Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует. Овидий, римский поэт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

II. Морфология

Стремление к обобщению и абстракции на морфологическом уровне проявляется в выборе и употреблении определенных морфологических форм и категорий. Научный стиль характеризуется преобладанием имени над глаголом, широким употреблением имен существительных на –ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация со значением признака, состояния и изменения. Например, Бактерий можно использовать для создания новых способов получения многих важных для промышленности веществ, в том числе спиртов, кетонов, органических кислот, сахаров и полимеров. Ферменты, выделенные из бактерий, можно применять для химической трансформации веществ, например, для превращения метана в оксид этилена.

В данном тексте всего 2 глагола и 29 имен (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное). В тексте употребляются имена существительные на –ние, -ость, -ция (создание, получение, трансформация, превращение) и т.д.

Задание № 14. Произведите подсчет соотношения имен и глаголов в рамках одного микротекста. Выпишите имена существительные на –ние, -ие, -ость, -ка, -ция. Какое значение они придают слову? Составьте с ними словосочетания и предложения.

 

1. Наследственностью называется свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки. Наследственность обеспечивает специфический характер индивидуального развития в определенных условиях среды. Благодаря наследственности родители и потомки имеют сходный тип биоценоза. Он определяет сходство в химическом составе тканей, характере обмена веществ, физиологии организма, морфологических признаках и других особенностях.

2. Существует два способа подведения тока к тканям для измерения порога раздражения и, следовательно, для определения их возбудимости. При первом способе – внеклеточном – оба электрода располагают на поверхности раздражаемой ткани. Условно принимают, что приложенный ток входит в ткань в области анода и выходит в области катода. При втором способе подведение тока к клеткам – внутриклеточном – микроэлектрод вводят в клетку, а обычный электрод прикладывают к поверхности ткани.

3. Летучие фракции растений обладают выраженными целебными свойствами, биологической активностью. Известна биологическая активность 17 эфирных масел. Исследователями НИИ гриппа выявлено антиинфекционное действие аэрофитонов на различные типы вирусов, включая вирус гриппа. Известно успокаивающее действие летучих фракций. Кроме того, выяснены общестимулирующие и другие свойства аэрофитонов.

 

 © Обратите внимание! Отвлеченность и обобщенность научной речи также выражается в употреблении существительных среднего рода: уменьшение, содержание.

Задание № 15. Определите,  от каких глаголов образованы следующие имена существительные:

 

образование, возникновение, распределение, развитие, определение, питание, соединение, строение, дифференциация, разграничение, реабилитация

Задание № 16. Образуйте от глаголов существительные, составьте с ними словосочетания:

Состоять, составлять, возникать, появляться, обмениваться.

Задание № 17. Прочитайте видовые пары глаголов и отглагольные существительные. Определите, что они обозначают: процесс или результат действия?

        

Соединять - соединить – соединение

    распоряжаться – распорядиться – распоряжение

    возникать – возникнуть - возникновение

    производить – произвести – производство

развиваться – развиться – развитие

 

Своеобразно представлены в научной речи падежные формы имен. Частотны имена в родительном падеже, образующие своего рода «генетивные цепочки». Активно используются  и отглагольные имена существительные, например,  изучение – изучать, преодоление – преодолевать/преодолеть, воспроизведение – воспроизводить, проведение – проводить, изменение – изменять/изменить, отношение – относиться и пр. Выделим жирным шрифтом «генетивные цепочки», т.е. цепочки имен в родительном падеже в следующем отрывке: Закономерности развития организма в период внутриутробной жизни изучает эмбриология – раздел анатомии и физиологии, во внеутробный, или постнатальный период – возрастная анатомия и физиология, в зрелом и пожилом возрасте – геронтология. Таким образом, в анатомии и физиологии пользуются историческим подходом в изучении строения и функций организма.

 

Задание № 18. Найдите в данных предложениях «генетивные цепочки».

Текст.

     

Социальная обусловленность существования, свойственная только человеку, определила возникновение новых взаимоотношений организма с окружающей средой и привела к развитию ряда особенностей в строении и функциях, например, его опорно-двигательного аппарата в связи с прямохождением, руки как органа труда, функционирования органов чувств и нервной системы. Человек способен производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир. Он обладает членораздельной речью и сознанием. Человек сам создает условия своего существования, сознательно изменяет естественную среду обитания, при этом структурные и физиологические свойства человека трансформируются в ходе активного преобразования мира.

Задание № 19. Из данных слов составьте возможные «генетивные цепочки»:

Соотношение, количество, глобулины, альбумины; продукт, расщепление, белок; процесс, обмен, вещества; увеличение, размер, грудная полость; процесс, развитие, ребенок, младенческий возраст; передача, давление, воздух.

Задание № 20. В текстах по биологическим специальностям найдите «генетивные цепочки», состоящие из 3-4 и более слов. Выпишите их.

        

Особенности употребления глагола связаны с его видовременными формами. Абсолютное большинство глаголов употребляются в форме настоящего времени и выступают в отвлеченном временном значении (настоящее  вневременное). Настоящее вневременное является абстрактным и обобщенным, т.е. «всегда так». Отвлеченность и обобщенность научной речи на морфологическом уровне выражается также страдательным залогом глагола, так как в нем на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения, т.е. безличность, например, описаны, составлены, определены, рассмотрены, распределены или описывается, составляется, рассматривается, определяется, распределяется и т.д.

Задание № 21. Найдите в тексте глаголы и выпишите их. Определите их видо-временные формы.

Текст.

    Почка структурно состоит из двух слоев: внешнего, коркового, и лежащего под ним мозгового слоя, содержащего наружную и внутреннюю части. Функциональной единицей почки является нефрон, в почке у человека их насчитывается около 1 млн.

   Каждый нефрон начинается с двустенной капсулы Шумлянского – Боумена, внутри которой находится клубочек капилляров. Внешний, париетальный, листок капсулы Шумлянского – Боумена переходит в проксимальный сегмент нефрона, состоящий из извитой и прямой частей.

Отличительной особенностью клеток этого сегмента являются многочисленные микроворсинки, образующие щеточную каемку. В некоторых нефронах имеется очень короткий, в других – длинный тонкий отдел петли Генле, который соединяется с дистальным сегментом. В его состав входят толстая восходящая ветвь петли Генле, дистальный извитой каналец и связующий каналец, который соединен с собирательной трубкой. Функции каждого из перечисленных отделов нефрона различны.

Задание № 22. Вместо точек впишите глагол в нужной форме.

 

   Нарушение гормональной регуляции у человека … (приводить) к тяжелым заболеваниям. Все эндокринные болезни в конечном итоге … (являться) результатом повышения или снижения функций желез внутренней секреции. Избыточное образование гормонов … (обозначаться) как гиперфункция тех или иных эндокринных желез, недостаточное образование гормонов – как их гипофункция. Такие нарушения … (мочь, быть) результатом первичного повреждения желез внутренней секреции патологическими процессами или …(мочь, быть) обусловлены нарушениями в секреции тропных гормонов.

Задание № 23. Составьте предложения со следующими глаголами и краткими причастиями:

 

Связаны, образованы, состоят, составляют, называются, преобладают.

& АФОРИЗМ занятия

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 650.