По воспитательному потенциалуразличают следующие типы семьи:
· воспитательно-сильные
· воспитательно-устойчивые
· воспитательно-неустойчивые
· воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними
· воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой
· воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой
· маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией
· правонарушительские
· преступные
· психически отягощённые
Воспитательно-сильные. Воспитательные возможности в этих семьях очень высоки. Главное в них не структура и не материально-бытовая сторона. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать воспитательные трудности, но на первый план выступают благоприятная атмосфера семьи и взаимодействие с детьми, степень доверия, влияния, контроля
Воспитательно-устойчивые. Такие семьи имеют благоприятные возможности для воспитания, несмотря на трудности и конфликты во взаимодействии, в сохранении психологической близости, которые можно преодолеть с помощью, например, школы
Воспитательно-неустойчивые. Эти семьи отличает неправильная педагогическая позиция родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.). Воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.
Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними.
В этих семьях родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры). Конфликтов в таких семьях обычно нет, но постоянно утрачивается влияние семьи на ребенка, контроля за его интересами и времяпрепровождением. Поэтому продуктивное взаимодействие с детьми минимально, большое место в жизнедеятельности подростка занимает стихия неформальных групп.
Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией. Правонарушительские. Преступные. Психически отягощённые. Характеристика этих типов семей ясна из их названия
Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи раскрывается в содержании его основных компонентов: психологическая коммуникабельность, нравственная направленность, педагогическая культура родителей.
Психологическая коммуникабельностьвключает следующие виды внутрисемейных отношений:
- интеллектуальные (умение находить общий язык и приходить к общему мнению, устанавливать сходство интересов к книгам, музыке и т.п.)
- эмоциональные (любовь и желание быть вместе, общность эмоционального настроя, забота о младших, уважение к старшим и т.п.)
- волевые (способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод)
Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения, определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей.
Педагогическая культура родителей проявляется
- в умении находить верный тон в отношениях с детьми в зависимости от возраста, выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты
- в стремлении к педагогическому самовоспитанию
в интересе к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желании использовать его на практике
- в достижении единых требований к детям
Роль примера в воспитании.А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил:
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома»
Причины снижения воспитательного потенциала массовой семьи:
· дефицит средств и времени для воспитания и развития детей (в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родители);
· явный дефицит общения и совместных дел родителей и детей;
· нарастание отчуждения между детьми и родителями вследствие увеличения разрыва между ценностями старшего и младших поколений, сверх занятости родителей, отсутствия благоприятной эмоциональной атмосферы;
· сокращение социальной инфраструктуры детства и резким снижением уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
· усиление влияния асоциальных и криминальных групп в микросреде семьи.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.