Характеристика семьи как воспитательного института. Типы семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По воспитательному потенциалуразличают следующие типы семьи:

· воспитательно-сильные

· воспитательно-устойчивые

· воспитательно-неустойчивые

· воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними

· воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой

· воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой

· маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией

· правонарушительские

· преступные

· психически отягощённые

Воспитательно-сильные. Воспитательные возможности в этих семьях очень высоки. Главное в них не структура и не материально-бытовая сторона. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать воспитательные трудности, но на первый план выступают благоприятная атмосфера семьи и взаимодействие с детьми, степень доверия, влияния, контроля

Воспитательно-устойчивые. Такие семьи имеют благоприятные возможности для воспитания, несмотря на трудности и конфликты во взаимодействии, в сохранении психологической близости, которые можно преодолеть с помощью, например, школы

Воспитательно-неустойчивые. Эти семьи отличает неправильная педагогическая позиция родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.). Воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.

Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними.

В этих семьях родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры). Конфликтов в таких семьях обычно нет, но постоянно утрачивается влияние семьи на ребенка, контроля за его интересами и времяпрепровождением. Поэтому продуктивное взаимодействие с детьми минимально, большое место в жизнедеятельности подростка занимает стихия неформальных групп.

Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией. Правонарушительские. Преступные. Психически отягощённые. Характеристика этих типов семей ясна из их названия

Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи раскрывается в содержании его основных компонентов: психологическая коммуникабельность, нравственная направленность, педагогическая культура родителей.

Психологическая коммуникабельностьвключает следующие виды внутрисемейных отношений:

- интеллектуальные (умение находить общий язык и приходить к общему мнению, устанавливать сходство интересов к книгам, музыке и т.п.)

- эмоциональные (любовь и желание быть вместе, общность эмоционального настроя, забота о младших, уважение к старшим и т.п.)

- волевые (способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод)

Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения, определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей.

Педагогическая культура родителей проявляется

- в умении находить верный тон в отношениях с детьми в зависимости от возраста, выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты

- в стремлении к педагогическому самовоспитанию

в интересе к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желании использовать его на практике

- в достижении единых требований к детям

Роль примера в воспитании.А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил:

«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома»

Причины снижения воспитательного потенциала массовой семьи:

· дефицит средств и времени для воспитания и развития детей (в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родители);

· явный дефицит общения и совместных дел родителей и детей;

· нарастание отчуждения между детьми и родителями вследствие увеличения разрыва между ценностями старшего и младших поколений, сверх занятости родителей, отсутствия благоприятной эмоциональной атмосферы;

· сокращение социальной инфраструктуры детства и резким снижением уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;

· усиление влияния асоциальных и криминальных групп в микросреде семьи.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.