В Типовом положении о ДОУ задача охраны и укрепления здоровья детей называется первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания.
Основные положения теории физического воспитания
1. Общее положение о взаимосвязи всех сторон воспитания, гармоничном развитии человека, о ведущей роли воспитания и условий жизни (социальных и природных) в формировании личности.
2. Естественно-научной основой физического воспитания является учение
И. П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы, учение об условно-рефлекторных временных связях, о взаимосвязи двух сигнальных систем. И. М. Сеченов показал, что человек рождается с незначительным числом инстинктивных движений. Все остальные движения произвольны и строятся под воздействием на органы чувств ребенка.
3. Признание социальной обусловленности развития моторной функции организма порождает убежденность в возможности планомерного воздействия на физическое развитие ребенка.
4. Важным в теории физического развития является учение о динамическом стереотипе, т. е. системе условных складывающихся связей, позволяющих ребенку приспособиться к условиям внешней среды. Учение о типах высшей нервной деятельности.
5. Организм есть единое целое, так как работа всех органов и систем психические и физические процессы в нем взаимообусловлены.
6. Организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой.
К условиям оздоровления и коррекции физического развития в ДОУ относится создание оптимального двигательного оздоровительного режима (использование двигательных циклических упражнений, оздоровительно-закаливающих мероприятий).
Основные принципы теории физического воспитания
1. Признание ведущей роли воспитания, обучения и среды в физическом воспитании.
2. Утверждение всестороннего характера физического воспитания.
3. Признание тесной связи физического воспитания с общим развитием ребенка.
Принцип осознанности при овладении движениями, гигиеническими навыками.
5. Обеспечение ведущей роли игры, положительных эмоций в системе физического воспитания.
6. Воспитание валеологической культуры, формирование понимания здорового образа жизни как системы взаимоотношений ребенка с самим собой и факторами внешней среды {В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров).
7. Воспитание нравственности, гуманности, умение корректировать не только свое доровье, но и свои от ношения со сверстниками и взрослыми).
Цель физического воспитания — сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста:
Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие (формирование осанки, потребности в двигательной активности, повышение физической и умственной работоспособности), закаливание.
Система физического воспитания -- система задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания.
Система физического воспитания — это единство общественно-исторических взглядов, научно-методических положений, программно-нормативных основ, единство всех организаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.
Каждое ДОУ имеет право на свою систему физического воспитания. Но существуют общие принципы: оздоровительная направленность; разностороннее развитие личности; гуманизация и демократизация; индивидуализация; единство всех участников педагогического процесса.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
В ДОУ должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры, мини-стадионы. В физкультурном зале желательно иметь: гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки, надувные батуты и тренажеры. На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствий. В ДОУ можно оборудовать мини-доли клиники, где с детьми проводится лечебно - профилактическая работа.
Физическое воспитание - организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.
Физическое образование — комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.
Физическая подготовленность — результат физического образования и воспитания.
В понятие «физическое совершенство* включается гармоничное сочетание всех сторон физического развития: здоровья, стройности, силы, ловкости выносливости. Оно отражает состояние физической культуры как части общей культуры, характеризующей достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Трудности физического развития детей раннего и дошкольного возраста: нарушения здоровья, высокая заболеваемость, двигательный дефицит, детские стрессы.
Методы физического воспитания — упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций. Факторы и средства физического воспитания.
Средства физического воспитания: режим и научные основы его организации в возрастных группах; питание детей; закаливание детского организма, физические упражнения.
Гигиенические факторы: режим, рациональное питание, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, гигиеническая обстановка помещения, формирование культурно-гигиенических навыков.
Естественные силы природы, как средство укрепления и закаливания организма: солнце, воздух и вода.
Физические упражнения, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера. Виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание мяча.
Содержание гигиенических факторов физического воспитания: 1) нормальные условия жизни и деятельности детей (гигиена окружающей среды, питания, сна, отдыха, лечебно-профилактические мероприятия); 2) охрану нервной системы ребенка (режим — рациональное чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности. Его черты: ритмичность, постоянство основных элементов).
Педагогические требования к построению режима: а) постоянство и подвижность, целесообразность, учет возраста и индивидуальных особенностей, потребностей в питании, движении, учет сезонов года, климата; б) рациональное питание; в) гигиеническая обстановка. Естественные силы природы -- средство физического воспитания, обеспечивающие организацию занятий по развитию движений, их проведение на воздухе. Закаливание детского организма.
Закаливание — система мероприятий, направленных на воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к физическим воздействиям внешней среды. Закаливающие процедуры: обливание, обтирание, душ, купание в реке, бассейне и пр. Усиление закаливающих воздействий воздуха, солнца и воды. Требования к проведению: постепенное усиление воздействия закаливающих процедур.
Виды работы по физическому воспитанию с детьми раннего и дошкольного возраста: занятия; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулка; активный отдых — досуг, праздник, детская спортивная олимпиада; день здоровья; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа с детьми совместно с семьей; организация каникул.
Виды физических упражнений:
- гимнастика: основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения;
- подвижные игры; элементы спортивных игр (городки, баскетбол);
- спортивные упражнения: летние-
- плавание, велосипед, самокат, роликовые коньки; зимние лыжи, санки, коньки;
- туризм: пеший, лыжный.
13. Основные компоненты и условия формирования здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении.
Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов:
- наследственности – здоровье родителей;
- среды – состояние окружающей, природной среды, экологии;
- воспитания – условия жизни и воспитания в семье, психологический климат, доходы родителей, питание, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т.д.
Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.
Мониторинг здоровья детей дошкольного возраста показал, что состояние здоровья организованных детей нестабильно. За последние десять лет увеличилось количество детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами во всех возрастных группах (данные статистической отчетности, форма № 31). У детей наблюдаются пограничные формы психических нарушений: агрессия, страхи, капризы, замкнутость, аутизм. Состояние хронического стресса квалифицируется в современной статистике как обусловленное заболевание. Функциональное хроническое перенапряжение детского организма снижает его резистентность (сопротивляемость) к негативным воздействиям внешней среды и приводит к заболеваниям.
Углубленные медицинские осмотры показывают, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечен рост хронической патологии. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является вторая группа здоровья, к которой относятся дети, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в году). С возрастом количество детей первой группы здоровья, т.е. практически здоровых детей, существенно уменьшается.
Серьезные опасения вызывает распространенность функциональных нарушений зрения и осанки у детей дошкольного возраста. Проведенный социально-гигиенический мониторинг дошкольных учреждений г. Минска выявил недостатки в организации условий образовательного процесса: недостаточную искусственную освещенность рабочих мест (на поверхности столов в групповых помещениях и зонах отдыха), что вызывает нарушение осанки (в среднем – 27,2%) и нарушение остроты зрения (10,5%) у детей. Таким образом, создание социально-гигиенических условий для организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях сегодня очень важно и составляет большую часть профилактической работы.
На первое место выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей, использования технологий, сберегающих здоровье, формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Профилактическая деятельность дошкольных учреждений ориентирована на создание здоровой развивающей среды, укрепление природного защитного механизма, поддержание постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).
Основные функции дошкольного образования в целостной системе образования следующие:
- создание общего положительного и устойчивого фона психического состояния, обеспечение благоприятных условий для деятельностной и жизнерадостной личности;
- забота о здоровье детей, их полноценном физическом развитии;
- обеспечение своевременного разностороннего психического развития (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности);
- выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков, развитие целостной личности;
- обеспечение своевременного и полноценного перехода на следующий уровень образования.
Основной целью дошкольного образования является развитие ребенка в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детского возраста как самоценного периода жизни. Обеспечение преемственности перехода к школьному образованию, создание условий для охраны и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении современного типа должны соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Правовые гарантии организации оздоровительных мероприятий обеспечиваются Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» и «Санитарными правилами и нормами устройства и содержания детских дошкольных учреждений» (СанПиН 14-31-95).
Для сохранения и укрепления здоровья детей необходима научно-обоснованная система мер, направленная на улучшение медицинского, психологического и педагогического сопровождения ребенка в развивающей образовательной среде дошкольного учреждения. Воспитателю для успешной профессиональной деятельности необходимо развитие личностного и профессионального самосознания, овладение навыками партнерского общения с детьми, формирование устойчивой положительной мотивации в отношении здорового образа жизни.
Образование и оздоровление – это взаимовлияющие и дополняющие друг друга процессы, позволяющие, сохраняя индивидуальность личности, формировать общую идеологию, культуру, мировоззрение взрослых и детей в отношении личного и общественного здоровья.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Качественному образовательному процессу в дошкольных учреждениях способствуют:
- создание развивающей среды, соответствующей санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям;
- создание атмосферы уверенности, успеха, безопасности, свободы, ответственности;
- позитивное эмоциональное настроение ребенка, позволяющее процесс умственного познания превращать в радостную, интересную для ребенка деятельность;
- проведение игр и занятий, направленных на развитие коммуникабельности, кругозора, внимания, речи, абстрактного мышления;
- развитие познавательной активности детей, способностей, развитие воображения и творчества;
- учет различных факторов: состояния здоровья, работоспособности, сложности заданий, длительности занятий, формы проведения и интенсивности деятельности;
- обеспечение образовательного процесса ресурсами обучения (развивающие игры, игрушки, книги, тетради, инструменты, приборы).
- активные формы взаимодействия, построенные на создании обратной связи с воспитателем, сверстниками в разновозрастных диадах (диалог, собеседование, групповая форма общения и т.д.);
- соблюдение гигиенических требований и рекомендаций по продолжительности сна, пребыванию на воздухе, длительности занятий в дошкольном учреждении.
14. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошкольного образования
Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
1 сенсорное воспитание (развитие);
2 развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
3 становление речи.
4 воспитание любознательности, познавательных интересов.
5 формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.
1Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
2Решая задачу развития мыслительных операций необходимо учить детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предложений. Важно развивать у детей творческое воображение, нужно побуждать ребёнка к поиску решения задачи, учить фантазировать.
3На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи.
4Решая задачу воспитания любознательности и познавательных интересов нужно знакомить детей со свойствами и качествами предметов, явлений действительности, учить находить между ними связи и отношения. Основа познавательного интересы – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребёнка отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деят-ти.
5Основу умственного воспитания составляет ознакомление с окружающим. Знания должны соответствовать принципам энциклопедичности и носить воспитывающий характер. Знания дети усваивают на занятиях и в повседневной жизни. Знания, которые дети приобретают самостоятельно должны уточнятся, систематизироваться и обобщаться. Усвоение систематизированных знаний развивает у ребёнка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создаёт важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе
15. Характеристика методов умственного воспитания детей в учреждении дошкольного образования и семье.
Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).
Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них – умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка – результаты будут просто поражающими.
Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.
Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать: 1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа – вот что поможет родителю вырастить адекватного человека. 2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)». 3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его. 4. В качестве наказания не рекомендуется заставлять кроху стоять или сидеть неподвижно. Особенности психологии малышей Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться. 1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать. 2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя. 3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 336.