право объединения для осуществления предпринимательской деятельности, включая свободу выбора организационно-правовой формы юридических лиц и уведомительный порядок образования предпринимательских структур (ст. 34).
Следует особо подчеркнуть важность первых трех положений — свободу передвижения, свободу предпринимательской деятельности и свободу договора. Именно эти положения делают политические, экономические и личные права и свободы не декларативными, а реальными. Именно они порывают с огосударствлением и воплощают идеи либерализма на практике.
Особое значение имеют конституционные гарантии защиты и обеспечения устойчивости рубля. Реализация этой конституционной функции возложена на Центральный банк. При этом Конституция особо указывает на недопустимость вмешательства в его деятельность (ст. 75).
Конституция предполагает более сложную, чем для других законов, процедуру принятия бюджетного и налогового законодательства. Соответствующие законопроекты требуют обязательного заключения Правительства и одобрения верхней палаты. Запрещается придание обратной силы законам, ухудшающим условия предпринимательской деятельности (ст. 104, 106 и 114).
В Конституции сформулированы определенные правила осуществления государственных заимствований (ст. 75, 104). Во-первых, предусмотрено регулирование заимствований федеральным законом, что должно обеспечить упорядочение процедуры получения займов. Во-вторых, установлено, что решения о проведении государственного заимствования принимаются в рамках правовой процедуры, аналогичной принятию бюджетно-налогового законодательства. В-третьих, подчеркнут добровольный характер займов. Последнее, по-видимому, нужно рассматривать как реакцию на практику принудительного размещения государственных займов, широко распространенную в отдельные периоды существования коммунистической власти (особенно с 30-х до начала 50-х гг. прошлого века).
В целом можно отметить высокий экономический потенциал Конституции РФ 1993 г.
ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОТР.ЗАК-ВА.
Процесс конституционализации законодательства в связи с реализацией рассматриваемых положений Основного Закона России, касающийся различных отраслей права, стал новым этапом в становлении отечественной правовой системы после закрепления поддержки конкуренции в качестве конституционно значимой ценности. Важно продолжать изучение средств и способов ее "проникновения" в отраслевое законодательство.
Это понятие требует изменения предшествующих представлений о проводниках верховенства права или правового государства, о взаимодействии конституции и правовой системы страны, как в условиях устойчивого развития, так и в состоянии перехода, кардинальной трансформации государства и общества.
Что такое конституционализация правового порядка в условиях современного переходного периода российской государственности? Какие способы конституционализации существуют и могут быть применены для целей преобразования правовой системы и правового порядка в России? В данной работе эти вопросы освещаются с учетом перспектив развития и совершенствования российского конституционализма.
Процесс конституционализации правового порядка выступает в качестве всемирно-исторического явления, связанного с постоянно усиливающейся тенденцией юридизации общественных отношений в ходе перехода от аграрного к индустриальному обществу и от индустриального к информационному обществу, широким распространением в современном мире теории и практики конституционализма, концепции писаной конституции как основы правовой системы страны.
Феномен конституционализации может иметь широкое и узкое толкование. Узкое толкование применяется в современном конституционном праве, где под конституционализацией права понимается возведение правовой нормы в ранг конституционного положения. В свете такого понимания процесс конституционализации права связан с проблемой определения и выбора объектов конституционного регулирования.
Широкое значение термина «конституционализация» может быть использовано не только в юриспруденции, но и в смежных социальных науках и, в частности, в конфликтологии. Конституционализация как широкое явление подразумевает характерное для индустриальных обществ всемерное развитие иерархически взаимосвязанных способов и методов юридизации общественных отношений вообще и социальных конфликтов в частности. В связи с этим эффективное правовое регулирование общественных отношений может быть представлено как в определенной мере установленное устройство конституционного характера, а процесс юридизации общественных отношений в рамках такого устройства как постепенную конституционализацию правового порядка в целом.
Термин «конституционализация» применяется в различных гуманитарных исследованиях: в конституционном, международном и европейском праве, в международных отношениях и в работах, освещающих процесс европейской интеграции. В современных исследованиях освещаются вопросы конституционализации прав детей через конституционную доктрину, тем самым, придавая правам детей конституционный статус, или закрепление таких прав в нормах национальной конституции (например, сначала во временной, а потом в постоянной Конституции Южной Африки). Особенно активно обсуждаются проблемы конституционализации европейского права и возникновение на его основе «постнационального конституционализма» в Европейском Союзе. В этом случае под конституционализацией понимается современное развитие конституционных основ европейского права (так называемого первичного права, отраженного в учредительных договорах об образовании Европейских Сообществ и Европейского Союза), а также процесс создания европейской конституции как консолидированного акта.
В сравнительном конституционном праве конституционализацию связывают с процессом реализации конституции и ее воздействия на правовой и политический порядок. Конституционализация - является следствием прямого юридического влияния конституции и может рассматриваться в качестве технического механизма навязывания конституционных норм в отношении правового порядка и некоторых частей политического порядка.
На наш взгляд, термин «конституционализация» может использоваться в конституционном праве для обозначения двух разновекторных процессов регулирования общественных отношений с помощью правовых норм высшего порядка. Во-первых, особая значимость для общества и государства отдельных видов общественных отношений может вызывать к жизни потребность регулирования их правовыми нормами, закрепленными в конституции. Поэтому конституционное регулирование может расширять свой объект, а в конституцию вноситься изменения и дополнения, которые обеспечивают наиболее высокий статус регуляторов общественных отношений. Во-вторых, действующая в стране конституция с помощью эшелонированного и многоуровневого конституционного законодательства может распространять своё регулирующее воздействие на всю систему права и законодательства. В этом случае снижается потребность в конституционных поправках, т.к. различные уровни конституционного законодательства могут интегрировать правовые инновации, в значительной степени изменяющие содержание конституционного права.
Представляется, что конституционализация правопорядка предполагает следующие направления ее реализации: 1) обеспечение верховенства права и высшей юридической силы Конституции РФ, ее прямого действия и повышенной стабильности; 2) активное претворение конституционных принципов и ценностей в отраслевом законодательстве и национальной правовой системе в целом 3) установление единства правового пространства, что в комплексе является необходимым условием качественного установления и эффективного обеспечения конституционного правопорядка в России.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 371.