Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. Афоризм древнего мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 1.2.2. Языковые особенности научного стиля речи:

  Особенности научного мышления – понятийность, отвлеченность и обобщенность – воплощаются в содержании высказывания и должны найти выражение в соответствующей языковой форме. Языковые особенности научного стиля проявляются на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языковой системы.

I. Лексика.  В научном тексте каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия (Ср: При таксономической деятельности биолог должен руководствоваться…», т.е. биолог – обобщенное лицо, любой биолог, все биологи; Глубокими мощными корнями сосна закрепляет почву, задерживает движение песков…; здесь слово «сосна» обозначает не конкретную сосну, а сосну вообще,  породу деревьев, т.е. общее понятие.

Лексику научной речи составляют три пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.

  Общеупотребительные слова – это слова литературного языка, которые составляют основу изложения. В предложении  Кровь беспрерывно движется по сосудам тела человека, которые густой сетью оплетают его органы и ткани каждое слово, взятое изолированно, является общеупотребительным, однако в контексте многие слова могут приобретать терминологическое значение, в нашем случае,  слово тело  как составная часть терминологического сочетания тело человека; слова кровь, органы, ткани становятся терминами.

Общенаучные слова функционируют в различных областях науки, например, в математике, логике, химии, биологии т.д. Они закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами. Например, механизм, система, процесс, структура, задача, причина, следствие, форма, операция, вопрос, строение  и пр.

    В области науки требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных рассуждений, специфической чертой словарного состава научного стиля является использование терминологии.

    Термины – это слова или словосочетания, обозначающие понятия специальной области знания или деятельности. Термин всегда употребляется в одном, конкретном значении, т.е. он однозначен. Например, Репродуктивное клонирование – это искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа.  Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. В основе термина лежит научная дефиниция.

Задание № 7. Прочитайте предложения и выпишите термины. Найдите значение незнакомых вам терминов по словарю.

 

1) Нижняя конечность является опорным органом. 2) Скелет является опорой человеческого тела. 3) Позвоночный столб является основной частью скелета туловища и всего тела. 4) Плечевой пояс является опорой верхней конечности. 5) Аорта является наиболее крупным сосудом в организме. 6) Органом дыхания являются легкие.

Задание № 8. Переведите на казахский язык следующие термины и

терминологические словосочетания:

обмен веществ, нервная система, репродуктивная функция, размножение, яйцеклетка, пищеварительная система, щитовидная железа, селезенка.

 

Задание № 9. Подберите к терминам подходящие определения из правого столбика и составьте предложения.

 

Термины Значение термина
Репарация Онтогенез Гиподинамия Биотические факторы Безусловные рефлексы   …врожденные реакции организма; …недостаточная двигательная активность; …воздействия на организм всех других живых существ того же и других видов; …полный цикл индивидуального развития каждой особи; …способность клетки к исправлению повреждений в молекулах ДНК

Задание № 10. Прочитайте тексты. Распределите слова по трем колонкам: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.

Текст 1.

   Ферменты – это сложные органические вещества, во много миллионов раз увеличивающие скорость химических реакций. Это основная и единственная их функция в организме.. Клетки нашего организма имеют огромный набор ферментов, но каждый фермент действует только на определенные вещества, на определенный процесс или его этап и только при определенной температуре, реакции среды и т.д., т.е. обладают специфичностью и избирательностью действия.

  Бывают ферменты пищеварительные, дыхательные, восстановительные, внутриклеточные и т.д.

Текст 2.

   Легкие постоянно находятся в растянутом состоянии. Это происходит потому, что рост грудной клетки после рождения и в процессе развития ребенка опережает рост легких. Кроме того, атмосферный воздух производит одностороннее (изнутри) давление на легкие через воздухоносные пути.

Грудная клетка неподатлива к передаче давления воздуха снаружи на легкие, поэтому атмосферный воздух, растягивая легкие, прижимает их к плевре и грудной стенке. Вследствие этого по форме плевральная полость представляет собой узкую, герметически закрытую щель между ее висцеральным и париетальным листками.

  Однако сама легочная ткань, обладая большой эластичностью, противодействует растяжению. Это так называемая эластическая тяга легких уменьшает величину давления воздуха на легкие и плевру.

Задание № 11. Объясните значение следующих терминов. Уточните по словарю биологических терминов их значение.

Адреналин, аминокислоты, гормон, гипофиз, гомеостаз,     нейрон, желчь

Задание № 12. Назовите термины, которые соответствуют данным объяснениям.

1. Свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки.

2. Вариабельность наследственных признаков. 3. Наука о клетках как основных формах организации живой материи (гр. cytos – клетка, logos – учение). 4 Основная структурная единица всех растительных и животных организмов.  5. Искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа.

Слова для справок: клонирование, изменчивость, наследственность, клетка

 

©  Обратите внимание! Научный стиль очень последователен в выборе и употреблении слова, так как в данном стиле недопустимо использование нелитературной лексики (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), также слов с эмоциональной окраской.  

Задание № 13. Прочитайте предложения и найдите слова, нарушающие стилевую принадлежность текста. Исправьте стилистические ошибки.

1. Королем современного учения о фотосинтезе является русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. 2. Процесс образования в зелененьком растении органического вещества из веществ неорганических  является основой жизни на Земле. 3. Жратва всех животных и человека состоит главным образом из органических веществ: белков жиров и углеводов. 4. Единственная живая «лаборатория», способная создавать органические вещества из неорганических, − это зеленые растеньица.

        

& АФОРИЗМ занятия

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 637.