См. МУ-2016, стр. 31-32; МУ-2014, стр. 31-49.
3. Идентификация и прослеживаемость товаров [1; 8, с. 179-182; 20, с. 32-35].
Пользуясь ФЗ «О техническом регулировании [1], учебником [8, с. 179-182] или МУ [20, с. 32-34], запишите в тетрадь термины и определения основных понятий (идентификация, методы идентификации, виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая) и товарно-партионная (товарной партии), а также прослеживаемость товаров. Составьте конспект.
Идентификация продукции – это установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам или её описанию (ГОСТ 51293-99)
В ФЗ «О техническом регулировании» приведено более конкретное определение этого термина. Идентификация – установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам.
Под описанием товара понимают набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих товар, установленных в соответствующих документах: стандартах, технических условиях, нормативных документах федеральных органов исполнительной власти; товаросопроводительной документации, договорах поставки, спецификациях, технических описаниях, этикетках, ярлыках и других документах, характеризующих товар. Эти документы являются средствами идентификации.
В зависимости от задач идентификации и специфики товаров используют следующие методы идентификации: по документации, инструментальный, органолептический, визуальный, опробование, испытания.
Результатом идентификации является заключение о соответствии или несоответствии конкретного товара образцу и (или) его описанию. Отрицательный результат, идентификации свидетельствует фальсификации товара.
Идентификацию проводят в случаях, когда в информации о конкретном товаре представлено неполное его описание, либо необходимо подтверждение его достоверности.
Идентификацию товаров проводят при всех видах оценочной деятельности: при товароведной и потребительской оценке, контроле качества и количества, сертификации соответствия, товарной экспертизе.
В коммерческой деятельности идентификацию проводят при заключении договоров купли-продажи и контрактов на поставку товаров, при приемке, хранении, подготовке к продаже (реализации) товаров.
В России в настоящее время маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервов и сыров путем указания информации о наименовании товара, предприятии изготовителе, номере смены, дате выработки.
ВИДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ:
Идентификацию товаров проводят при всех видах оценочной деятельности: при товароведной и потребительской оценке, контроле качества и количества, сертификации соответствия, товарной экспертизе.
В коммерческой деятельности идентификацию проводят при заключении договоров купли-продажи и контрактов на поставку товаров, при приемке, хранении, подготовке к продаже и реализации товаров.
По назначению различают следующие виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая) и товарно-партионная (товарной партии).
Ассортиментная (видовая) идентификация – это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования.
Это вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию. Если заявленное наименование товара не соответствует фактическому, то говорят об ассортиментной фальсификации.
Качественная (квалиметрическая) идентификация - установление соответствия требованиям качества, предусмотренным документацией.
Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допускаемых и недопyскаемых дефектов, соответствие товарному сорту или иным градациям качества, указанным на маркировке и/или в сопроводительных документах. Если установлено несоответствие товара указанному сорту, то говорят об особом способе фальсификации – пересортице.
Товарно-партионная идентификация – установление принадлежности представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) к конкретной товарной партии. Она позволяет выявить принадлежность дефектной продукции к конкретной товарной партии) Это наиболее сложный вид идентификации, поскольку для многих товаров отсутствуют или ненадежны критерии для идентификации. Решению этой проблемы способствует разработка и внедрение технологий маркировки единичных экземпляров товаров или упаковочных единиц, что позволяет обеспечить индивидуальную идентификацию.
В России в настоящее время маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервов и сыров путем указания информации о наименовании товара, предприятии изготовителе, номере смены, дате выработки.
Критериями идентификации являются признаки, параметры, показатели и требования, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретного товара образцу или его описанию. Так, идентификацию продовольственных товаров проводят по органолептическим и физико-химическим показателям.
Органолептические показатели наиболее доступны, но недостаточно достоверны. Поэтому они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые более достоверны и объективны. Эти показатели специфичны и характерны только для определенных групп однородных пищевых продуктов, а иногда и для отдельных видов. Следует отметить, что многие физико-химические показатели не могут служить критериями идентификации, так как их легко подделать.
В то же время существуют и достаточно надежные критерии идентификации, например, для крахмала – особенности его внутреннего строения; для пищевых жиров и молока – особенности химического состава; для виноградных вин – количество и размер взвешенных коллоидных частиц и изменение дисперсности и устойчивости коллоидных частиц при добавлении электролитов и т.д.
Выявленное при идентификации несоответствие может быть одним из видов фальсификации.
Прослеживаемость – способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.
Прослеживаемость товарных партий должна быть установлена на этапе их формирования, который является началом её применения, а также на всех последующих этапах товарной стадии.
Идентификации и прослеживаемости товаров должен предшествовать комплекс работ по техническому (технологическому), информационному и организационному обеспечению.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ: Фальсификация (от лат. Falsifico – подделываю) – это подделка объектов, выполненная с корыстной целью при проведении процесса обмена, купли-продажи. В более широком смысле может быть определена как действия, направленные на ухудшение свойств объекта купли-продажи при сохранении наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств объекта с целью обмана потребителя и получения незаконных прибылей.
Различают несколько видов фальсификации:
· по характеристикам товара – ассортиментную (видовую), качественную, количественную, стоимостную, информационную;
· по месту осуществления – технологическую и предреализационную.
Для каждого вида фальсификации характерны свои средства и способы подделки.
Ассортиментная фальсификация – подделка товара путем его частичной или полной замены заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких свойств.
В зависимости от используемых средств различают следующие способы ассортиментной фальсификации:
• частичная замена продукта водой, например, алкогольных и безалкогольных напитков, соков, молока;
• добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт, например, фальсификация меда сахарным сиропом или фальсификация сметаны кефиром;
• замена натурального продукта имитатором, например, кофейные напитки на основе зерновых или цикория, напитки с добавлением синтетических красителей, ароматизаторов и кислот.
Качественная фальсификация – это подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей (пересортица).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.