Крылов И.А., русский баснописец
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое текст? Какие определения текста вы знаете?
2. Каковы признаки текста?
3. На какие виды делится текст-характеристика?
4. Чем отличается характеристика-описание от характеристики-классификации?
5. Какие языковые средства характерны для научного описания?
6. Какие языковые средства характерны для текста типа повествования?
7. Какие языковые средства характерны для текста типа рассуждения?
8. Из каких структурных частей состоит текст типа рассуждения?
9. Из каких структурных частей состоит текст типа повествования?
ГЛАВА IV . СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА
♦ Основными понятиями структурно-смыслового членения текста являются: тема текста (Т), коммуникативная задача текста (КЗТ), микротемы текста (МТ), данная (Д) и новая (Н) информация текста, прогрессия текста, способ развития информации текста, модель текста.
Тема текста
♦ Структура и смысл текста тесно взаимосвязаны. Любой текст имеет тему. Тема – это предмет или явление, о котором говорится в тексте. Почти всегда слово, обозначающее тему в тексте, повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно может встречаться в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается: в первом предложении; реже – во втором предложении.
Например:
1)Возможность клонирования человека общественным мнением воспринимается неоднозначно. Существуют обоснованные мнения «за» и «против» клонирования человека. Примечательно, что вновь столкнулись позиции научных кругов и духовенства, выражающих полярные точки зрения в этом вопросе. Однако даже многие генетики достаточно сдержанно относятся к клонированию человека. Религиозные деятели в подавляющем большинстве категорически против проведения экспериментов такого рода.
Тема текста – клонирование человека. Слово-тема повторяется трижды в дательном(1) и родительном падежах(2), в третьем и последнем предложениях заменяется близким по смыслу выражением. Тема текста обозначена в первом предложении.
2) Клетки растений и животных имеют как сходство, так и различия в своем составе. Органоиды, характерные для клеток растений и отсутствующие в клетках животных, − пластиды. Не имеют пластид также клетки грибов, бактерий и сине-зеленых водорослей. Репродукция пластид происходит под контролем содержащейся в них ДНК.
Тема текста – пластиды. Слово-тема повторяется три раза в именительном(1) и родительном(2) падежах. Тема текста обозначена во втором предложении.
Задание № 1. Прочитайте тексты. Определите их тему.
Текст 1.
Наследственностью называется свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки. Наследственность обеспечивает специфический характер индивидуального развития в определенных условиях среды. Благодаря наследственности родители и потомки имеют сходный тип биоценоза. Он определяет сходство в химическом составе тканей, характере обмена веществ, физиологии организма, морфологических признаках и других особенностях.
Текст 2.
Изменчивость – это явление, противоположное наследственности. Она заключается в изменении наследственных задатков. Изменчивость может рассматриваться как вариабельность наследственных признаков. Изменчивость также наблюдается в вариантах проявлений наследственных черт в процессе развития организмов при взаимодействии со средой.
Текст 3.
Удвоение, или дубликация, связано с включением лишнего, дублирующего участка хромосомы. Дубликация также ведет к появлению новых признаков. Так, у дрозофилы ген плосковидных глаз (вместо круглых) обусловлен удвоением участка одной хромосомы.
Текст 4.
Явление нехватки хромосом возникает вследствие потери того или иного участка. Нехватки в средней части хромосомы приводят организм к гибели, утрата незначительных участков вызывает изменение наследственных свойств. Так, при недостатке участка одной из хромосом у кукурузы ее проростки лишены хлорофилла.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 666.