Модели музейной коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог
Д.Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой – способность посетителя понимать «язык вещей».

По мнению Д.Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказы-вания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В музей должны прийти новые специалисты – музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуни-кации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музеевед-ческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов.

Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посе-титель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.

Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения – не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.

Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-истори-ческого содержания» и позволяет общаться с иной культурой, и главное в ней – преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в общении между двумя культурами.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, а также от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.

В настоящее время не проведены социологические и психологические исследования в рамках «музей и посетитель», которые позволили бы музеям устанавливать «обратную связь» со своей аудиторией.

Отечественными музееведами (М. Б. Гнедовский, С. И. Дудник, В. М. Колчанов, В. М. Суринов и др.) понятие «музейная коммуникация» определяется как одно из центральных в современном музееведении, так как позволяет, с одной стороны, определить социальные задачи музея как механизма, обеспечивающего взаимодействие различных культур, а с другой стороны, включает в себя конкретные разработки, направленные на совершенствование форм и методов взаимодействия музея и аудитории.

Б. А. Столяровым, Е. А. Ковешниковой и др. на основе анализа имеющихся научных разработок были выделены модели музейной коммуникации:

– познавательная: посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний; музейный экспонат является предметом или содержанием общения (К. Хадсон);

– эстетическая: посетитель непосредственно общается с экспонатом; цель общения – эстетическое восприятие (Д. Вайлер, Г. Осборн);

– знаковая: посетитель через экспонат, как знак социально-исторического содержания, участвует в межвременном диалоге культур (Ю. Родемер);

– диалоговая: посетители общаются между собой, что способствует взаимодействию существующих в обществе ценностных установок (Е. Александер, Р. Стронг);

– междисциплинарная: общение специалистов разного профиля (музееведов, искусствоведов, педагогов и др.) (М. С. Каган, Б. А. Столяров).

Важной проблемой является эффективность музейной коммуникации.

Учеными выделены минимальные единицы анализа экспозиции как знаковой системы – элементарные акты музейной коммуникации:

− вовлечение посетителей в обсуждение, комментирование музейной экспозиции;

− привлечение зрителей к выявлению из естественной среды социально ценностных предметов материальной культуры, собиранию в коллекции и экспонированию.

На современном этапе музейная коммуникация происходит и через Интернет сайты музеев. Многие музейные сайты построены на принципах интерактивности.

На сайте Ставропольского государственного музея-заповедника можно виртуально посетить экспозиционные залы отделов природы, археологии, этнографии, галереи пейзажей заслуженного художника России П. М. Гречишкина, отдела истории казачества, выставок «Дорога к Победе» и «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» (stavmuseum.ru).

24.Представление отечественных и зарубежных музеев в ИНТЕРНЕТ: содержание сайтов, технологические решения.

Качественное улучшение в сфере Интернет-публикаций произошло в начале 2000-х. Наиболее современные в технологическом плане музеи решили предоставлять на своих музейных сайтах доступ к базам данных собственных коллекций (к примеру, Исторический музей в Берлине или Музей изобразительных искусств Сан-Франциско). Пример отечественного варианта представления базы данных в Интернете — сайт Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здесь имеется доступ к базе данных, содержащей сведения (короткое описание плюс изображение) почти обо всей музейной коллекции. Также есть поиск предметов из коллекции — в ответ на поисковый запрос выдаются оцифрованное изображение предмета с текстовым описанием.

Стоит упомянуть об особой группе музейных сайтов – виртуальных музеях (музеях, физически не существующих, а являющихся плодом воображения их создателей). Одним из удачных проектов считается «Виртуальный музей русского примитива». Его нельзя посетить в привычном смысле этого слова, однако он располагает виртуальным зданием, где имеются все необходимые для музея помещения – гардероб, администрация, буфет, экспозиционные залы, фондохранилище и даже туалет.

На сайте Государственного Эрмитажа со стандартными опциями соседствует не имеющий аналогов поиск предметов коллекции по свету (для этого необходимо выбрать из спектра нужные цвета и пропорции) и поиск по композициям (с помощью геометрических форм создаются цветовые области для показа примерной организации визуальных объектов в интересующем произведении). Также к любопытным решениям можно отнести «Виртуальную академию», содержащую мультимедиа-публикации по различным разделам. На сайте ГМИИ имени Пушкина имеется виртуальная демонстрация на основе так называемой «технологии трехмерной фотографии»: виртуальная прогулка по выставке «От Джотто до Малевича». Гость сайта прогуливается по выставочным залам ГМИИ с помощью кнопок «вправо-влево», «увеличить-уменьшить».

Сайт «Горизонты» — результат совместного российско-канадского проекта. Здесь представлены 250 картин канадских и русских художников-пейзажистов, творивших с 1860 по 1940 годы. В выставке принимали участие 14 российских и канадских музеев. Сайт «Соловки – Юнеско On-Line» обладает особенностью демонстрации в режиме реального времени видов на Соловецкий Кремль и Спасо-Преображенский собор, получая изображение с двух веб-камер. Сайт «Императорский дворец-музей Гу-Гун«, разработанный специалистами соответствующего тайваньского музея, представлен на 8 языках — не только на английском, французском, немецком и испанском (что не такая уж редкость), но и на русском — на зарубежных музейных сайтах такое увидишь не часто.

С середины 1990-х повсеместно распространяются персональные компьютеры и мультимедийные технологии, Интернет. Создается сервер «Музеи России».

В XXI веке встал вопрос о доступности мирового наследия для широких слоев населения. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 году (программа «ЮНЕСКО и информационное общество для всех»).
В рамках межнациональных контактов действует весьма важный документ, принятый Европейским сообществом, к которому присоединилась и Россия: «Меморандум взаимопонимания». Его суть сводится к следующему: каждый индивидуум имеет право доступа к мировому культурному наследию, но, чтобы реализовать это право, необходимо применять современные информационные технологии.

Важнейшей задачей для отечественных специалистов на сегодня является создание Российской Информационной сети по культурному наследию. В 2001 году Россия вступила в проект «Open Heritage». В России в статье 35 Закона о музейном фонде РФ сказано, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях РФ, открыты для доступа граждан. Очевидно, что это возможно осуществить лишь с помощью информационных технологий и в первую очередь сети Интернет, объединяющей миллионы людей.

Основные виды сервиса Интернет, используемые в настоящее время музеями: E-mail и WWW (World Wide Web). Всемирная паутина WWW – распределенная информационная система, где хранится информация разных пользователей, к которой имеется открытый доступ. Многое из того, что хранится в Интернете, может представлять интерес для пользователей и для музейных специалистов. Интернет открывает возможность доступа к электронным публикациям, хранящимся в Интернете, к сайтам и серверам, позволяет вести живую переписку между сотрудниками музеев, между музеями и посетителями.

Важнейшим видом представления музея и его услуг в Интернете являются электронные публикации. Электронная публикация (ЭП)- это публикация, в которой данные представлены в цифровой форме с использованием компьютерных технологий. Как и другим пользователям, музеям доступны технологии создания двух разных видов электронных публикаций: 1) ЭП, которые публикуются в окончательной форме, обычно они записаны на жестких носителях (CD-ROM, DVD). Они условно называются статическими ЭП, подлежат государственной регистрации; 2)ЭП, которые могут корректироваться после первоначальной публикации (динамические). Для них не разрабатывается регистрация.

Подобная ЭП называется сайтом. Сайт музея в Интернете отражает его лицо, обращенное к каждому пользователю сети, поэтому на создателях сайта лежит особая ответственность.
Обычно структура сайта включает в себя: последние новости Музея (информацию о вставках, событиях, акциях и прочее); общую информацию об услугах для посетителей (время работы, наличие магазинов, сувенирной продукции, стоимость входного билета, проезд и так далее), информацию об образовательных программах, научной, издательской и просветительской деятельности музея; на сайте обычно помещена история музея; информация о его современном состоянии, коллекциях, фондах, шедеврах.

При создании сайтов музеев приветствуется применение новых информационных технологий и оригинальных технологических решений. Важны: «легкость» восприятия страниц-экранов; оптимальность расположения и размеров управляющих элементов, удобство и простота навигации по сайту; удобство и простота поиска; высокий уровень мультимедийных элементов (интерактивность, гипертекст, анимация, видеофрагменты и так далее); качество изобразительного материала; наличие и удобство подсказок, справок, Help; оригинальность дизайна и цветовых решений; стабильность и быстрота работы сайта.

Одним из первых в мировом сообществе был создан российский сервер «Музеи России», обратившись к которому, можно с легкостью найти сайты самых разнообразных российских музеев: крупных, таких, как Эрмитаж, ГИМ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Дарвиновский музей, региональных: Карельский государственный краеведческий музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и многое другое. Эта информация может быть полезна для всех, кто интересуется культурным наследием. На сервере существуют разделы: «Новости и афиша», «Музеи и сайты», «Зарубежные музеи», «Музейному специалисту» (материалы музейных конференций, музейное законодательство), «Интернет-лекторий».

Специально для музейных профессионалов на сайте «Музей будущего» размещена информация о создании и использовании новейших информационных технологий в музейном деле (ссылки на другие подобные сайты). Существуют специальные поисковики (Яндекс, Рамблер и другие). Из зарубежных сайтов можно отметить проект Европейского сообщества Museum on-line, проект коммерческой фирмы Corbis, проект издательства Scala (в БД путем поиска посетитель выбирает изображение, оно появляется с кратким описанием, посетитель может заказать его слайд за определенную плату). Важнейшим направлением является создание совместных ресурсов, в которые интегрированы базы данных группы музеев, например, сервер «Музеи Омского Прииртышья». Особое место в Интернете занимают так называемые виртуальные музеи, например «Виртуальный музей русского примитива».




Дата: 2019-02-19, просмотров: 543.