Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

- этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

- этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования);

- этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

1.Теоретические.

Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта.

Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.

Дедукция – движение от общего знания к частному.

Индукция – нахождение общего на основе частных случаев.

Классификация предполагает распределение во взаимосвязанные группы, разряды или классы объектов, предметов, явлений на основе существенных признаков.

Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями, и происходит их классификация.

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений.

Изучение документации, архивных документов.

Изучение пед. опыта.

Методы обработки и объяснения собранных материалов. Обработка данных имеет количественный и качественный аспекты. Методы первичной обработки данных упорядочивают информацию об объекте и предмете изучения: табулирование и построение диаграмм, гистограмм, полигонов распределения и кривых распределения. Вторичная обработка – статистический анализ итогов первичной обработки (корреляционный, дисперсионный, факторный, регрессионный, аксонометрический анализ, шкалирование).

2.Эмпирические.

Наблюдение как метод непосредственного восприятия поведения человека в разнообразных ситуациях. Преимущество – фиксируется деятельность и поведение объекта в естественных условиях. Наблюдение включает цель и схему наблюдения. Виды: хронологические, полевые, лабораторные, спровоцированные, открытые и скрытые, включенные.

Самонаблюдение.

Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемых. Метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Виды: в зависимости от условий проведения — лабораторный, естественный: в зависимости от позиции экспериментатора в изучении явлений — констатирующий, формирующий.

Беседы.

Анкетирование.

Тестирование. Тест – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить или измерить уровень развития различных характеристик человека.

Психодиагностические методики можно разделить на две группы:

Высокого уровня формализации: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Характерно: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания, стандартизация, надежность и валидность; короткие сроки сбора информации; количественное и качественное сравнение индивидов между собой. Мало формализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Характерно: трудоемкость, измерение процессов и явлений, трудно поддающиеся объективизации; основа – профессиональный опыт и подготовленность психодиагностика.

3. Система дошкольного образования в Республике Беларусь

Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялось в семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьми окружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций, существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхождения Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. в Беларуси начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили более широкую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия.

Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского. В ноябре 1917 г. издан декрет об организации Госкомиссии по просвещению. Этим декретом дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования..

Процесс создания общественных дошкольных учреждений в Беларуси был прерван иностранной интервенцией, которая длилась до 1918 г. В период оккупации все созданные сады прекратили свое существование.

20-е годы XX в. для Беларуси характеризовались определенным подъемом в развитии общественного дошкольного воспитания.

Созданная в довоенные годы сеть садов, детских домов и площадок была полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны. В 1945 г. принято постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Большое значение для развития общественного дошкольного воспитания в Белоруссии имело постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания, медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959 г.). В результате было создано дошкольное учреждение нового типа – ясли-сад, предназначенное для детей от 2 мес. до 7 лет, разработана соответствующая программа, детские сады начали строиться по типовым проектам, проводились научные исследования по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.) указано, что дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направленным на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Система дошкольного образования включает в себя:

Ø участников образовательного процесса;

Ø образовательную программу;

Ø учреждения дошкольного образования;

Ø органы государственного управления.

Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями.

Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:

Ø ясли;

Ø ясли-сад;

Ø детский сад;

Ø санаторный ясли-сад;

Ø дошкольный центр развития ребенка.

На ближайшее время выделяются следующие актуальные направления дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь (2015-2020)

1.Обеспечение доступности дошкольного образования

2.Совершенствование качества образовательного процесса с учетом принципа преемственности уровней основного образования

3.Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования

4.Развитие экономической самостоятельности учреждений дошкольного образования

5.Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования

4. Учебная программа дошкольного образования. Структура, содержание программы, принципы ее построения.

Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 2-е изд. – Минск: НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.

Утверждена Министерством образования Республики Беларусь

Издана на русском и белорусском языках обучения.

В структуру учебной программы дошкольного образования(далее учебная программа) входят «Пояснительная записка», «Характеристика физического и психического развития ребенка», «Содержание дошкольного образования», «Показатели развития воспитанника», приложения, список рекомендуемой литературы.

В разделе «Характеристика физического и психического развития ребенка» представлены подробные описания психического и физического развития детей от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет, в которых выделен ведущий вид деятельности, отражена сущность формирования психических познавательных процессов и способов познания, раскрыта динамика развития ребенка в условиях разнообразных видов деятельности, представлен примерный распорядок дня. С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.

Направление «Физическое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Физическая культура» и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье,

способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.

Направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Ребенок и общество» и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям. Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание. Традиционные виды труда — самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд — представлены в образовательных областях «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство».

Направление «Познавательное развитие воспитанника».

Содержание реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Направление «Речевое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательных областях «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», «Обучение грамоте» и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог — как универсальная форма речевого общения.

Направление «Эстетическое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Искусство» и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.

В основу содержания учебной программы дошкольного образования положены следующие принципы:

принцип амплификации развития (А.В.Запорожец), предполагающий расширение возможностей развития психики ребенка за счет максимального формирования всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только его интеллектуальное, но и личностное развитие;

онтогенетический принцип, ориентирующий на учет закономерностей формирования интеллекта, эмоций, форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе;

принцип учета ведущего вида детской деятельности, рассматривающий игру как одно из важнейших условий социализации детей от рождения до семи лет;

принцип целостности и системности, отражающий тесную взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований;

принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка, обращенный к организации и управлению его деятельностью с учетом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослым;

принцип проблематизации содержания образования, являющийся источником психического развития детей;

принцип интеграции, обусловливающий органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями;

принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения;

принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, музыкальной);

принцип преемственности, отражающий преемственные связи как между первым уровнем основного образования — дошкольным и первой ступенью общего среднего образования, так и в содержании образовательных областей учебной программы на основе поступательного развития воспитанников, которое обеспечивается усложнением задач, степенью проявления их самостоятельности и включением в различные виды детской деятельности.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 232.