Российское психологическое общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российское психологическое общество

Курское региональное отделение

Федерация психологов образование

Курское региональное отделение

Министерство образования и науки Российской федерации

Курский государственный университет

 

С.В. Сарычев

И.Н. Логвинов

педпрактика в школе: ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Методическое пособие

для учителей и студентов педагогических
специальностей университетов

 

 


Курск

2011

 


     ББК 88. 5

     УДК 30 08 15

88.5 С 26 С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов Педпрактика в школе: изучение личности школьника. Методическое пособие для учителей и студентов педагогических специальностей университетов. – Курск, 2011. – 60 с.

 

Редактор:

Кандидат психологических наук, доцент С. Г. Елизаров


Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Л. Лобков

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Иванова

 

 

В методическом пособии предложена технология психологической диагностики и составления психологической характеристики личности младших школьников, подростков и старшеклассников в организациях образования в период прохождения студентами педагогической практики. При разработке методического пособия авторы опирались на «Методический блок кафедры психологии Курского государственного университета».

Пособие адресовано студентам четвертого курсов педагогических специальностей университета, проходящим педагогическую практику в школе. Оно может быть полезно и студентам младших курсов, изучающим возрастную и педагогическую психологию, учителям средних школ, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений.

 

© - Сарычев С.В., .Логвинов И.Н., 2011

© - компьютерная верстка, дизайн Сарычев С.В., 2011

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

введение................................................................................................................... 4

логика и методы изучения личности школьника............. 6

СМЕТОДИКА М. РОКИЧА (диагностика ценностных ориентаций) 9

ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ (опросник ВСК). 10

Опросник ПД (потребность в достижениях)............................ 13

Опросник ПО (потребность в общении)........................................ 15

Методика по исследованию мотивации учебной деятельности                                                                                        

Методика Дембо - Рубинштейна (диагностика самооценки)

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики личности школьника ……………………………..16

определение преобладающего типа темперамента                 

Пример психолого-педагогической характеристики личности школьника............................... Ошибка! Закладка не определена.

Библиография................................................................................................... 33

 



Введение

Формирование личности является одной из наиболее актуальных проблем для современной российской школы. Осуществление воспитания и обучения требует не только знания основных теоретических положений психологии о закономерностях и механизмах развития психики ребенка и формирования его личности, но и выдвигает проблему практического использования психологии для решения комплексных задач психологической диагностики, консультации, экспертизы и коррекции в учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги, администрация школы должны иметь адекватное представление о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса, о потенциальных возможностях его субъектов, должны овладеть технологиями реализации фундаментальных знаний, рабочих понятий и методического инструментария в целях практического педагогического воздействия на личность и коллектив воспитанников. Личность как субъект реальных отношений с общностями, в которые она включена, выходит за рамки некоего замкнутого пространства внутри органического тела индивида и обнаруживает себя в пространстве межиндивидуальных отношений. И не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически - группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности.

Учитель должен постоянно помнить о том, что ребенок не пассивный объект манипулирования, а, напротив, активный, наделенный творческим потенциалом субъект воспитательного процесса, являющийся активным участником и соавтором процессов воспитания и обучения. В ходе развития и формирования личности создаются не только знания, умения, навыки и привычки, но и собственно потенциал развития психики - обучаемость, воспитуемость и способности[1]. Положения, представленные выше, требуют осуществления индивидуального подхода к учащимся, т.е. учета их дифференциально-психологических особенностей (когнитивных процессов, способностей, характера, темперамента и т.п.). Однако, нельзя забывать, что индивидуальный подход - лишь частный аспект личностного подхода, строящегося на изучении соотношения внутренних и внешних условий и обстоятельств развития личности, включения личности в систему отношений со сверстниками, взрослыми и учителями. Обучение и воспитание ребенка тесно связаны с развитием личности. Для ребенка нет ничего естественнее, чем развиваться, развиваться, становиться тем, что он есть в процессе обучения и воспитания. Необходимо практическое воплощение принципа единства воспитания, обучения и психологического познания детей[2].

В этой работе мы попытались решить указанные проблемы на операциональном, технологическом уровне. Основное внимание уделено обеспечению связи теоретических, методических и прикладных аспектов деятельности учителя и школьного психолога.

Логическая схема книги включает следующие основные этапы практического применения психологического знания для решения проблем личности в условиях школы:

o анализ ситуации;

o изучение личности;

o внедрения психологической информации в учебно-воспитательный процесс;

o определение способов педагогического воздействия на личность (коллектив) с целью коррекции.

Работа подготовлена коллективом сотрудников кафедры психологии Курского государственного университета на основе пятнадцатилетнего опыта подготовки практических психологов для системы образования и осуществления научно-методического руководства психологической службой в системе образования Курской области. Большинство из включенных в книгу рабочих понятий, критериев диагностики личности и группы, методический инструментарий, рекомендации базируются на традициях курской социально-психологической школы Л.И. Уманского - А.С. Чернышева и в значительной мере проверены на практике и скорректированы в соответствии с ней.


 


Примерные задачи изучения личности школьника в рамках оперативной диагностики

Задача 1.

Изучить ценностные оиентации личности относительно основных видов деятельности школьника.

Задача 2.

Определить уровень развития волевых качеств школьника.

Задача 3.

Определить уровень развития потребности в общении учащегося.

Задача 4.

Определить уровень развития потребности в достижениях школьника.

Задача 5.

Выявить структуру и иерархию мотивов учебной деятельности школьника.

Задача 6.

Изучить самооценку школьника.

Задача 7.

Выявить преобладающий тип темперамента школьника.



Методика М. Рокича

(диагностика ценностных ориентаций)

 

Ниже приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк И и бланк Т), каждую из которых следует по 5-балльной системе. Оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для испытуемого.

 

Бланк T

Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1
1. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках  
2. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
3. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)  
4. Здоровье (физическое и психическое)  
5. Удовольствие (жизнь полна удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)  
6. Интересная работа  
7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
8. Свобода и независимость в поступках и действиях  
9. Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
10. Хорошие и верные друзья  
11. Познание (возможность своего образования, кругозора, интеллектуального развития)  
12. Счастливая семейная жизнь  
13. Творчество (возможность творческой деятельности)  
14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)  
15. Активная деятельная жизнь  
16. Равенство (братство, равные возможности для всех).  

 

Бланк И

Содержание качеств личности (как ценностей) Балл от 5 до 1
1. Высокие запросы (высокие притязания)
2. Чуткость, заботливость
3. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
4. Жизнерадостность (чувство юмора)
5. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
6. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
7. Исполнительность (дисциплинированность)
8. Непримиримость к недостаткам в себе и в других
9. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)
10.Честность (правдивость, искренность)
11.Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
12. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплинированность)
13. Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
14. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступая перед трудностями)
15. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманное решение)
16. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Обработка и интерпретация

1. Определение степени сформированности психологического механизма ЦО у учащихся (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр, является вариативность оценок. Если используются все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности механизма дифференциации). Если используются в основном 2 оценки, например,»4» и «5», механизм дифференциации находится на начальной стадии развития. Использование только одной оценки или затруднение с оценкой вообще позволяет говорить о несформированности механизма дифференциации. Т.о. на основании этих показателей можно выделить 3 группы: 1)со сформированной дифференциацией структуры ЦО; 2) с дифференциацией структуры ЦО, которая лишь начинает формироваться; 3) с еще несложившейся дифференциацией структуры ЦО.

2. При анализе данных следует учитывать, что для старшего подросткового и младшего юношеского возраста характерна более дробная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку по этому параметру следует вести, прежде всего, по результатам ранжирования терминальных ценностей.

3. Содержательная сторона иерархии структуры ЦО определяется по величине ранга, полученной той или иной ценностью. Из анализа содержательной стороны исключаются испытуемые, у которых отсутствует механизм дифференциации ценностей.

Текст опросника ВСК

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело. (-В, -Н)

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией. (+В, +Н)

3. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева. (+В, +С)

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля. (+В, +С)

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы. (+В, +Н, -С)

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль. (-В, -Н)

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить. (+В, +С)

8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме. (+В, +Н)

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами (-В, -Н)

11. Считаю себя терпеливым человеком. (+В, +Н)

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач. (-В, -Н, -С)

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему. (-В, -С)

15. при необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку. (-В, -Н, -С)

17. Считаю себя решительным человеком. (+В, +Н)

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие (+В, +Н)

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице

20. Испортить мне настроение не так-то просто. (+В, +Н)

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться. (-В, -С)

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим. (-В, -Н)

23. Переспорить меня не трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести дело до конца. (+В, +Н, +С)

25. Меня легко отвлечь от дел. (-В, -Н)

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. (+В, +Н, +С)

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации (-В, -С)

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. (-В, -С)

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед моим носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта (-В, -С)

Опросник ПД

(потребность в достижениях)

Инструкция:

В анкете содержатся 22 утверждения, которые позволят вам уточнить ваши мнения, интересы и то, как вы оцениваете себя. Если вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. Заполняя анкету, имейте в виду, что утверждения коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте времени на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление, свободно выражайте свое мнение.

Текст опросника ПД

1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

1О. Мои родители считали меня ленивым ребенком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролировали меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка

Подсчитывается количество баллов, полученных каждым отвечавшим по следующему «ключу»: 1 балл за ответ «да» на утверждения: 2, 5, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; 1 балл за ответ «нет» на утверждения: 1, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20. Сумма баллов говорит об уровне потребности в достижениях (после сравнения ее с оценочной шкалой, которая приводится ниже).

Таблица 5

Нормы по показателю ПД

   

Результаты

Возраст Пол Низкие Ниже среднего средние выше среднего Высокие
8 – 9 класс М 0 - 7 8 - 9 10 - 12 13 - 14 15 – 22
8 – 9 класс Ж 0 - 6 7 - 8 9 - 12 13 - 15 16 – 22
10 -11 класс М 0 - 6 7 - 8 9 - 13 14 - 15 16 – 22
10 -11 класс Ж 0 - 6 7 - 8 9 - 13 14 - 15 16 – 22

Опросник ПО

 (потребность в общении)

Инструкция

В анкете содержатся 33 утверждения, которые позволят вам уточнить ваши мнения, интересы и то, как вы оцениваете себя. Если вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. Заполняя анкету, имейте в виду, что утверждения коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте времени на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову.

Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет».

Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление, свободно выражайте свое мнение.

Текст опросника ПО

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

7. Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9. Мои друзья мне основательно надоели.

10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.

11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям.

12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20. Мне жалко бездомных собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.

22. Я люблю бывать среди людей.

23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.

24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о других людях, чем суждениям о них со стороны других людей.

27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.

31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.

32. В детстве я входил в компанию, которая держалась всегда вместе.

33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка

1 балл за ответ «да» на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 33; 1 балл за ответ «нет» на утверждения 3, 4, 5, 6, 9, 10, 16, 25, 27, 29, 30. Результаты суммируются. Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой.

Таблица 6

Нормы по показателю ПО

   

Результаты

Возраст Пол Низкие Ниже среднего Средние выше среднего Высокие
8 – 9 класс М 0 - 11 12 – 15 16 - 23 24 - 27 28 – 33
8 – 9 класс Ж 0 - 13 14 – 16 17 - 23 24 - 27 28 – 33
10-11 класс М 0 - 11 12 – 14 15 - 22 23 - 26 24 – 33
10-11 класс Ж 0 - 13 14 – 17 18 - 24 25 - 28 29 – 33

 

Тестовый материал

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Хочу окончить школу и учиться дальше.

4. Хочу быть культурным и развитым человеком.

5. Хочу получать хорошие отметки.

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9. Хочу быть лучшим учеником в классе.

10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12. Не хочу получать плохие отметки.

13. Люблю узнавать новое.

14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15. Люблю думать, рассуждать на уроке.

16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю все новое и необычное.

21. Хочу учиться только на «4» и «5».

22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

 

Ключ к тесту.

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста. При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 

Методика определения самооценки

(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

 

Инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

 

                     1. Самые здоровые.                                   1. Самые умные

                   2. Очень здоровые                                     2. Очень умные

                 3. Здоровые                                                3. Умные

                 4. Более или менее здоровые.               4. Более, менее умные

               5. Среднего здоровья                            5. Среднего ума

              6. Более или менее больные                 6. Более, менее неумные

            7. Больные                                              7. Неумные

           8. Очень больные                                  8. Глупые

          9. Самые больные                                9. Самые глупые

 

               1. С прекрасным характером               1. Чрезмерно счастливы

             2. С хорошим характером                     2. Очень счастливы

            3. С более или менее хорошим            3. Счастливы

                     характером 

           4. С неплохим характером              4. Более или менее счастливы

          5. С обычным характером              5. Не очень счастливы

         6. С неважным характером            6. Мало счастливы

        7. С плохим характером                 7. Несчастливы

       8. С очень плохим характером      8. Очень несчастливы

      9. С тяжелым характером              9. Самые несчастные

 

III

 

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого дела до конца.

9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легкое сдерживание порывов.

12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношениях со всеми.

17. Аккуратность и порядок во всем.

18. Трудное приспособление к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение с новыми людьми.

 

IV

1. Стеснительность и застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои силы.

5. Легкое перенесение одиночества.

6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольное приспособление к характеру собеседника.

11. Впечатлительность до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и робость.

19. Безропотность и покорность.

20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

 

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики личности школьника

 

1. Характеристика личности должна быть составлена на основе психологических фактов, полученных студентом в процессе психологического исследования личности обучаемого (решения поставленных задач исследования, анализа информации из классного журнала, а также психологического наблюдения за респондентом во время учебных занятий, классных и общешкольных мероприятиях) и отражать целостность личности школьника. Анализ психологических особенностей личности необходимо осуществлять с учетом единства основных проявлений личности: направленности ее активности, отношения к труду и учению.

2. Для получения основного фактического материала необходимо использовать методики, приведенные в этой книге. Характеристика должна содержать выводы и педагогические рекомендации о развитии, обучении и воспитания школьника.

3. При написании характеристики рекомендуется в качестве ориентировочной основы использовать «Примерную схему изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристик». Рекомендуется представлять данные в виде таблиц, графиков, выдержек из протоколов исследования.

 

Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической

Характеристики

I. Общие данные:

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к учащемуся в семье. Правильность основной линии семейного воспитания. Наиболее существенные факты из биографии, повлиявшие на его развитие.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции класса)

2. Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен ли к ним, дорожит ли мнением класса, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли и уважает ли их).

III. Направленность личности учащегося:

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ей занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Учебные интересы и предпочтения отдельных учебных дисциплин. Как проявляются и удовлетворяются интересы. Глубина и устойчивость интересов. Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

2. Каковы социальные установки и ценностные ориентации?

I V . Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний, умений и навыков учебной деятельности.

2. Кругозор и начитанность (какие книги читает, смотрит телепередачи и кинофильмы), обращение к имеющимся знаниям.

3. Развитие речи (запас слов, образность и эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4. Интерес к занятиям и отношение к учителю (с интересом ли учиться, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметкам, к похвалам или порицаниям учителя и родителей, каковы основные мотивы учебной деятельности).

5. Познавательные процессы:

а) особенности внимания (степень развития произвольного и непроизвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению внимания, что именно вызывает внимание и невнимательность);

б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления, умение увидеть проблему, умение формулировать и проверять гипотезы;

в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какие приемы заучивания применяет, какова быстрота и прочность запоминания, легкость и точность воспроизведения, каковы индивидуальные особенности памяти, тип памяти);

г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

6. Старательность в учении

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать и оценивать свои учебные действия, составлять планы, конспекты и пр.)

V. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):

1. Отношение к труду (уважает или относиться к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенными навыками).

2.  Организованность и дисциплинированность в труде.

3. Какие виды труда предпочитает?

VI Дисциплинированность:

1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.)

3. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

4. Уровень воспитанности.

VII. Индивидуально-психологические особенности:

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

а) устойчивые черты направленности личности:

u по отношению к людям (чуткость, черствость, доброта, коллективизм),

u по отношению к учебе, труду (добросовестность, энтузиазм, находчивость),

u по отношению к самому себе (эгоизм зазнайство, скромность).

б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

2. Тип темперамента, выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?

4. Акцентуированные черты характера, тип характера.

5. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

6. О чем мечтает, что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников, начиная с VII класса)?

VIII Основные личностные качества и состояния учащегося.

1. Волевая саморегуляция поведения (настойчивость, самообладание, общий уровень саморегуляции).

2. Потребности в общении и достижении.

3. Функциональные состояния учащегося (самочувствие, активность, настроение).

4. Особенности познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в школе и дома.

IX. Общие психолого-педагогические выводы:

1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.)

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем и родителями, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

 

 

Пример написания психолого-педагогической характеристики личности учащегося

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

 

Кафедра психологии

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика личности учащейся 8 «А» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Курска



Петровой Анастасии Петровны

 

Работу выполнила:

студентка 41 группы

ФМФ Сидорова С.С.

 

Работу проверил:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии КГУ

 Иванов И.И.

 

 

Курск - 2011

Задачи изучения личности школьника:

1. Изучить ценностные ориентации личности школьника;

2. Изучить уровень развития потребности в достижениях;

3. Изучить уровень развития потребности в общении;

4. Изучить уровень волевой саморегуляции.

Определения ключевых понятий

Личность - человек, наделенный сознанием, способный включиться в социальные отношения и содействовать их прогрессу.

Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании индивида социальных ценностей на данном историческом этапе.

Социальные ценности – разделяемые в обществе непоколебимые убеждения в значимости, необходимости уважения и защиты исторически сложившихся духовных идей, идеалов, норм, целей и средств их достижения.

Лидерство (в малой группе) - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Воля – особая форма активности человека, предполагающая регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений. Воля предусматривает организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями

Тревожность – свойство личности приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях

Познавательная активность – стремление и способность личности полноценно осуществлять познавательную деятельность.

Эмоция (чувство) - отражение в мозгу живых существ их отношений к объектам, удовлетворяющим потребности или препятствующим этому удовлетворению, выражающихся в переживании.


Петрова Анастасия Петровна является обучающейся 8 «А» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Курска. Она родилась 15 июня 1993 года в городе Курск. Анастасия проживает в полной семье, состоящей из папы и мамы. Папа Анастасии работает индивидуальным предпринимателем. Мама работает бухгалтером в ООО «Нива +». Отношения в семье сложились хорошие, доброжелательные. Положение девочки в семье определяет как человека, которого понимают и уважают. Семейное воспитание основывается на взаимном доверии и понимании. Вследствие чего можно судить о правильности основной линии семейного воспитания.

В целом,  8 «А» в настоящее время обучается 25 человек: Алиев Артур, Булатникова Ирина, Бурцева Елена, Волобуев Александр, Гришин Алексей, Голубчин Сергей, Глухоедова Александра, Исмаилян Артур, Кабакова Валентина, Кастырина Яна, Касьянова Алина, Колгинов Константин, Курбатова Екатерина, Ладыженская Анна, Маркова Ксения, Медведев Иван, Новикова Люба, Павлов Александр, Прокопова Екатерина, Сопин Тимур, Петрова Анастасия, Строганова Татьяна, Турдолиев Павел, Форопонова Наталья, Шепелева Люба.

Данный класс является обычным школьным коллективом, что определяет общее развитие учащихся этого класса. Оно соответствует требованиям преподавательского состава.

В целом, успеваемость в классе можно оценить, как хорошую. Действительно неуспевающих учащихся в классе нет. В классе два отличника: Петрова Анастасия и Маркова Ксения. Кроме того, в классе имеются четырнадцать хорошистов, а девять человек успевают на «три». Однако из этих девяти человек только четыре ученика успевают с одной тройкой.

В классе имеются учащиеся, которые требуют к себе от преподавателя особого внимания. К ним можно отнести Глухоедова Александра (проблемы с дисциплиной), Турдолиева Павла (проблемы с дисциплиной, посещаемостью и успеваемостью) и Касьянову Алину (проблемы с дисциплиной, посещаемостью и успеваемостью).

В классе обучаются дети из двух педагогически неблагополучных семей, которым со стороны педагогов надо уделять особое внимание. Это семьи Турдолиева Павла и Касьяновой Алины. Из двадцати пяти семей учащихся класса шесть представляют собой неполные семьи, где дети растут без отца, а воспитанием детей занимается одна мать.

Ребята хорошо успевают по таким предметам как физическая культура, рисование, история, география, биология. По естественным предметам успеваемость ниже среднего, детям с трудом даются точные науки такие как алгебра, геометрия, физика. Также трудно учащимся класса дается английский язык. Однако есть такие обучающиеся, которые очень хорошо успевают по физике, алгебре и геометрии и интересуются постоянно этими предметами: Алиев Артур, Голубчин Сергей, Волобуев Саша, Колгинов Костя, Маркова Ксения, Сарыгина Анастасия и Строганова Таня.

Этот класс хорошо воспитанный, что проявляется в взаимоотношениях школьников со сверстниками и учителями. Дети очень активные, посещают различные кружки: Булатникова и Бурцева, Сопин – хореографа, Волобуев – гитара, Глухоедова – виолончель, Павлов – балалайка, Кабакова - вокал, фортепьяно. В классе имеется много хорошо поющих детей, которые объединены в ансамбль. Они принимают активное участие в художественной самодеятельности школы, а также выступали на городском конкурсе, где заняли второе место. Дети любознательны, стремятся узнать больше, чем им дают на уроках.

Коллектив 8 «А» класса имеет свои традиции: ежегодные мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню учителя (проводится день самоуправления), Новому году, Дню Святого Валентина, Дню Защитника Отечества, Женскому дню, Дню Победы.

Петрова Анастасия пользуется авторитетом в классе. Это отношение определяется независимостью взглядов, умением выражать свою точку зрения и аргументированно её обосновывать. Анастасия любит свой класс, дорожит мнением коллектива. Девочка имеет очень хорошие отношения с Марковой Ксенией, Строгановой Таней. Их дружба основывается на взаимопонимании, общих интересах, совместных школьных делах.

Конфликтов у Петровой Анастасии с товарищами по классу не было. В отношения с ребятами она умеет очень тактично обходить «острые углы». Своим положением в классном коллективе Анастасия довольна, следовательно, никакое другое положение не хотела бы занимать. Петрова Анастасия дорожит пребыванием в школе. Школа приветствует выражение своей точки зрения по разным, волнующим ребят вопросам. Анастасия ценит в школе те знания, которые она ей дает. По её мнению, со стороны учителей почти нет, так называемого, навязывания интересов, она также отмечает заинтересованность преподавательского состава в контактах со школьниками, отсутствие безразличия к делам класса. В связи с этим, она легко идет на контакт с учителями, очень общительна с ними. Считает учителей стоящими, важными, хорошими и приятными людьми.

Петрова Анастасия одинаково хорошо успевает по разным предметам. Она имеет только отличные оценки, что обусловлено обширным кругозором. Она очень хорошо умеет излагать свои мысли, благодаря большому словарному запасу. В общении со сверстниками и учителями Анастасия иногда бывает эмоциональной.

Петрова Анастасия учится с интересом. Особый интерес она проявляет к математике, геометрии, физике, физкультуре и истории. Она может оспаривать свою учебную отметку, но объективно принимает доводы учителя. Основным мотивом учебной деятельности считает своё естественное желание стать культурным и образованным человеком.

Особенностью Анастасии является большая степень сосредоточенности и устойчивость её внимания. Учебный материал усваивает с малыми трудностями, быстро, но старается осмыслить его в полной мере. У неё наблюдается высокий уровень развития преднамеренной и осмысленной памяти. Анастасия владеет навыками механического заучивания учебного материала, но намного быстрее запоминает осмысленную информацию и легко её воспроизводит. Индивидуальной особенностью Насти является очень хорошая визуальная память. Она мыслит оперативно, самостоятельно делает правильные выводы, находит пути решения.

Настя очень организованна, строго соблюдает режим дня, даже делает утреннюю зарядку. Когда на улице хорошая погода и в связи с тем, что занятия в школе проходят во вторую смену (начинаются в 13 часов) она утром делает пробежку. Поэтому день у нее строго распланирован. По ее словам это тяжело, но она уже привыкла не может сидеть без дела. Петрова Анастасия имеет богатое воссоздающее и творческое воображение, которое проявляется в различных видах деятельности.

Настя ответственно относится к трудовой деятельности. Она доводит до конца любое начатое дело. Обладает неплохими кулинарными способностями. В труде её привлекает как результат, так и процесс. Петрова Анастасия привыкла к длительным трудовым усилиям.

Она интересует современной музыкой и танцами. В свободное от учебы время любит читать. Особенно очень любит читать стихи Есенина, Ахматовой, Цветаевой. Смотрит телепередачи, такие как «Вокруг света», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Сам себе режиссер», новости. Но особый интерес проявляет к спорту (легкой атлетике), имеет 2-й юношеский разряд.

Идеалом в жизни Анастасии является её отец. Хочет быть такой же как он. Она перенимает хорошие качества у него и у мамы, и устраняет недостатки у себя.

Мечта у Насти – закончить школу и войти во взрослую жизнь с большим багажом знаний. По возможности она хотела бы связать свою жизнь со спортом. Но больше всего она хотела бы стать бухгалтером или учителем физики и математики. Поэтому она уже сейчас очень много занимается по этим предметам. Анастасия стремится получить побольше новых и интересных знаний. Любит самостоятельно решать усложненные задания по математике и физике в свободное время. Не раз принимала участие в олимпиадах разного уровня. Очень часто дополнительно занимается с учителем математики во внеурочное время: задает педагогу вопросы по интересующим ее задачам.

На уроки никогда не опаздывала, постоянно приходит во время или даже раньше, чтобы позаниматься с учителем физики или математики. Требования взрослых выполняет охотно. На перерывах ведет себя спокойно, дисциплинированно.

Ярко выраженными чертами характера девушки являются такие волевые качества, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость. Это, безусловно, помогает ей идти к своей жизненной цели. По отношению к людям она доброжелательна и внимательна, что является одной из больших положительных черт характера Анастасии. Она умеет сопереживать и сочувствовать людям, относится к ним с особой добротой и чуткостью.

К учебе Анастасия относится добросовестно. Постоянно выполняет домашние задания, никогда не приходила не подготовленной в школу. По отношению к себе она скромна.

Одной из особенностей внешнего проявления темперамента Насти является её общительность. Преобладающее настроение – веселое, но если возникают неприятные ситуации, то оно может поменяться. Она ставит перед собой цели, у неё присутствует потребность в достижении и общении, что можно увидеть по результатам соответствующих тестов. У нее аффективный тип характера.

Анастасия чувствует себя уверенно на уроках в школе и обычно в жизни. Она считает себя уравновешенным, энергичным и любознательным человеком. Девушка практически не испытывает личностные и ситуативные негативные эмоциональные переживания (низкий уровень развития показателей), обладает средним уровнем развития личностной и ситуативной тревожности (см. приложение 1).

По методике «Ценностные ориентации» М Рокича наиболее важным для Петровой Анастасии в настоящий момент являются такие жизненные ориентиры как здоровье, уверенность в себе, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, материальная обеспеченность, свобода и независимость в поступках и суждениях, хорошие и верные друзья.

Кроме этого представляются для неё важными такие цели в жизни, как познание, любовь, интересная работа, творчество, счастливая семейная жизнь. Настя считает, что в её жизни могут присутствовать, а могут и отсутствовать следующие цели жизни: общественное признание, красота, равенство и удовольствие. Вместе с этим, по её мнению не стоит жить ради равенства, творчества, удовольствия и активной деятельной жизни.

Что же касается инструментальных ценностей, то для Анастасии наиболее важными являются такие качества личности, как жизнерадостность, чувство юмора, воспитанность, хорошие манеры, вежливость, ответственность, образованность, терпимость, честность. Также для нее немало важными являются самоконтроль, твердая воля, высокие запросы, эффективность в делах. К числу незначимых качеств личности она отнесла широту взглядов, исполнительность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, чуткость, рационализм.

Таким образом, в ходе проделанной мною работы по изучению личности Петровой Анастасии я установила, что достоинства ее – это, прежде всего, большое чувство ответственности, воспитанность, честность.

В результате исследования я выяснила, что преобладающим стилем лидерства у Петровой Анастасии является демократический. Он хорош в зависимости от обстановки. Кроме того, у Анастасии сильнее выражен коммуникативный компонент этого стиля, а слабее - поведенческий и деятельностный компоненты. Преобладающий тип лидерства – аффективный. В ситуации конфликта Анастасия предпочитает такие формы поведения как сотрудничество и компромисс, что очень хорошо. Что касается способности сознательно управлять собственными действиями и состояниями, то для Анастасии характерен высокий уровень развития настойчивости и самообладания и высокий общий индекс ВСК. Познавательная активность, как личностное свойство и ситуативное качество, характеризуется высоким уровнем развития.

Что касается уровня развития у нее потребности в достижениях, то этот показатель характеризуется высоким уровнем развития. Уровень развития потребности в общении у Петровой Анастасии также высокий.

Дальнейшая работа с Анастасией должна основываться на дальнейшем развитии таких психических процессов как внимание, память, воображение. Для развития внимания можно применять упражнение «Муха». Для него требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем три на три и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Для развития памяти можно применять упражнение «Путанка». Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

Для развития же воображения можно применять прием, который заключается в том, что кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения.

Я считаю, что учитель, осуществляющий дальнейшую учебно-воспитательную работу с ней должен внести коррективы в психолого-педагогические задачи. Ему необходимо более внимательно относиться к Анастасии Петровой, предоставлять более широкое поле для реализации её возможностей.
Приложение 1



Сводный бланк ответов

Номера вопросов

Приложение 2

Опросник «Потребность в достижении» (ПД)

ПД = 13 баллов (выше среднего);

Опросник ВСК (волевой самоконтроль):

Общий индекс ВСК = 20 баллов (высокий);

Настойчивость = 13 баллов (высокая);

Самообладание = 11 баллов (высокое).

Библиография

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: «Наука», 1980. -334 с.

2. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. -1981. Т. 2. -№ 2. С. 8-18.

3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

4. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -188 с.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. –271 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. -464 с.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -128 с.

8. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой. – М.,1997.

9. Хьелл И., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: «Питер Пресс», 1997. –608 с.

10. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -187 с.

11. Чернышев А.С., Дымов Е.И., Корнев А.В., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Организация психологической службы в школе. - Галич, 1991. -125 с.

12. Чернышев А.С., Крикунов А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. - М.: «Просвещение», 1989. -107 с.

 


 

Сергей Васильевич Сарычев

Игорь Николаевич Логвинов

 

Педпрактика в школе: изучение личности школьника. Методическое пособие для учителей и студентов педагогических специальностей университетов.

 

Сдано в печать 12.01.11

Подписано в печать 15.01.11

формат 1/16

усл. п. л. 2, 65

Бумага писчая № 1

Тираж 100

Цена договорная

 


[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) // Ананьев Б.Г.: Избранные психологические труды: в 2-х тт. Т.2. -М., 1980. -С. 11.

[2] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. –С. 183.

[3] Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

[4] В данном издании ряд перечисленных методик не приводится.

[5] Локальные нормы, приведенные нами здесь и ниже, относятся к старшеклассникам Курска и Курской области.



Российское психологическое общество

Курское региональное отделение

Федерация психологов образование

Курское региональное отделение

Министерство образования и науки Российской федерации

Курский государственный университет

 

С.В. Сарычев

И.Н. Логвинов

педпрактика в школе: ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Методическое пособие

для учителей и студентов педагогических
специальностей университетов

 

 


Курск

2011

 


     ББК 88. 5

     УДК 30 08 15

88.5 С 26 С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов Педпрактика в школе: изучение личности школьника. Методическое пособие для учителей и студентов педагогических специальностей университетов. – Курск, 2011. – 60 с.

 

Редактор:

Кандидат психологических наук, доцент С. Г. Елизаров


Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Л. Лобков

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Иванова

 

 

В методическом пособии предложена технология психологической диагностики и составления психологической характеристики личности младших школьников, подростков и старшеклассников в организациях образования в период прохождения студентами педагогической практики. При разработке методического пособия авторы опирались на «Методический блок кафедры психологии Курского государственного университета».

Пособие адресовано студентам четвертого курсов педагогических специальностей университета, проходящим педагогическую практику в школе. Оно может быть полезно и студентам младших курсов, изучающим возрастную и педагогическую психологию, учителям средних школ, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений.

 

© - Сарычев С.В., .Логвинов И.Н., 2011

© - компьютерная верстка, дизайн Сарычев С.В., 2011

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

введение................................................................................................................... 4

логика и методы изучения личности школьника............. 6

СМЕТОДИКА М. РОКИЧА (диагностика ценностных ориентаций) 9

ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ (опросник ВСК). 10

Опросник ПД (потребность в достижениях)............................ 13

Опросник ПО (потребность в общении)........................................ 15

Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.