Классификация баз данных. По характеру хранимой информацииБД делят нафактографические и документальные. В фактографических БД хранится краткая информация строго определенном формате. В документальных БД - всевозможные документы.
Классификация по способу хранения данныхделит БД нацентрализованные и распределенные. Вся информация в централизованной БД хранится на одном компьютере. Распределенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях.
По структуре организации данныхговорят о трех способах организации данных: табличном, иерархическом и сетевом.
В базовом курсе информатики рассматриваются лишь фактографические реляционные базы данных.
Реляционная база данных — база данных, основанная на реляционной модели данных. Понятие «реляционный» основано на англ. relation («отношение», «зависимость», «связь»).
Структура однотабличной реляционной БД. Таблица содержит информацию о некоторой системе объектов или событии. В терминологии реляционных баз данных строки таблицы называются записями, столбцы — полями.
Основные понятия, связанные с записями и полями: главный ключ записи, имя поля, значение поля, тип поля.
Основные представления, которые должны быть закреплены учениками:
· всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью;
· всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы;
· значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта.
Величина — это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами.
Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
· множеством значений, которые может принимать величина;
· множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
· формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
В большинстве случаев в базах данных используются четыре новых типа: символьный, числовой, дата и логический.
Программное обеспечение. СУБД — система управления базами данных.
У всякой СУБД существует свой язык описания данных и язык манипулирования данными. Любая команда — это информация, управляющая выполнением определенного вида работы. Она должна содержать все необходимые данные для этого. Обычно это имя команды и набор параметров.
Изучение конкретной СУБД следует проводить по стандартной методической схеме: «среда — режимы работы — система команд — данные».
Для СУБД Access различаются следующие основные режимы работы:
· режим работы с таблицей: «Таблица»;
· режим работы с запросами: «Запрос»;
· режим работы с отчетами: «Отчет»;
· режим работы с формами: «Форма»;
В свою очередь, в каждом из отмеченных режимов естьподрежимы: «Просмотр», «Конструктор» и «Создать».
Основные типы решаемых задач. Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы, поэтому ученикам необходимо показать, где хранится программа и как ее запустить на исполнение.
Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открытьфайл с БД.
Запросы на поиск данных. Основная задача любой информационной системы - поиск информации в БД. Переходя к работе с конкретной СУБД, учитель знакомит учеников с правилами формирования в ней команды запроса.
В СУБД Access для создания запросов используется конструктор запросов. Формируемая команда оказывается скрытой от пользователя. Целесообразно поступать следующим образом: выполнение любого задания на поиск данных в БД начинать с записи в тетради команды на языке гипотетической СУБД, а затем, перейдя в режим создания запроса на выборку, соответствующим образом заполнить поля конструктора.
Запросы на удаление данных. В Access с помощью конструктора формируется запрос на удаление и условие для отбора удаляемых записей задается в табличной форме, так же как и в запросе на выборку.
Запросы на сортировку(записей). Здесь основными понятиями, которые должны усвоить ученики, являются «ключ сортировки» и «порядок сортировки». Ключ сортировки — это поле по значению которого происходит упорядочение записей в таблице. Порядок сортировки имеет два варианта: по возрастанию значений ключа и по убыванию значений.
Если ключей несколько, то среди них устанавливается иерархия: первичный ключ, вторичный ключ и т.д.
Введение основных понятий алгоритмизации: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя. Методическая роль компьютерных исполнителей в школьном курсе информатики. Работа с компьютерным исполнителем «Чертежник».
Начальные понятия алгоритмизации вводятся в 6-м классе.
Последовательность действий для решения задачи называют алгоритмом.
В разных школьных пособиях предлагают следующие определения:
1). Алгоритм – понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.
2). Алгоритм – конечная последовательность команд исполнителю совершить конечную последовательность действий для достижения определенной цели.
3). Алгоритм – предписание исполнителю совершить конечную последовательность действий для достижения определенной цели.
4). Алгоритм – описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи.
Понятие алгоритма связано с понятием исполнитель. Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя. Исполнитель алгоритма – человек или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют их правильно выполнять. Перечень команд, которые воспринимает и может исполнить исполнитель, называют системой команд исполнителя.
Еще один важный момент – исполнитель работает формально. Это означает, что он не рассуждает над командами, просто их выполняет. Поэтому процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать. Универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
Если исполнитель – человек, то команды алгоритма формулируют как обычные предложения, фразы. Форма записи должна быть простой, порядок исполнения команд – понятным. Наиболее распространенной формой записи алгоритма для исполнителя – человека является словесная форма.
Надо подчеркнуть, что алгоритм – это только последовательность команд; для достижения цели необходимо алгоритм исполнить. Это можно сделать при наличии определенного набора данных (в примере – при наличии воды, чайника, электроплитки и напряжения в сети, а также при наличии умений пользоваться электроплиткой). Исполнение алгоритма начинают с первой команды, после ее исполнения переходят ко второй, к третьей и т.д. до последней. Таким образом, решение задачи подразумевает 1) составление алгоритма; 2) исполнение алгоритма исполнителем при заданном наборе данных.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 312.