Лучше будь прост и честен, чем умен и лжив. Софокл
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Повествование как функционально-смысловой тип речи.

 ♦   Повествование – функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий. Биология - наука описательная, потому повествование как тип речи в биологических текстах встречается редко, как правило, к ним относятся биографии ученых-биологов и истории биологических открытий.

 

Цель повествования - рассказать собеседнику (слушателю) о каком-либо событии. Повествование строится по схеме:

1. начало события;

2. развитие события;

3. конец события.

 

 Языковые особенности текста-повествования:

1. глаголы прошедшего времени совершенного вида (несовершенного), реже глаголы настоящего времени;

2. употребление обстоятельственных слов со значением места, времени, последовательности; 

3. глаголы со значением последовательности обычно относятся к одному лицу;

4. употребление составных именных и составных глагольных сказуемых.

  

Отличительные черты повествования: событийность и последовательность действий.

  

Текст 1.

Тимирязев Климент Аркадьевич (22 мая (3 июня) 1843г., Петербург — 28 апреля 1920г., Москва) – выдающийся русский ботаник и физиолог.

Родился в большой дворянской семье начальника Петербургского таможенного округа. Получил серьезную домашнюю подготовку. Поступив в Петербургский университет, Тимирязев был исключен из него в 1861 г. за участие в студенческих волнениях; образование продолжил в качестве вольнослушателя и в 1866 г. окончил университет. В 1868 г. был командирован за границу для приготовления к профессорскому званию, работал в лабораториях крупных химиков, физиологов.

    В 1870 – 1892 гг. преподавал в Петровской земледельческой академии, защитив в 1871 г. магистерскую, а в 1875 г. докторскую диссертацию. С 1878 г., наряду с прежней должностью, Тимирязев совмещал профессорство в Московском университете. В 1890 г. он стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук; входил в число членов многих иностранных и отечественных научных обществ и университетов.

Анализ текста типа повествования:

· Текст относится к повествованию, потому что в нем описывается история жизни известного ботаника и физиолога Тимирязева Климента Аркадьевича.

· Текст состоит из трех частей: первая часть (начало события) – (1) предложение, вторая часть (развитие события) – (2-7) предложения, третья часть (конец события) – (8) предложение.

· Глаголы родился, получил, был исключен, продолжил, окончил, был командирован, работал, преподавал, совмещал, стал членом-корреспондентом, входил прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.

· Глаголы употреблены в строгой последовательности.

· Выделим обстоятельственные слова со значением времени: 22 мая (3 июня) 1843 г., 28 апреля 1920 г., в 1861 г., в 1866г., в 1868г., в 1870 – 1892 гг., в 1871 г., в 1875г., с 1878г., в 1890 г.; места: Петербург, Москва, в Петербургский университет, за границу, в лабораториях крупных химиков, физиологов, в Петровской земледельческой академии, в Московском университете, Петербургской академии наук, многих иностранных и отечественных научных обществ и университетов.

Задание № 10. Прочитайте тексты. Проанализируйте их структурные и языковые особенности.

 

Текст 1.

Секретин нашли английские физиологи Уильям Бэйлисс и Эрнест Старлинг в 1905 году. Они дали гормонам свое имя и показали их роль в качестве химических посредников. Уильям Бэйлисс и Эрнест Старлинг описали секретин - вещество, которое выбрасывается в кровь из двенадцатиперстной кишки (между желудком и тонкой кишкой) и стимулирует секрецию желудочного сока поджелудочной железы в кишечник.

 

Текст 2.

И.И.Пирогов первый изучил и описал топографию, то есть расположение брюшной аорты у человека, расстройства кровообращения при ее перевязке, пути кровообращения при ее непроходимости, объяснил причины послеоперационных осложнений. Он предложил два способа доступа к аорте: чрезбрюшинный и внебрюшинный.

 

Текст 3.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - русский физиолог. Родился 14 (26) сентября 1849 года в Рязани в семье приходского священника. Окончил в 1864 году рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Под влиянием научных трудов, особенно книги Сеченова "Рефлексы головного мозга", Павлов решил оставить семинарию и в 1870 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. После окончания университета стал студентом третьего курса Медико-хирургической академии. Окончив Академию в 1879 году, возглавил лабораторию физиологии в клинике Боткина. В 1884-1886 годах проходил стажировку в лучших европейских лабораториях. По возвращении в Россию работал у Боткина. В 1890 году был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года, а с 1925 года руководил Институтом физиологии АН СССР.

 

Текст 4.

  18 октября 2012 года в КГУ состоялось открытие междисциплинарного нанотехнологического центра.

   В торжественной церемонии открытия наноцентра приняли участие научные сотрудники, преподаватели вузов Курска и других регионов России, украинские ученые, а также курские школьники. Все приглашенные смогли побывать в лабораториях наноцентра и познакомиться с уникальным оборудованием, в том числе увидеть один из лучших в мире электронных микроскопов компании FEI Company, которые позволяют изучить и рассмотреть вещество с атомной точностью, а также атомно-силовой микроскоп. После экскурсии состоялась конференция, на которой обсуждались вопросы кооперации научных, производственных и образовательных учреждений в развитии регионального базиса нанотехнологий.

& АФОРИЗМ занятия

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 423.