Термин «мультимедиа» — англоязычный, и со временем смысл, вкладываемый в него, все расширяется. Мультимедиа — это технологии, подходы, методы реализации; по сути мультимедиа — это сложная система, которой нельзя дать четкое определение раз и навсегда. Сергей Новосельцев так трактует этот термин:
«Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды»
Есть некоторые признаки, благодаря которым можно распознать технологию мультимедиа:
Растет доля электронных публикаций в представлении информации о культурном наследии. ЭП представляет собой сумму данных (текстов, изображений, звуков), записанных в цифровом виде при помощи машинного носителя или компьютерной памяти, а также адаптированных для человеческого восприятия аппаратными и программными средствами. ЭП можно разделить на следующие категории:
Персональные компьютеры и мультимедиа технологии, Интернет повсеместно распространяются с середины 1990-х. Термин «мультимедиа» пришел в наш лексикон из англоязычных источников. Сегодня это понятие ассоциируется и с современными информационными технологиями, и с подходами и методами их реализации. Основными чертами мультимедиа является: хранение и обработка данных в цифровой форме, с применением компьютера; данные могут содержать текстовую, графическую, звуковую, видео и анимационную компоненты; использование гипертекста; использование интерактивности. С самого момента своего появления технология мультимедиа стала использоваться в таких областях, как культура, искусство, образование.
В России уже с 1990-х годов появляются электронные публикации, в которых в той или иной мере используются элементы мультимедиа (одна из первых — электронная версия картины А.Иванова «Явление Христа народу», 1990). В 1990-1991 годах группой энтузиастов из Армении была создана программа “Hiperguide to Armenia”, которая содержит элементы гипертекста, изображения, звуковое сопровождение. В этот же период специалистами фирмы ИНТЕРСОФТ была создана программа «Троице-Сергиева Лавра». В этой программе впервые появляются элементы анимации – «дрожащее» пламя свечи.
Электронные публикации являются сегодня важнейшим видом представления музея и его услуг. Электронная публикация (ЭП)- это публикация, в которой данные представлены в цифровой форме с использованием компьютерных технологий. Как и другим пользователям, музеям доступны технологии создания двух разных видов электронных публикаций: 1) ЭП, которые публикуются в окончательной форме, обычно они записаны на жестких носителях (CD-ROM, DVD). Они условно называются статическими ЭП, подлежат государственной регистрации; 2) ЭП, которые могут корректироваться после первоначальной публикации в Интернете (динамические). Для них не разрабатывается регистрация.
В 1990 Русский Музей выпустил интерактивный видеодиск «Шедевры Русского Музея», на котором было записано 1000 (а с учетом фрагментов 6000) изображений выдающихся произведений. В эти же годы были созданы интерактивные издания «Путешествие по Московскому Кремлю», «Прогулки по Государственному Эрмитажу» (ИНТЕРСОФТ). Эти программы обладали основными свойствами мультимедиа: интерактивный режим работы с текстом, с изображением, звуком, с использованием гипертекста, видеофрагментов. Ограничение – в объеме памяти. На 1994 год пришелся «мультимедийный взрыв»: технологии появляются на Российском рынке, мультимедийные компьютеры и CD-ROMы перестали быть экзотикой, технология была освоена многими предприятиями, сформировались специальные фирмы, многие музеи осознали необходимость создания электронных публикаций, в том числе, и на CD-ROM.
Среди ЭП на CD-ROM, встречаются публикации, выполненные в разных жанрах: путеводители по музеям; каталоги по музеям, альбомы; справочники; монографии; учебники; информационно-справочные ЭП. Обычно задача электронных путеводителей по музею – дать представление о музее. Структура CD-ROM может включать: новости Музея (информацию о выставках, событиях, акциях и так далее); общую информацию об услугах для посетителей (время работы, наличие магазинов, сувенирной продукции, стоимость входного билета, проезд и так далее); план музея, историю музея, информацию об образовательных программах, научной, издательской и просветительской деятельности музея; на сайте обычно помещается история музея; информация о его современном состоянии, коллекциях, фондах, шедеврах; экскурсию, шкалу времени, сведения о художниках, списки художников и произведений, виртуальные залы, словарь терминов.
При создании CD-ROMов музеев приветствуется применение новых информационных технологий и оригинальных технологических решений. Важны: «легкость» восприятия страниц-экранов; оптимальность расположения и размеров управляющих элементов, удобство и простота навигации; удобство и простота поиска; высокий уровень мультимедийных элементов (интерактивность, анимация, звук, видеофрагменты и так далее); качество изобразительного материала; наличие и удобство подсказок, справок, Help; оригинальность дизайна и цветовых решений; стабильность и быстрота работы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 409.