Типчные трудности и ошибки родителей в воспитании детей. Условия успешного семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детей учат любить, прежде всего, родители. Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного «я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с папой и с мамой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим. Здесь дети осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями. Став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко в браке.

Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность. Встречаются также семьи, в которых родители своими неуемными ласками, беспрестанными крепкими объятиями, поцелуями в губы, сном в постели с детьми, купанием их в ванне (даже подростков) способствуют преждевременному сексуальному развитию.

Почти всегда можно встретить детей с двойственными отношением к чрезмерной любви родителей. Они одновременно принимают и не принимают ее. Ребенок, вынужденный постоянно отвечать на настойчивую любовь родителей, может просто устать от ее избытка. Возникает эмоциональная перенапряженность. Дети начинают беспричинно плакать, капризничать, упрямиться.

Есть семьи, в которых родители обнаруживают «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает награду в виде любви только тогда, когда родители им довольны. Если ожидания родителей не оправдываются, то у них возникает беспокойство, легко перерастающее в раздражение и отрицание. Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание. Любовь родителей к детям носит половинчатый, колеблющийся характер – от ее полного отрицания до вспышек немотивированной любви.

Наконец, встречаются семьи, в которых потребности детей в любви не удовлетворены. Родители могут быть холодными, отчужденными, незрелыми, любящими только себя, не способными к любви или не придающими ей значения.

Наличие нескольких детей в семье часто влечет за собой предпочтение родителями того или другого ребенка. Ребенок может быть больше привязан к отцу или матери и особенно чувствителен к любви одного из них, не удостаивающего его ответного чувства. Нарушается правильное представление о самом себе – самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом.

На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувства привязанности к родителям не в одинаковой степени. Здесь возможны любые сочетания. Тем не менее, при нормальном развитии существуют фазы, когда мальчики больше привязаны к матери, а девочки – к отцу. Если по тем или иным причинам существуют препятствия для нормального прохождения этих фаз (как в вышеприведенном случае, то вероятность появления различных отклонений в формировании личности становится большей.

Мы не случайно придаем такое значение эмоциям в жизни ребенка. Человек не может быть полностью счастливым без гармоничной любви, начало которой закладывается в семье.

Как же нарушения семейных взаимоотношений и отклонения в воспитании оказывают влияние на возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте? Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и реже – возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения.

Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Если рассмотренные крайние типы воспитания одновременно сопровождаются непоследовательным и противоречивым отношением родителей, то в этих условиях излишне строгое противоречивое воспитание может привести к неврозу навязчивых состояний, избыточно опекающее противоречивое воспитание – к истерическому неврозу. Предъявление непосильных требований к детям и чрезмерный контроль считаются немаловажными причинами неврастении.

Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают и такие факторы, как конфликтные отношения в семье и психопатические черты у родителей. Иногда они настолько выражены, что можно говорить о психопатической структуре семьи в целом или о семейном неврозе.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.