МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

             Посредством категории «социальная реальность» многообразие социальных явлений обретает единство, обусловленное как единой природой социального, так и непосредственно реализмом социальных явлений Социальная реальность как множественность является бытием отношений, а не вещей Специфика социальной реальности, заключается в том, что мы пребываем как бы внутри изучаемого объекта, вовлечены в социальную реальность в своей повседневной и профессиональной жизни.

             Мы говорили выше, что мир повседневной жизни, в котором мы рождены, является с самого начала интерсубъективным миром. Это означает, с одной стороны, что этот мир не лично мой, а общий для всех нас, и, с другой стороны, — что в этом мире существуют такие же, как я, люди, с которыми я связан разнообразными социальными отношениями. Социальные действия предполагают коммуникацию, а любая коммуникация обязательно опирается на акты рабочих операций.

Идея множественности представляется настолько очевидной, что для ее осмысления необходимо напрячь нашу способность к философскому удивлению. Но бытие личностей (индивидов, индивидуальностей) в социуме и бытие социума через личности наиболее существенно и интересно прежде всего потому, что оно дано нам непосредственно. Мы постигаем бытие социума не только рационально, но и эмоционально, через эмоционально-трансцендентные акты. Мы постигаем бытие как бы изнутри, прежде всего в отношениях Я и Другого.

Из многого-единого вытекает все многообразие фундаментальных категорий, описывающих социум. Здесь и солидарность Дюркгейма и Bejahung (согласие) Тённиса и общественность-соборность (С.Л.Франка и П.Б.Струве). Собственно, социальность это форма множественности, модус множественности. Индивиды "расположены" один рядом с другим, образуя единое. Единое нас интересует прежде всего в экстенсивном плане, то есть как единство сосуществующего многого, в форме социального пространства. В этом смысле в социуме конституируется свое собственное социальное пространство, в котором есть своя собственная социальная геометрия (скажем, иерархическая лестница). Социум это всегда форма множественности.

Собственно человечность возникает не столько в отдельном индивиде, сколько между ними, в их общении, а уж затем становится достоянием индивида. Индивиды (как и отдельные общности) смотрятся друг в друга, как в зеркало. И высшее (скажем, подлинно человеческое или Божественное) недоступно для постижения никаким иным путем кроме как через Другого. Иначе говоря, горизонтальное множественное измерение бытия открывает нам вертикальное измерение, открывает нам в конечном счете норму, которая вообще-то не выводится из горизонтального измерения бытия, а только обнаруживается в общении, в коммуникации.

Из онтологии множественности возникает возможность "мира вражды" (термин Н.О.Лосского), несогласия, противоречия. К идее многого может быть возведено насилие и его крайняя форма - убийство.

Множественность — это атрибут социального бытия. Диалогич-ность в этом смысле предстает как простейшая форма множественно­сти. Социальность как таковая есть форма множественности9. Соци­ум—это «парадоксальная множественность уникальных существ»10. Философский взгляд предполагает видение всей картины множествен­ности, включающей не только человеческий социум. Это может быть соединение сингулярностей любого типа. Многое состоит из культур, языков, научных дисциплин, понятий, наконец, речь может идти о со­существовании, со-бытии биологических организмов, галактик, макротел или элементарных частиц. Множественность предстает как един­ство устойчивости и изменчивости, порядка и хаоса.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 507.