Музейный источник, его виды и типы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерном для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций. Объектом исследования здесь становится музейный предмет как феномен истории и культуры.

Термин музейный предмет был введен в научный оборот в начале 1930-х гг. Н. М. Дружининым. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследования зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеше, К. Шрайнера, А. М. Разгона, В. Ю. Дукельского, В. В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Объекты и предметы, обладающие научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью, имеющие значимость для определенного музейного собрания, принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмет должен пройти ряд операций (процесс оценки информационной, культурологической, научной и социальной значимости, комплектования, учета, описания, включения в определенное музейное собрание, подготовки к длительному хранению и многоплановому использованию). В музейном собрании музейный предмет превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления, процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой обитания, выявляют присущие ему характеристики. Но в фондовых собраниях и экспозициях музейный предмет приобретает новые связи с другими предметами, тем самым расширяя первоначальные бытовые функции. Наибольшее внимание при выявлении музейных предметов обращают на такие качества, как информативность, аттрактивность и экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических, культурный, общественных и природных процессах и явлениях. Информативность музейного предмета как источника можно разделить на две условные позиции: внутреннее информационное поле (атрибуция предмета: название, назначение, время создания, форма и др.) и внешнее (история предмета, история происхождения, бытования, т. е. информация «вокруг» предмета, косвенная информация).

Аттрактивность отражает внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание (формой, цветом, размерами и др.).

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, его способностью вызывать у человека ассоциации, сопричастность к определенным событиям, явлениям.

Репрезентативность, т. е. информационная насыщенность в ряду типичных предметов или уникальность и мемориальная значимость музейного предмета.

Музейный предмет – исторический источник, так как является продуктом деятельности людей, содержит в себе факты, реальные явления общественной жизни в единстве непосредственного и опосредованного отражения. Все исторические источники делятся на типы: письменные, вещественные, этнографические, устные или фольклорные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. Такое деление исходит из двух принципов: способ передачи информации на определенных носителях (вещественные, устные, письменные) и методы и приемы, предлагаемые исследованиями различных наук (этнографии, археологии, лингвистики, истории). В музейные собраниях выделяют шесть типов источников: вещественные (вещевые), изобразительные, письменные, фонические, фотоисточники, киноисточники. Исходя из специфики источников при их источниковедческом анализе применяют методики различных наук. Главным источником методов исследования музейных предметов становятся вспомогательные исторические дисциплины как раздел источниковедения и история материальной культуры и быта. Вспомогательные исторические дисциплины определяют методику работы с письменными источниками (эпиграфия, папирология, берестология, палеография, дипломатика, археография, генеалогия, метрология, историческая география). Вспомогательные исторические дисциплины, работающие с вещественными памятниками (нумизматика, бонистика, филателия, вексиология, фалеристика, сфрагистика), часто применяют методику истории материальной культуры (этнографические, археологические методы и др.).

Особенность музейного предмета (семантическая зашифрованность информационной составляющей) определяет особую знаковую систему: отдельный музейный предмет – это индивидуальный символ, расшифровка которого возможна через совокупность предметов музейного собрания и методику междисциплинарного исследования; включение семантики музейного предмета в новые взаимосочетания через объединение в коллекционные и экспозиционные собрания. Семантика музейных предметов выполняет две главные функции: функцию передачи значения и смысла исторического явления, события, процесса; функцию общения как побуждения к действию.

Классификация музейных источников

Природа предмета обуславливает их информационные возможности и особенности, и определяет их принадлежность к конкретному типу исторических источников: статические (вещественные, изобразительные, письменные) и отдельную группу составляют динамические (кино – и видеоисточники, фонические источники).

Вещественные источники, это тип исторических источников, предметы и объекты, в которых овеществлена деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, даже об эмоционально-психологическом складе и внутреннем мире человека. Термин используется для обозначения исторических источников, не несущих на себе или в себе письменных сообщений. Вещественные источники составляют основу собраний музеев, где образуют коллекции археологические, нумизматические, орденов и медалей, оружия, тканей, керамики, фарфора, стекла и др.

Изобразительные источники, тип исторических источников. В широком смысле, это все источники,кодирующие информацию посредством зрительного образа, независимо от характера орудий и материала, а также способа создания изображений. Изобразительные источники можно разделить на условно- (или графически) изобразительные (карты, диаграммы и др.), технически-изобразительные (кино- и фотодокументы), собственно (или художественно) изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства). В узком смысле под изобразительными источниками понимаются два последних вида. Искусствознание изучает изобразительные источники как произведения искусства, т.е. как носители прежде всего эстетической информации.

Письменные источники, это тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме (вербализована) и зафиксирована им с помощью знаков письма (букв и др.).Основная категория источников для исследования средневековой, новой и новейшей истории. Объект изучения источниковедения, специальных и вспомогательных исторических дисциплин: археографии, дипломатики, палеографии, кодикологии, сфрагистики, эпиграфики и др. письменные источники классифицируются по разным признакам - способу воспроизводства (рукописные, печатные и др.), содержанию (источники по социально-экономической истории и политической истории, истории общественной мысли и др.), происхождению, хронологии. Наиболее распространена классификация по типам и видам: летописи, акты, нормативные документы (положения, указы), делопроизводственные документы. Статистические материалы, политические сочинения и публицистика, периодика, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), художественная литература, научные труды.

Фонические источники, это тип исторических источников, в которых информация выражена в форме звуков человеческой речи, музыки, шумов и пр. Сохранению фонических источников в значительной степени способствовало коллекционирование звукозаписей (филофония) и собирание их музеями (музыкальными, театров, историческими, естественно-научными и др.), в которых они хранятся в виде коллекций фономатериалов.

Определяющую роль в фондах музея играют музейные предметы, относящиеся к разным типам источников, соотношение которых зависит от принадлежности музея к определенному профилю и его конкретной специфике.

Музейный предмет - это предмет, хранящийся в музее. Предметы музейного значения, т.е. вещи, документы, произведения искусства, обладающие музейной ценностью, должны отвечать ряду требований. В соответствии с этим принято выделять общие свойства предметов, иными словами, их характеристики с точки зрения возможности последующего музейного использования. Наибольшее значение имеют такие свойства, как информативность, аттрактивность и экспрессивность, - они являются непременными качествами музейного предмета.

Важнейшее из свойств - информативность предполагает способность предмета выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, явлениях природы, культуры. Наряду с документами, специально предназначенными для хранения и передачи информации, высокой информативностью могут обладать и произведения искусства, предметы быта, орудия производства, в том числе и современного.

С информативностью тесно связано такое свойство музейного предмета, как репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов.

Аттрактивность основывается на внешних признаках предмета и является выражением его способности привлекать внимание посетителей. Её источниками могут быть необычная форма, цвет, размер, эстетические особенности предмета.

Экспрессивность характеризует эмоциональное воздействие предмета на человека. Экспрессивны в первую очередь мемориальные материалы - личные вещи известного писателя, костюм выдающегося актера и т.д.

Информативность, аттрактивность, экспрессивность характеризуют содержание, внешние особенности, ценностное восприятие предмета. Тем не менее они не исчерпывают всех отличительных признаков предметов музейного значения. К их числу необходимо отнести подлинность, сохранность, понимаемую не только как состояние предмета в момент поступления в музей, но и как способность сохраняться длительное время, коллекционность - связь с другими предметами музейного собрания в соответствии с профилем музея.

Наряду с общими свойствами каждому предмету присущи конкретные признаки. Это материал, форма, размеры, назначение, устройство, техника и время изготовления и т.д.

Выявление перечисленных признаков происходит в процессе научной обработки музейных коллекций. Благодаря этой деятельности музейные предметы, коллекции, собрания и в целом музейный фонд страны становится частью национального культурного достояния. Этому превращению предшествует долгий путь от среды бытования, места находки или первоначального хранения предмета музейного значения, обнаруженного в ходе сбора материалов, закупленного музеем у частного лица или полученного в дар. Музейный предмет, пройдя реставрацию, научную обработку, после ряда учетно-хранительских операций включают в состав музейного собрания.

Типовые и уникальные музейные предметы.Типовые - это предметы, отражающие типичные явления и обладающие свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Это м. б. предметы серийного производства, типовые документы, или те, которые хранятся в музее в большом количестве, например, каменные орудия труда неолитического периода. Уникальными называются предметы, которые отражают типовые явления, но сохранились в единственном числе или в очень небольшом количестве. Уникальными считаются своеобразные и неповторимые предметы, как, например, произведения искусства, памятники письменности, уникальные приборы, мемориальные предметы и др. Среди мемориальных предметов выделяют группу реликвии(особо почитаемые о выдающемся человеке или событии).

Совокупность музейных предметов, связанных общностью или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музейной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам - по типам источников, по происхождению, по содержанию. Систематические коллекции состоят их предметов одного типа, сгруппированные по определенному признаку классификации - по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регионам, этническим группам и т.д. (коллекции живописи, книг, сельскохозяйственных орудий и др.). Тематические коллекции объединяют предметы разных типов, которые в своей совокупности раскрывают определенною тему. Мемориальная коллекция связана с определенным человеком или историческим событием. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций называется музейным собранием.

Типы музейных предметов (источников).

Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:

¾ вещественные,

¾ изобрази­тельные,

¾ письменные,

¾ фонические источники,

¾ фото- источники,

¾ кино-источники.

Вещественные (вещевые) источники — музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и другие пред­меты разнообразного назначе­ния, которые содержат инфор­мацию о хозяйственной дея­тельности, бытовом укладе, социальной организации, эс­тетических и религиозных представлениях. Содержащая­ся в вещественном источнике информация передается непо­средственно через материаль­ную сторону предмета — его форму, устройство, материал, размер, вес, цвет.

Изобразительные источ­ники — это музейные предме­ты, которые содержат инфор­мацию, зафиксированную по­средством зрительного образа. Одни образы передают зри­тельное представление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете пред­метов. Эти образы создают произведения изобразитель­ного искусства — живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изобража­емым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения — чертежи, планы, карты.

Письменные источники — музейные предметы, со­держащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов. Пись­менные источники очень разнообразны, например, хроники, летописи, документы политичес­ких партий, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги.

Фонические источники — музейные предметы, на которых с помощью специальных технических при­способлений зафиксирована информация в виде зву­ков человеческой речи, шумов, музыки и др. Это восковые валики или цилиндры — первона­чальные носители запи­си, патефонные и грам­мофонные пластинки, магнитные ленты, ком­пактные диски.

Фото-источни­ки — музейные пред­меты, содержащие ин­формацию в виде изоб­ражения, полученного с помощью фотоаппа­ратуры. Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стек­ле, пленке и других ма­териалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, метал­ле, диапозитивы на стекле или пленке.

Кино-источники — музейные предметы, содержа­щие информацию в виде динамического изображе­ния, которое фиксируется и воспроизводится с помо­щью технических средств.

Предметы, относящиеся к источнику определен­ного типа, нередко содержат элементы источников другого типа. Элементы изобразительных источников часто присутствуют в книгах в виде, на­пример, миниатюр.

Соотношение в фондах тех или иных типов музей­ных предметов зависит от профиля музея и его конкрет­ной специфики. В музеях науки и техники преобладают, например, вещественные источники — машины, точные приборы, механизмы, а в литературных музеях представляют письменные источники.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1131.