Личность в психологии: основные свойства и базовые понятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность - человек, наделенный сознанием, способный включиться в социальные отношения и содействовать их прогрессу.

Гипотетически можно выделить следующий комплекс «ключевых» свойств личности, которые можно принять за критерии оценки:

· Активность личности как способность школьника реализовывать свою преобразующую позицию в общении, учебе, творчестве. Показатели активности: лидерство, инициативность, успешность деятельности, готовность взять на себя повышенную ответственность. Методики: опросник ВСК, опросник Ч. Спилбергера, социометрия[4].

· Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов. Показатели: мотивы, интересы, ценности, убеждения, установки. Методики: «мотивация учения», методика «Значимость различных сфер жизнедеятельности», методика Е.Б. Фанталовой, методика М. Рокича.

· Социальный опыт как уровень образованности и воспитанности школьника, степень приобщения его к культурной жизни и его позиция: лидер - ведомый, активный - пассивный и т.п.

· Самосознание личности школьника как процесс становления «Я – образа» («Я – концепции»). Показатели: самооценка, уровень притязаний. Методики: шкала самооценки личности.

· Функциональное состояние - самооценка по показателям самочувствие, активность, настроение. Методика: САН.

· Интеллект - особенности познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, воображения. Методика: ШТУР.

· Умственная работоспособность - способность индивида выполнять умственные операции. Методика: тест Э. Крепелина.

· Индивидуально-психологические особенности - свойства и специфика темперамента, характера и способностей. Методики: тест Г. Айзенка, тест К. Леонгардта.



Примерные задачи изучения личности школьника в рамках оперативной диагностики

Задача 1.

Изучить ценностные оиентации личности относительно основных видов деятельности школьника.

Задача 2.

Определить уровень развития волевых качеств школьника.

Задача 3.

Определить уровень развития потребности в общении учащегося.

Задача 4.

Определить уровень развития потребности в достижениях школьника.

Задача 5.

Выявить структуру и иерархию мотивов учебной деятельности школьника.

Задача 6.

Изучить самооценку школьника.

Задача 7.

Выявить преобладающий тип темперамента школьника.



Методика М. Рокича

(диагностика ценностных ориентаций)

 

Ниже приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк И и бланк Т), каждую из которых следует по 5-балльной системе. Оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для испытуемого.

 

Бланк T

Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1
1. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках  
2. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
3. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)  
4. Здоровье (физическое и психическое)  
5. Удовольствие (жизнь полна удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)  
6. Интересная работа  
7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
8. Свобода и независимость в поступках и действиях  
9. Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
10. Хорошие и верные друзья  
11. Познание (возможность своего образования, кругозора, интеллектуального развития)  
12. Счастливая семейная жизнь  
13. Творчество (возможность творческой деятельности)  
14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)  
15. Активная деятельная жизнь  
16. Равенство (братство, равные возможности для всех).  

 

Бланк И

Содержание качеств личности (как ценностей) Балл от 5 до 1
1. Высокие запросы (высокие притязания)
2. Чуткость, заботливость
3. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
4. Жизнерадостность (чувство юмора)
5. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
6. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
7. Исполнительность (дисциплинированность)
8. Непримиримость к недостаткам в себе и в других
9. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)
10.Честность (правдивость, искренность)
11.Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
12. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплинированность)
13. Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
14. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступая перед трудностями)
15. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманное решение)
16. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Обработка и интерпретация

1. Определение степени сформированности психологического механизма ЦО у учащихся (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр, является вариативность оценок. Если используются все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности механизма дифференциации). Если используются в основном 2 оценки, например,»4» и «5», механизм дифференциации находится на начальной стадии развития. Использование только одной оценки или затруднение с оценкой вообще позволяет говорить о несформированности механизма дифференциации. Т.о. на основании этих показателей можно выделить 3 группы: 1)со сформированной дифференциацией структуры ЦО; 2) с дифференциацией структуры ЦО, которая лишь начинает формироваться; 3) с еще несложившейся дифференциацией структуры ЦО.

2. При анализе данных следует учитывать, что для старшего подросткового и младшего юношеского возраста характерна более дробная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку по этому параметру следует вести, прежде всего, по результатам ранжирования терминальных ценностей.

3. Содержательная сторона иерархии структуры ЦО определяется по величине ранга, полученной той или иной ценностью. Из анализа содержательной стороны исключаются испытуемые, у которых отсутствует механизм дифференциации ценностей.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.