Воспитание коллективизма и коллективистический направленности.
Задачи: а) формирование умений согласовывать свои желания с желаниями группы, принимать общую цель деятельности; б) формирование в коллективе таких отношений, при которых каждый ребенок находит удовлетворение своим интересам.
Проблему воспитания, у детей начал коллективизма и коллективистической направленности личности исследовали: Ф. С. Левин-Щирина — воспитание начал коллективизма у старших дошкольников, объединение результатов деятельности полученных каждым ребенком, в общий итог работы коллектива. Р. М. Римбург - воспитание у детей чувств коллективизма включающего наличие социальных чувств; Д. Б. Эль-конин - - развитие в сюжетно-ролевой игре двух типов отношений: действия по роли и действия, возникающие в связи с обсуждением построения игры, распределения ролей способствующих усвоению правил взаимоотношений; А. П. Усова — наличие в игре двух типов отношений: реальных и игровых. Развитие детского сообщества, воспитание в игре качеств общественности; Р. И. Жуковская — воспитание в игре нравственных качеств; Т. А. Маркова — формирование коллективных взаимоотношений между детьми; Т. Б. Потапенко — взаимосвязь понятий «личность для коллектива» и «коллектив для личности».
Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста: 1) изучение особенностей формирования отдельных компонентов коллективных взаимоотношений; 2) роль разных видов деятельности; 3) формирование детского сообщества, личностных качеств, обеспечивающих ребенку комфортное развитие в коллективе; 4) развитие индивидуальности, воспитание черт коллективизма и умение жить в коллективе; 5) роль взрослого в детском коллективе; 6) построение партнерских взаимоотношений между участниками целостного образовательного процесса в детском саду и др.
Компоненты коллективных взаимоотношений: взаимопомощь, сопереживание, сорадость, дружба, коллективное мнение.
Этапы развития детского сообщества объединения детей на основе: а) совпадения интересов к занятию, игре; б) личных симпатий; в) общей деятельности, выполнения задания, работы с учетом разных интересов партнеров по деятельности; г) тяготения к обществу ровесников (Е. Е. Шулешко, О. В. Пастюк).
Нормы поведения дошкольников в процессе общей деятельности:
1) справедливое распределение ролей, материалов;
2) ответственное отношение к выполнению своего задания;
3) осознание себя членом сообщества;
4) осознание необходимости взаимопомощи, проявление гуманных чувств к партнерам, взаимоконтроля;
5) качественное выполнение своего задания.
Положение ребенка в группе сверстников (Я. Л. Коламинский): «звезды» (наиболее популярные в группе дети), «предпочитаемые» (имеющие ребят, желающих с ними играть, общаться), «не принятые» (не имеющие взаимной симпатии). Детское сообщество образуется на основе равноправного положения каждого участника в нем: «лидерства — подчинения».
Структура коллективной деятельности: общая цель, распределение обязанностей между всеми участниками, обобщение результатов.
Понятие качества общественности включает: умение войти в коллектив сверстников, наладить отношения с ними, подчиниться общему замыслу, предложить свой, встретиться с отношением к себе и др. (А, П. Усова).
Условия формирования коллективистической направленности личности:
— учет интересов каждого ребенка, создание условий для их реализации;
- обеспечение эмоционального комфорта;
- положительная оценка результатов деятельности каждого ребенка, значимость результата для всей
группы;
- развитие справедливых партнерских взаимоотношений;
- воспитание взаимопомощи, поддержка каждого
ребенка со стороны членов группы;
- развитие интересов способствующих устойчивости игровых объединений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 303.