Этика – наука, которая изучает мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений, и подобно тому, как мораль имеет всепроникающий характер, различают этические аспекты всех видов деятельности и наук.
Реальная экономика – это не только сфера принятия экономических решений, но и область, в которой сосредотачиваются и должны находить соответствующее выражение этические проблемы и явления. Мы разделяем точку зрения Д. Роулса, что этика не искусственно вживляется в экономику, но в самой экономической деятельности уже заложен механизм согласования интересов для достижения общей выгоды. И это, соответственно, создает объективные условия для создания экономической этики.
Необходимость дополнения политической экономии экономической этикой и философией хозяйства соответствует современным изменениям в технике и хозяйстве, возросшим масштабам их социального влияния. Философский анализ отношений собственности и производства, общих социально - правовых условий рыночного хозяйства, включая вопрос об этических предпосылках хозяйствования, особенно актуализируются, если учитывать тенденции становления постиндустриального и индивидуализированного общества, в котором образ жизни будут определять высокие технологии и интеллект, что приведет к возрастанию личной ответственности каждого человека.
По мнению П.Козловски, «этика и экономическая наука объединяются в общую теорию человеческой деятельности и человеческой практики, в которую должно войти и понимание общественных институтов и порядков деятельности в контексте культуры».
Экономическая этика как часть этической теории определила для исследования ряд важных проблем:
· Какую роль выполняют в формировании нравственных принципов ведения хозяйственного дела объективные и субъективные факторы;
· Как соотносятся нормы этического регулирования бизнеса с общими правилами морали;
· Как разрешается важнейшая этическая задача- достижение справедливости в различных социальных и хозяйственных системах;
· Каково место хозяйства в системе ценностей культуры? и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
Исходной проблемой экономической этики является разрешение вопроса о причинах и движущих силах рынка, о соотношении в этом процессе исторически объективного и духовных побуждений людей.
В период формирования рынка от людей требуется ряд особых качеств: инициатива, готовность идти на риск, умение правильно предвидеть и учитывать отдаленные последствия своих сегодняшних поступков, а на этой основе возникает способность отказаться от удовлетворения сиюминутных личных потребностей, умение сдерживать себя.
Рынок становится контролируемым и этически управляемым, создается новый моральный климат, в котором доминируют дисциплинированность, выдержка, ответственность, умение держать слово. Таким образом, необходимые деловые качества преобразуют личность морально, порождают «гуманитарную чувствительность» (по определению Т. Хаскелла), т.е развивают способность сопереживать, считаться с общественными интересами.
Другую линию объяснения предлагают авторы, исходящие из автономии морали и первичности духовно-нравственных образований, т. е. развивающие позицию М.Вебера (хотя и критикуют его с обеих сторон). Представители американской школы «интеллектуальной истории» поставили целью создать обобщающую модель идей и представлений, составляющих базовые ценности американского образа жизни, «американского духа». По их мнению, американская трудовая этика формировалась под влиянием «стихийно сложившихся верований», «коллективных мыслей культуры» (считает Г.Вуд); «иррациональных импульсов» (М Мэрфи): «инстинктов предрасположения» (Р.Уолтер).
Хозяйственная этика
Предпринимательская (деловая) этика – специфическая подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также называют этикой бизнеса. Предпринимательством принято полагать такой тип хозяйствования, который опирается на:
1) экономическую свободу выбора направленности деятельности, ее планирования, управления и организации;
2) наличие прав собственника на средства производства, а также на продукцию;
3) получаемый доход, что предполагает наличие рыночно-конкурентной среды деятельности и должного нравственно-психологического климата в обществе, который обеспечивает данную деятельность необходимым уровнем свободы выбора в отношениях с другими агентами товарного производства.
С предпринимательством связывают и характерный ментальный настрой, который «воодушевляет» производство и коммерцию, деятельность обслуживающих их институтов (банков, брокерских контор, бирж, страховых обществ и т. п.), своеобразный стиль хозяйственного поведения, «дух капитализма», о котором писали М. Вебер, Э. Трёльч, Т. Парсонс и многие другие исследователи. «Экономический человек», предприниматель, не может не считаться с социальными, в том числе и нравственными нормами, с принятыми им пове–денческими образцами культуры.
Этику и этос предпринимательства считают нравственно положительными социализированными личностными ориентациями и побуждениями, не допуская сведения их к полному эгоизму и своекорыстию, осуждая ограничение рациональных подходов одними только соображениями максимизации при–были. Индивидуалистические ориентации и побуждения лишь тогда способны приобрести моральную значимость, ког–да они, с одной стороны, основываются на мотивах жизненно–го призвания, служения делу путем увеличения эффективности общественного капитала, с другой – связаны с пристрастием к правилам «честной игры» на рынке, которая контролируется с помощью санкций общественного и группового мнения.
Экономисты не имеют единого мнения в конкретных истолкованиях данного вопроса. Например, М. Фридмэн и его школа полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они направлены на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми ограничениями. В то же время Ф. Хайек и его последователи утверждают, что нормы и правила «честной игры», эталоны экономического поведения не должны толковаться ситуативно, так как имеют характер безусловного приказа. Правовые обязательства предпринимателя (уплата налогов, выполнение контрактов или долговых обязательств, обеспечение определенных условий труда и мер по экологической безопасности, требований добросовестной конкуренции, поддержание деловой репутации и т. п.) получают дополнительную значимость в качестве морального долженствования, без которого одна только правовая регуляция оказывается недостаточным барьером для противоправного и аморального поведения.
Предпринимательская деятельность служит общественному благу не только в экономическом, но и в нравственном плане, поскольку только социум с динамично развивающейся экономикой может быть процветающим.
Кроме вполне естественного стремления к результативности и прибыли у предпринимателя могут быть и другие личные мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к независимости от опеки разного вида, самореализации, склонность к благотворительности, желание помочь конкретным людям, их объединениям и т. п.
Предпринимательская этика обосновывает, оправдывает и поощряет эгоизм как ориентацию на собственный интерес и выгоду, так как они осуществляются в общественно заданных рамках хозяйственного поведения.
Необходимо отличать честный эгоизм (а именно эгоизм в рамках честной игры за рыночный успех) как норму предпринимательской этики от негативных изменений этой нормы. Попрание ценностей общественной нравственности без особого труда отыскивается во всех видах человеческой деятельности, и предпринимательство здесь не исключение.
И в практике совершенно зрелого бизнеса нарушаются нормы, ценности, запреты и дозволения предпринимательской этики, которой приходится существовать в сфере повышенного морального риска.
И в самых передовых странах бизнес и сегодня сопровождается порой актами мошенничества, «сбрасывания ответственности», необузданного (не соблюдающего оговоренные правила) эгоизма, который не способен справиться с искушением власти денег, давлением доводов циничной наживы, бессердечности, печального прагматизма.
Рыночный механизм не обязательно бывает справедливым, награждая, как в нравоучительном рассказе, достойных, умелых, предприимчивых, и карая недостойных, безответственных. В известном смысле рынок – это необходимое зло, аналогичное любому другому хозяйственному механизму, и все же меньшее зло, так как не может быть результативной экономики, движущей силой которой были бы не интересы, не представления выгоды, а тяга к умозрительной справедливости и любви к ближнему.
Такими качествами являются: верность долгу, принятие воздержания и бремени государственных обязанностей, дисциплинированность, упорство в труде и т. п. Вместе с тем те же этосы задерживали формирование существенных для предпринимательской этики формул частной жизни, личного успеха, персональной ответственности, достоинства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 597.