Ключевые слова: Основные категории товароведения. Сущность терминов «товар», «потребительская стоимость товара», «качество товара», «Информация о товаре».
Получили распространение и заслуживают внимание следующие определения товароведения.
Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров (зафиксировано в коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге).
Товароведение – прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хранении (Советский энциклопедический словарь).
Товароведение – это деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к месту использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя (Большой экономический словарь, 1997).
Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющие их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик (Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров»).
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Качественная характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность. Качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.
Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров.
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета реализации или уценки товаров. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами.
Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товаров. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими, эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т. п.). Благодаря мерам государственного регулирования поддерживаются низкие цены на такие товары. Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин, поэтому они подробно не рассматриваются.
Термин товароведение состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последние слово означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение – знания о товарах.
Объект – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектом товароведения является товар — продукт труда, произведенный для купли-продажи.
Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость — это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность. Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.
Стоимость товара — овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Стоимость лежит в основе цен товаров.
Как потребительные стоимости товары различаются качественно, так как они удовлетворяют разные потребности людей и не различаются количественно, поскольку они разнородны и непосредственно несоизмеримы.
Как стоимости товары качественно однородны и различаются лишь количественно — величиной стоимости.
Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной.
Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления.
Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-
экономической, т.е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару.
Объектами товароведения являются товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.д.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Субъект – человек, познающий объект и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей (Словарь иностранных слов).
Субъектами товароведной деятельности являются товароведы (специалисты, обеспечивающие продвижение товара от изготовителей до потребителей с учетом основополагающих характеристик товара и запросов потребителей) и потребители товаров.
Задачи товароведения:
1) Четкое определение основополагающих характеристик товаров;
2) Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы;
3) Систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
4) Изучение свойств и показателей ассортимента для последующего анализа и принятия управленческих решений по ассортименту;
5) Оценка качества товаров, выявление градаций качества и дефектов, возникающих в товарах;
6) Информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.
В товароведении применяют две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.
Значение товароведения в условиях рыночной экономики
2. Классификация товаров: цель, общие принципы и правила классификации, иерархический и фасетный методы классификации. Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
1. Общие сведения о товароведной классификации потребительских товаров [8, с. 63-68, 81-84; 20, с. 5-9; 17, с. 13-15].
Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по наиболее характерным общим признакам. Классификация необходима для систематизации, упорядочения информации во избежание информационного хаоса.
2. Изучение методов классификации – иерархического и фасетного.
Методы классификации: иерархический и фасетный. Иерархический – последовательное разделение множества объектов на подмножества на подчиненные группировки; фасетный – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Классификация товаров приведена в приложении 1.
Иерархический метод классификации изучите на примере частной классификации БАД к пище из морского сырья [17], (рис. 2), а фасетный – общей классификация БАД к пище (рис. 1).
Рис. 1. Общая классификация БАД, построенная по фасетному методу
Рис. 2. Частная классификация БАД к пище на основе рыб и морских гидробионтов, построенная по иерархическому методу
Дата: 2019-02-19, просмотров: 509.