• Прочитайте несколько фрагментов, в которых дается научное понимание текста. Сравните их. Что в них общего и чем они различаются? На что обращает внимание автор при определении понятия «текст», его важнейших характеристик? Выпишите из каждого фрагмента наиболее важные, на ваш взгляд, сведения. Попытайтесь составить из них свое определение текста. Опишите важнейшие признаки текста. Напишите, что такое связность.
· Текст (от лат. texus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д. Т может быть устным и письменным. Для соединения предложений в Т существуют специфические средства текстовой связи. (Русский язык. Энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1979.– С. 348.)
· Текст – важнейшее лингвистическое понятие. В нем сходятся все сведения о языке, речи. Текст – это реальная единица общения. Фактически мы пишем текстами, говорим текстами. [...] Так как текст сложное многостороннее и многослойное образование, то полное стилистическое описание его возможно при учете всех его, по крайней мере, лингвистических аспектов. (Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М.: «Флинта», «Наука», 2002. – С. 3-5.)
· Основной единицей речи, выражающей законченное высказывание, является не предложение, а текст. В основе конкретных речевых произведений – текстов лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка или к языковой компетенции. Следовательно, текст нужно считать не только единицей речи, но и единицей языка. Текст является частью знаковой системы языка. (Москальская О.И. Грамматика текста.- М.: «Высшая школа», 1981. – С. 9.)
· Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. (С.А. Вишнякова. Смысл и форма научного текста. Учебное пособие для иностранных студентов-медиков. С-Петербург., 1999. – С. 13.)
· Текст – сложный объект. Он состоит из группы предложений, связанных по смыслу и по структуре. Смысловую цельность тексту обеспечивают его тема и основная мысль. (Карымсакова Р.Д. Пособие по русскому языку для студентов-юристов. - Алматы.: «Казак университетi», 2006. – С. 98.)
♦ Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.
1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сверхфразовое единство. Каждая из названных частей, обладающая своей особой темой, сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста.
3. Сложное синтаксическое целое. Это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически. В ССЦ выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема.
4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи между предложениями. Это параллельная и цепная связь. 5.Абзац и ССЦ. (Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета /Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой - Алматы.: «Казак университетi», 1999. – С. 22-27.)
♦ Фундаментальным свойством научного текста является связность, отражающая основную стилевую черту научной речи – логичность изложения, которая достигается широким использованием показателей смысловой связи между предложениями. Эти связи носят различный характер, в соответствии с чем выделяются три аспекта связности – содержательный, логический, композиционный:
1. Содержательная связность: обеспечивает перенесение части содержания из предыдущего предложения в последующее, чем обеспечивает развертывание текста. Перенесенная часть – это вторичные номинации – местоименные, синонимические, семантические, лексико-грамматические, лексические повторы.
2. Логическая связность: обеспечивается установлением смысловых отношений между предложениями, подобных отношениям между предикативными единицами в составе сложного предложения, и может быть выраженной и невыраженной. Отношения могут быть следующими: отношения основания – вывода; причинно-следственные; присоединения; уточнения, пояснения, конкретизации; уступительные; противопоставления и т.д.
3. Композиционная связность: наиболее характерна для научного текста, в особенности для текста-рассуждения. Именно средства композиционной связности представляют содержание текста как результат научного творческого мышления. Они показывают ход мыслей автора, акцентируют наиболее важные части излагаемого материала, отражают связь данной информации с последующей и предыдущей, показывают степень ее достоверности и играют роль так называемых активизаторов внимания читателей: выясним, что такое…; рассмотрим…; перейдем к следующей, точно не установлено и т.д. (Лариохина Н.М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. - М.: «Русский язык», 1989. – С. 102-110.)
Задание № 1. Прочитайте данные фрагменты. Можно ли их считать текстами? Аргументируйте свою точку зрения. Запишите свои аргументы как признаки текста.
1) Стенка прямой кишки (rectum) состоит из тех же оболочек, что и стенка ободочной кишки. В тазовой части прямой кишки ее слизистая оболочка имеет три поперечные складки. В образовании этих складок участвуют подслизистая основа и кольцевой слой мышечной оболочки. Ниже этих складок располагается 8—10 продольных складок, между которыми видны углубления.
2) Для червеобразного отростка (аппендикс) характерны большие скопления лимфоидной ткани. Подслизистая основа содержит много жировых клеток. Мышечная оболочка толстой кишки развивается на 3-м месяце внутриутробного периода, а мышечная пластинка слизистой оболочки — на 4-м месяце развития зародыша. Для рельефа внутренней поверхности ободочной кишки характерно наличие большого количества циркулярных складок и кишечных крипт (желез), значительно увеличивающих ее площадь. В отличие от тонкой кишки здесь отсутствуют ворсинки.
3) Толстая кишка выполняет важные функции — интенсивное всасывание воды из химуса и формирование каловых масс. Способность к всасыванию жидкостей используют во врачебной практике для введения больным питательных и лекарственных веществ с помощью клизм. В толстой кишке выделяется значительное количество слизи, которая облегчает продвижение содержимого по кишечнику и способствует склеиванию непереваренных частиц пищи. Одной из функций толстой кишки является выделительная. Через слизистую оболочку этой кишки выделяется ряд веществ, например кальций, магний, фосфаты, соли тяжелых металлов и т.д.
4) Почка представляет собой сложный экскреторный орган. Каждый клубочек, glomerulos, лежит в глубокой чашеобразной капсуле, промежуток между двумя листками капсулы составляет полость этой последней, являясь началом мочевого канальца. Кетоновые тела – своего рода поставщики топлива для мышц, почек.
Задание № 2. Прочитайте тексты. Определите, как осуществляется в них содержательная связность.
Текст 1.
Фоторецепторы сетчатки глаза делятся на два типа: палочковые и колбочковые. Палочковые клетки являются фоторецепторами сумеречного (ночного зрения), колбочковые клетки - фоторецепторами дневного зрения. Морфологически фоторецепторные нейроны представляют собой длинные цилиндрической формы клетки, которые имеют несколько отделов. Дистальная часть фоторецепторов — наружный сегмент (палочка или колбочка) — содержит фоторецепторные мембраны, где и происходит поглощение света и начинается зрительное возбуждение.
Текст 2.
Каждая вкусовая почка имеет эллипсоидную форму и занимает всю толщу многослойного эпителиального пласта сосочка. Она состоит из плотно прилежащих друг к другу 40—60 клеток, среди которых различают 5 видов: сенсоэпителиальные («светлые» узкие и «светлые» цилиндрические), «темные» поддерживающие, базальные малодифференцированные и периферические (перигеммальные). От подлежащей соединительной ткани вкусовая почка отделяется базальной мембраной. Вершина почки сообщается с поверхностью языка при помощи вкусовой поры. Вкусовая пора ведет в небольшое углубление между поверхностными эпителиальными клетками сосочков - вкусовую ямку.
Текст 3.
Наружный слуховой проход образован хрящом, являющимся продолжением эластического хряща раковины, и костной частью. Поверхность прохода покрыта тонкой кожей, содержащей волосы и связанные с ними сальные железы. Глубже сальных желез расположены трубчатые церуминозные железы (glandula ceruminosa), выделяющие ушную серу. Их протоки открываются самостоятельно на поверхности слухового прохода или в выводные протоки сальных желез. Церуминозные железы располагаются неравномерно по ходу слуховой трубы: во внутренних двух третях они имеются лишь в коже верхней части трубы.
Задание № 3. Расположите данные предложения в логической последовательности так, чтобы они составили текст.
1. Добывая животных, охраняя жилища от хищников и ядовитых змей и т.п., они приобретали знания об их внешнем виде, местообитании, образе жизни, повадках и передавали их из поколения в поколение.
2. Со временем появились книги о животных, возникла наука зоология (от греч. "зо-он" - животное и "логос" - слово, учение).
3. Зоология - наука о животных.
4. Ее рождение относят к III в. до н.э. и связывают с именем древнегреческого ученого Аристотеля.
5. Люди издавна использовали животных в своей жизни.
Задание № 4. Расположите абзацы в логической последовательности. Составьте из них текст, который называется «Места обитания, строение и образ жизни инфузорий».
1. К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Эти и большинство других инфузорий живут в пресных водоемах с разлагающимися органическими остатками (их название происходит от греч. "инфузиум" - настой). Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи).
2. Тело инфузорий покрыто рядами ресничек, при помощи которых они передвигаются. Имеются инфузории, например сувойки, ведущие сидячий образ жизни. К подводным предметам они прикрепляются сократимым стебельком.
3. Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют более сложное строение. У них имеются большое и малое (или малые) ядра, клеточные рот и глотка, околоротовая впадина, постоянное место удаления остатков непереваренной пищи - порошица. Сократительные вакуоли инфузорий состоят из собственно вакуолей и приводящих канальцев.
4. Большинство инфузорий питается различными органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Пища попадает в предротовую впадину благодаря согласованному колебанию окружающих ее ресничек, а затем через рот и глотку в цитоплазму (в образующуюся пищеварительную вакуоль). Непереварившиеся остатки пищи удаляются через порошицу.
& АФОРИЗМ занятия
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1151.