Карлейль Томас, английский писатель
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
♦ Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений.
♦ Цель рассуждения - убедить собеседника (слушателя) в чем-либо, поэтому при рассуждении требуется логически стройная система доказательств. Традиционно рассуждение строится по схеме:
1. введение;
2. вопрос;
3. ответ;
4. аргументы (доказательство);
5. выводы (итог).
♦ Языковые особенности текста-рассуждения: вопросительные предложения, вводные слова и предложения, предложения с условными, причинно-следственными, уступительными значениями.
♦ Отличительные черты рассуждения: эмоциональность, логичность, последовательность.
Задание № 11. Прочитайте текст-рассуждение. Убедительно ли рассуждение? Используя поисковые системы интернета, составьте собственный текст-рассуждение на тему: «Где зародилась жизнь: на суше или в воде?».
Текст.
Есть несколько теорий о происхождении жизни на Земле. Например, одна из давних гипотез гласит, что она занесена на Землю из космоса, большинство же современных ученых полагают, что жизнь зародилась на Земле, в ее морях. Так где же зародилась жизнь: в воде, на суше или в космосе?
Вероятнее всего, жизнь зародилась в воде. Так как, во-первых, по версии многих ученых, первые живые существа зародились в океане. Это были одноклеточные бактерии и водоросли. Предположительно, это произошло 3,5 млрд лет тому назад. Во-вторых, в доказательство того, что жизнь зародилась именно в водной среде служат окаменелые ископаемые. В третьих, в крови и клетках всех организмов - и людей, и животных, и растений - содержится вода.
Таким образом, мы полагаем, что водная среда — это колыбель всех живых существ на нашей Земле.
• Анализ текста типа рассуждения:
· Данный текст относится к рассуждению, так как в нем ставится конкретная цель – объяснить и убедить слушателя в том, что жизнь зародилась в воде.
· Смысловым центром текста является вопросительное предложение.
· Используются вводные слова и предложения например, вероятнее всего, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом, мы полагаем, а также предложения с причинными и следственными значениями.
· В структуре текста выделяются все части: введение, вопрос, ответ, аргументы и вывод.
· Глаголы употреблены в строгой последовательности.
·
Задание № 12. Прочитайте текст и аргументы. На основе перечисленных доказательств составьте текст- рассуждение, используя языковые средства, характерные для этого типа текста. Подготовьтесь к устному выступлению.
Текст.
Нервная ткань — это ткань эктодермального происхождения, является основой строения нервной системы.
Состоит из двух типов клеток - нейроцитов (нейронов) и глиоцитов (нейроглии). Практически не имеет межклеточного вещества. Для нейронов характерно наличие возбудимой клеточной оболочки - нейролеммы, обеспечивающей получение, преобразование и передачу нервного возбуждения. Основным видом межклеточных контактов в нервной ткани является синапс.
Нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.
· Данный текст относится к научному стилю, так как в нем автор текста знакомит нас с гистофизиологией нервной ткани и приводит данные, полученные путем исследования (сообщение).
· Такая стилевая черта научного стиля как точность проявляется в использовании в тексте слов с конкретным значением, потому что в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и рассуждений, например, нервная ткань, ткань эктодермального происхождения, нейроциты, глиоциты и пр. В данном тексте отсутствуют многозначные слова и слова с переносным значением, что могло бы привести к неточности.
· Отвлеченность и обобщенность научного стиля проявляется на лексическом уровне через употребление слов с абстрактным значением: система, передача, регуляция и т.д., также слов среднего рода: получение, наличие, взаимодействие, преобразование пр..
· Научность текста проявляется в терминологии: нервная ткань, ткань эктодермального происхождения, нервная система, тип клетки, нейроциты, глиоциты, межклеточное вещество, клеточная оболочка, нейролеммы, нервное возбуждение, межклеточные контакты, синапс и т.д.
· В данном тексте присутствуют все 3 основных пласта лексики: общеупотребительные слова (получение, передача, типы, возбуждение и т.д.), общенаучные слова (система, строение, органы и пр.), термины (нейроны, синапс, глиоциты и т.д.).
· В тексте соблюдена строгая логичность. Текст начинается с определения нервной ткани, далее следует состав и характеристика составляющих нервной ткани и заканчивается перечислением функций нервной ткани.
· На морфологическом уровне в тексте встречаются имена существительные, выражающие признак, состояние, изменение, на –ние, -ость, -ие, -ство, -ция: строение, наличие, получение, преобразование, взаимодействие и пр.
· Встречаются отглагольные имена существительные: строение, наличие, получение, преобразование, взаимодействие и т.д.
· Статистический подсчет показал, что в данном тексте преобладают имена. Например, из 62 слов текста имен - 46, т.е. 74,1 % .
· Используются глаголы с вневременным значением, например, является. В данном тексте как в типично научном тексте используются возвратные глаголы в страдательном значении, например, является, что помогает сконцентрировать внимание не на исполнителе действия, а на процессе.
· В структуре текста можно выделить «генетивные цепочки»: основой строения нервной системы, двух типов клеток - нейроцитов (нейронов) и глиоцитов (нейроглии), наличие возбудимой клеточной оболочки – нейролеммы, взаимодействие тканей, органов и систем организма и т.д.
· На синтаксическом уровне все 6 предложений в тексте относятся к простым. Предложения распространенные, осложненные однородными членами предложения или причастным оборотом. Первое предложение – предложение квалификации, в котором дается определение термину нервная ткань, во втором и третьем предложениях описывается состав нервной ткани, далее выражается качественная характеристика нейронов. В пятом предложении рассматривается синапс как один из видов межклеточных контактов в нервной ткани. В шестом предложении перечисляются функции нервной ткани.
· Вывод: Данный текст принадлежит научному стилю речи.
Задание № 13. Проведите мини-исследование на тему «Сколько нужно денег студенту для проживания в городе Алматы?».
· Разделитесь на две группы.
· Первая группа подсчитывает месячный расход иногороднего студента, а вторая – месячный расход местного.
· Напишите рассуждение на данную тему.
· Подготовьтесь к выступлению по результатам вашего исследования.
• Ответьте на вопрос – Какая из структурных частей рассуждения самая важная? Почему?
Задание № 14. Как Вы считаете, может ли современный студент соблюдать принципы здорового питания? Аргументируйте Ваш ответ. Используйте при ответе следующие выражения: на мой взгляд, я считаю, наверное, я думаю, по нашему мнению и пр.
Задание № 15. Прочитайте отрывок из книги Н.Правдиной «Талисманы любви и удачи». Что Вы думаете об этом? Работает ли такая практика? Существуют ли талисманы, притягивающие здоровье? Аргументируйте Ваш ответ. Используйте все структурные части рассуждения: тезис, вопрос, ответ, аргументы и вывод.
Текст.
Согласно китайской натурфилософии, лучшим традиционным талисманом для зоны Здоровья станет изображение китайских звездных старцев: Фу-сина, Лу-сина и Шоу-сина. Они даруют соответственно богатство, процветание, здоровье и долголетие.
Самый популярный из звездных старцев, Шоу-син, приносит здоровье и долголетие. Изображается он с большим посохом и волшебным персиком бессмертия в руке. Если вы поместите изображение Шоу-сина в зоне Здоровья, он будет символически охранять здоровье всех членов вашей семьи.
Персики - это классический символ здоровья и долголетия. В Китае считается, что заболевшему человеку в подарок следует приносить именно персики.
Журавли - еще один излюбленный символ здоровья и долголетия. Особенно часто их изображают на фоне сосны. Это отличный талисман для зоны Здоровья.
В центре дома очень полезно разместить всякие забавные вещички и юмористические картинки, например книги с карикатурами или видеокассеты с хорошими комедиями. Все мы знаем: смех - лучшее лекарство. И конечно, актуальнее всего активизировать эту энергию именно в зоне Здоровья.
& АФОРИЗМ занятия
Дата: 2019-02-19, просмотров: 512.