Первые три года жизни ребенка выделяют в особый период, называемый периодом раннего детства.
Общая характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет показывает, что этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Есть 3 фундаментальных жизненных приобретения ребенка в раннем детстве: 1) прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации); 2) речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре); 3) предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения). Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства, главным образом, входят следующие разделы:
1) соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
2) правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др. ;
3) проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
4) создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности.
Но кроме всего, в воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, поскольку у детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков.
Особенности воспитания детей раннего возраста очень хорошо описаны В. Н. Аванесовой Воспитание детей 1-го года жизни.
Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года. Так и режим дня, задачи и методы воспитания меняются поквартально.
1. С рождения до 3 месяцев необходимо:
* с первых недель с детьми часто, ласково и с улыбкой разговаривать;
* в часы бодрствования давать возможность двигаться свободно и заниматься с игрушками, соответствующими их возрасту;
* перед каждым кормлением и укладыванием спать, нужно систематически класть ребенка на живот, для развития умения поднимать голову;
* для поднятия эмоционального тонуса, недолго держать ребенка на руках;
* показывать ребенку разные игрушки, но немного и не в руки (это рассеивает его внимание и вызывает утомление).
* не приучать к укачиванию и другим методам скорейшего засыпания.
2. От 3 до 6 месяцев желательно:
* больше разговаривать с детьми, поддерживая радостное настроение и вызывая ответные звуки (важна интонация взрослого);
* благоприятная акустическая обстановка в помещении – относительная тишина (развитие слухового анализатора, становление речи);
* развивать навык брать и держать игрушку;
* помогать в освоении ползания;
* учить переворачиваться со спины на бок, на живот, и обратно на спину;
* правильно организовать условия бодрствования – от 1,5 до 2 ч в манеже.
3. От 6 до 9 месяцев можно:
* в обращении применять строгий тон (запрет) и ласковый тон (поощрение);
* предоставлять возможность свободного передвижения – в манеже, а затем отгородив часть групповой комнаты барьером и утеплив пол;
* побуждать вставать на ножки, передвигаться на них, стимулируя интересной игрушкой и ласковым голосом;
* расширять интерес ребенка к окружающей обстановке;
* способствовать развитию тех навыков, которые дети не могут освоить без помощи взрослых, особенно для укрепления костно-мышечной системы;
* подкреплять другими интересными для ребенка раздражителями (например, звуком) в качестве эффективных приемов обучения различным действиям.
4. От 9 месяцев до 1 года требуется:
* больше уделять внимания, ласково обращаться с ними, больше заниматься (потребность в общении со взрослым);
* не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка (игры с игрушками, ползание или ходьба, держась за разные предметы и т. п.)
* устраивать для детей совместные игры с двумя или несколькими детьми, приучая их правильно относиться друг к другу, оказывать взаимопомощь;
* многократно повторять одни и те же слова для понимания их ребенком;
* создавать ситуации, которые бы способствовали бы развитию умению ходьбы (перемещение игрушек, расстановка мебели и т. д.);
* проводить с детьми специальные занятия, игры и развлечения с воспитательной целью (развитие наглядно-действенного мышления, произвольности, мелкой моторики рук, координации движения глаз и рук);
* в часы бодрствования следить за правильным использованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых манипулятивных действий с ними (постукивание и т. п.);
* в обучении: метод пассивных движений, затем побуждение по слову в сочетании с показом, затем – только по словесному указанию;
* приучать к опрятности (с момента самостоятельного сидения).
Воспитание детей 2-го года жизни.
Со 2-го года жизни программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца, а по полугодиям, поскольку темп психического и физического развития ребенка снижается.
* в 1-м полугодии дневной сон 2 раза: по 2—2,5 и 1—1,5 ч; после полутора лет один раз: 2,5—3 ч (в течение месяцев);
* малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3—4 человека; дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе;
* важна организация специальных условий бодрствования: подвижные игры, гимнастические упражнения, регулировать двигательную активность;
* обучать обращению с дидактическими игрушками и орудийным действиям;
* прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить, в противном случае – заменяется сном на свежем воздухе (в холодное время).
Воспитание детей 3-го года жизни.
Особенности воспитания детей в данном возрасте заключаются в следующем:
o речь и поведение взрослых, особенно членов семьи, имеет важно значение;
o необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности (в том числе к преодолению небольших препятствий);
o необходимо подбирать наиболее полезные игры занятия для развития у него координации движения, точности, ловкости и других ценных качеств.
o помогать детям научится заканчивать одно дело и только потом переключаться на другое и хвалить детей за их старания;
o побуждать больше говорить, обучать их новым словам и новым действиям;
o приучайте к организованности и аккуратности;
o помнить, что внимание у них недостаточно развито – их нельзя перегружать сложными заданиями, но требовать выполнения простых.
К примеру, при воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами (маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.) С учетом этой особенности, в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально. А знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.
Главной задачей на современном этапе является сохранение здоровья и интеллекта нации, что невозможно без решения центральной проблемы развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.