внимания. К ним можно отнести Глухоедова Александра (проблемы с дисциплиной), Турдолиева Павла (проблемы с дисциплиной, посещаемостью и успеваемостью) и Касьянову Алину (проблемы с дисциплиной, посещаемостью и успеваемостью).

В классе обучаются дети из двух педагогически неблагополучных семей, которым со стороны педагогов надо уделять особое внимание. Это семьи Турдолиева Павла и Касьяновой Алины. Из двадцати пяти семей учащихся класса шесть представляют собой неполные семьи, где дети растут без отца, а воспитанием детей занимается одна мать.

Ребята хорошо успевают по таким предметам как физическая культура, рисование, история, география, биология. По естественным предметам успеваемость ниже среднего, детям с трудом даются точные науки такие как алгебра, геометрия, физика. Также трудно учащимся класса дается английский язык. Однако есть такие обучающиеся, которые очень хорошо успевают по физике, алгебре и геометрии и интересуются постоянно этими предметами: Алиев Артур, Голубчин Сергей, Волобуев Саша, Колгинов Костя, Маркова Ксения, Сарыгина Анастасия и Строганова Таня.

Этот класс хорошо воспитанный, что проявляется в взаимоотношениях школьников со сверстниками и учителями. Дети очень активные, посещают различные кружки: Булатникова и Бурцева, Сопин – хореографа, Волобуев – гитара, Глухоедова – виолончель, Павлов – балалайка, Кабакова - вокал, фортепьяно. В классе имеется много хорошо поющих детей, которые объединены в ансамбль. Они принимают активное участие в художественной самодеятельности школы, а также выступали на городском конкурсе, где заняли второе место. Дети любознательны, стремятся узнать больше, чем им дают на уроках.

Коллектив 8 «А» класса имеет свои традиции: ежегодные мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню учителя (проводится день самоуправления), Новому году, Дню Святого Валентина, Дню Защитника Отечества, Женскому дню, Дню Победы.

Петрова Анастасия пользуется авторитетом в классе. Это отношение определяется независимостью взглядов, умением выражать свою точку зрения и аргументированно её обосновывать. Анастасия любит свой класс, дорожит мнением коллектива. Девочка имеет очень хорошие отношения с Марковой Ксенией, Строгановой Таней. Их дружба основывается на взаимопонимании, общих интересах, совместных школьных делах.

Конфликтов у Петровой Анастасии с товарищами по классу не было. В отношения с ребятами она умеет очень тактично обходить «острые углы». Своим положением в классном коллективе Анастасия довольна, следовательно, никакое другое положение не хотела бы занимать. Петрова Анастасия дорожит пребыванием в школе. Школа приветствует выражение своей точки зрения по разным, волнующим ребят вопросам. Анастасия ценит в школе те знания, которые она ей дает. По её мнению, со стороны учителей почти нет, так называемого, навязывания интересов, она также отмечает заинтересованность преподавательского состава в контактах со школьниками, отсутствие безразличия к делам класса. В связи с этим, она легко идет на контакт с учителями, очень общительна с ними. Считает учителей стоящими, важными, хорошими и приятными людьми.

Петрова Анастасия одинаково хорошо успевает по разным предметам. Она имеет только отличные оценки, что обусловлено обширным кругозором. Она очень хорошо умеет излагать свои мысли, благодаря большому словарному запасу. В общении со сверстниками и учителями Анастасия иногда бывает эмоциональной.

Петрова Анастасия учится с интересом. Особый интерес она проявляет к математике, геометрии, физике, физкультуре и истории. Она может оспаривать свою учебную отметку, но объективно принимает доводы учителя. Основным мотивом учебной деятельности считает своё естественное желание стать культурным и образованным человеком.

Особенностью Анастасии является большая степень сосредоточенности и устойчивость её внимания. Учебный материал усваивает с малыми трудностями, быстро, но старается осмыслить его в полной мере. У неё наблюдается высокий уровень развития преднамеренной и осмысленной памяти. Анастасия владеет навыками механического заучивания учебного материала, но намного быстрее запоминает осмысленную информацию и легко её воспроизводит. Индивидуальной особенностью Насти является очень хорошая визуальная память. Она мыслит оперативно, самостоятельно делает правильные выводы, находит пути решения.

Настя очень организованна, строго соблюдает режим дня, даже делает утреннюю зарядку. Когда на улице хорошая погода и в связи с тем, что занятия в школе проходят во вторую смену (начинаются в 13 часов) она утром делает пробежку. Поэтому день у нее строго распланирован. По ее словам это тяжело, но она уже привыкла не может сидеть без дела. Петрова Анастасия имеет богатое воссоздающее и творческое воображение, которое проявляется в различных видах деятельности.

Настя ответственно относится к трудовой деятельности. Она доводит до конца любое начатое дело. Обладает неплохими кулинарными способностями. В труде её привлекает как результат, так и процесс. Петрова Анастасия привыкла к длительным трудовым усилиям.

Она интересует современной музыкой и танцами. В свободное от учебы время любит читать. Особенно очень любит читать стихи Есенина, Ахматовой, Цветаевой. Смотрит телепередачи, такие как «Вокруг света», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Сам себе режиссер», новости. Но особый интерес проявляет к спорту (легкой атлетике), имеет 2-й юношеский разряд.

Идеалом в жизни Анастасии является её отец. Хочет быть такой же как он. Она перенимает хорошие качества у него и у мамы, и устраняет недостатки у себя.

Мечта у Насти – закончить школу и войти во взрослую жизнь с большим багажом знаний. По возможности она хотела бы связать свою жизнь со спортом. Но больше всего она хотела бы стать бухгалтером или учителем физики и математики. Поэтому она уже сейчас очень много занимается по этим предметам. Анастасия стремится получить побольше новых и интересных знаний. Любит самостоятельно решать усложненные задания по математике и физике в свободное время. Не раз принимала участие в олимпиадах разного уровня. Очень часто дополнительно занимается с учителем математики во внеурочное время: задает педагогу вопросы по интересующим ее задачам.

На уроки никогда не опаздывала, постоянно приходит во время или даже раньше, чтобы позаниматься с учителем физики или математики. Требования взрослых выполняет охотно. На перерывах ведет себя спокойно, дисциплинированно.

Ярко выраженными чертами характера девушки являются такие волевые качества, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость. Это, безусловно, помогает ей идти к своей жизненной цели. По отношению к людям она доброжелательна и внимательна, что является одной из больших положительных черт характера Анастасии. Она умеет сопереживать и сочувствовать людям, относится к ним с особой добротой и чуткостью.

К учебе Анастасия относится добросовестно. Постоянно выполняет домашние задания, никогда не приходила не подготовленной в школу. По отношению к себе она скромна.

Одной из особенностей внешнего проявления темперамента Насти является её общительность. Преобладающее настроение – веселое, но если возникают неприятные ситуации, то оно может поменяться. Она ставит перед собой цели, у неё присутствует потребность в достижении и общении, что можно увидеть по результатам соответствующих тестов. У нее аффективный тип характера.

Анастасия чувствует себя уверенно на уроках в школе и обычно в жизни. Она считает себя уравновешенным, энергичным и любознательным человеком. Девушка практически не испытывает личностные и ситуативные негативные эмоциональные переживания (низкий уровень развития показателей), обладает средним уровнем развития личностной и ситуативной тревожности (см. приложение 1).

По методике «Ценностные ориентации» М Рокича наиболее важным для Петровой Анастасии в настоящий момент являются такие жизненные ориентиры как здоровье, уверенность в себе, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, материальная обеспеченность, свобода и независимость в поступках и суждениях, хорошие и верные друзья.

Кроме этого представляются для неё важными такие цели в жизни, как познание, любовь, интересная работа, творчество, счастливая семейная жизнь. Настя считает, что в её жизни могут присутствовать, а могут и отсутствовать следующие цели жизни: общественное признание, красота, равенство и удовольствие. Вместе с этим, по её мнению не стоит жить ради равенства, творчества, удовольствия и активной деятельной жизни.

Что же касается инструментальных ценностей, то для Анастасии наиболее важными являются такие качества личности, как жизнерадостность, чувство юмора, воспитанность, хорошие манеры, вежливость, ответственность, образованность, терпимость, честность. Также для нее немало важными являются самоконтроль, твердая воля, высокие запросы, эффективность в делах. К числу незначимых качеств личности она отнесла широту взглядов, исполнительность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, чуткость, рационализм.

Таким образом, в ходе проделанной мною работы по изучению личности Петровой Анастасии я установила, что достоинства ее – это, прежде всего, большое чувство ответственности, воспитанность, честность.

В результате исследования я выяснила, что преобладающим стилем лидерства у Петровой Анастасии является демократический. Он хорош в зависимости от обстановки. Кроме того, у Анастасии сильнее выражен коммуникативный компонент этого стиля, а слабее - поведенческий и деятельностный компоненты. Преобладающий тип лидерства – аффективный. В ситуации конфликта Анастасия предпочитает такие формы поведения как сотрудничество и компромисс, что очень хорошо. Что касается способности сознательно управлять собственными действиями и состояниями, то для Анастасии характерен высокий уровень развития настойчивости и самообладания и высокий общий индекс ВСК. Познавательная активность, как личностное свойство и ситуативное качество, характеризуется высоким уровнем развития.

Что касается уровня развития у нее потребности в достижениях, то этот показатель характеризуется высоким уровнем развития. Уровень развития потребности в общении у Петровой Анастасии также высокий.

Дальнейшая работа с Анастасией должна основываться на дальнейшем развитии таких психических процессов как внимание, память, воображение. Для развития внимания можно применять упражнение «Муха». Для него требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем три на три и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Для развития памяти можно применять упражнение «Путанка». Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

Для развития же воображения можно применять прием, который заключается в том, что кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения.

Я считаю, что учитель, осуществляющий дальнейшую учебно-воспитательную работу с ней должен внести коррективы в психолого-педагогические задачи. Ему необходимо более внимательно относиться к Анастасии Петровой, предоставлять более широкое поле для реализации её возможностей.
Приложение 1



Сводный бланк ответов

Номера вопросов

Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.