Условия хранения музейных предметов. Учет музейных предметов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

13.Музей и образование: история взаимоотношений.

XIX век стал временем активного развития музеев, ориентированных на решение прежде всего образовательных задач. Среди них первыми по времени возникновения были музеи при высших учебных заведениях. В западноевропейских странах они стали появляться в последней трети XVII в., в России - во второй половине XVIII в., но только в XIX столетии их создание приобрело широкомасштабный характер. Наряду с важнейшей для них исследовательской функцией музеи высших учебных заведений призваны были выполнять не менее значимую задачу - обеспечивать наглядность в образовательном процессе.

В последней трети XIX в. началось реформирование школьного образования. Новые педагогические концепции предлагали уйти от формального, сухого и схоластического преподавания, убивающего творческое начало в человеке и перейти к предметности и наглядности в образовательном процессе. В ряде музеев стали создаваться службы взаимодействия с учителями средних школ для совместной работы по образованию учащихся.

Определенные итоги в области поисков новых форм воспитания учащихся музейными средствами подвела конференция на тему «Музеи как образовательные и воспитательные учреждения», которая проходила в 1903 г. в Мангейме. Роль председателя и главного докладчика на ней была отведена А. Лихтварку, который в своем выступлении подчеркнул, что XIX век добавил к университетам и академиям новое воспитательно-образовательное учреждение - музей.

Аналогичным образом, но несколько позже, чем в западноевропейских странах, стала развиваться образовательная деятельность российских музеев, которые, усваивая зарубежный опыт, формировали и свою собственную музейно-образовательную традицию. Новый, наглядный метод преподавания горячо отстаивали выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский и барон Н. А. Корф, считая, что знакомство с окружающим миром является важнейшим средством развития личности ученика, его творческих способностей.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть повседневной жизни человека, а основание новых музеев было характерным явлением культурной жизни столетия. Широкие масштабы приобрело музейное строительство в России: вначале XIX в. насчитывалось не более двух десятков музеев, а к началу первой мировой войны существовало примерно 180 публичных музеев.

В XIX в. завершается длительный процесс становления музея как социального института. В это время заканчивается формирование его наиважнейшего структурного элемента - учреждения, в условиях которого культурно-образовательная деятельность получила возможность полномасштабного развития. [Юренева, 2006, с. 233-237]

В настоящее время наблюдается процесс стремительной визуализации культуры и всех форм подачи зрительного материала в мировой системе информации. Мир созданных человеком предметов, находящихся в музейной среде, может быть охвачен только взглядом. Успешность процесса их восприятия и познания зависит от опыта личного общения с произведением, способности осмыслить полученную информацию и корректировать свои суждения в соответствии с ней. Музей дает опыт личного соприкосновения с отраженной в художественных памятниках реальностью истории, культуры и природы, который не способны обеспечить ни школа, ни телевидение, ни интернет. Процесс глобальной визуализации представляет для искусствоведов, психологов и культурологов серьезную и многоаспектную проблему. [Столяров, 2004, с. 116, 118]

Отзываясь на запросы школ в подготовке и проведении экскурсионных и лекционных циклов по определенным темам для учеников и занятий для учительской аудитории, отечественные художественные музеи зачастую ориентировались на искусствоведческий тип сознания, не соотнося его с задачами формирования визуальной грамотности и целостного художественного восприятия. Мысль о том, что целесообразнее подготовить учителя, предоставив ему миссию экскурсовода, высказанная еще в первые десятилетия ХХ в., приобрела особую популярность сегодня как в западных странах, так и в России. [Столяров, 2004, с. 177, 184]

Дата: 2019-02-19, просмотров: 338.